Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурированное по разделам и темам



2019-11-13 278 Обсуждений (0)
Структурированное по разделам и темам 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Южно-Уральский научный центр Российской академии образования

 

 

И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Д.В. Натарова

 

 

ВОЗРАСТНАЯ

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ

И ГИГИЕНА

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Челябинск

 
2019

УДК 611 : 612.6 (021)

ББК 28.860.7 : 28.903,7я73

О-65

 

Орехова, И.Л Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Д.В. Натарова; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 170 с.

 

 

ISBN

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, уровень образования – бакалавриат. В нем представлены содержание рабочей программы учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», лабораторно-практические работы, их теоретическое обоснование, список рекомендуемой литературы по каждой теме.

Пособие предназначено для студентов небиологических специальностей педагогического вуза. Может использоваться и для самостоятельной работы по изучению вопросов развития организма детей и подростков, гигиенических требований к организации образовательного процесса.

 

Рецензенты:

Л.Г. Буйнов, доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Б.А. Артеменко, кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

 

 

ISBN

 

 

 
© И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Д.В. Натарова, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА» ……………………………………………………………………  
Пояснительная записка………………………………………………….....  
Тематический план учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»……………………………………..  
Содержание дисциплины, структурируемое по разделам и темам………………………………………………………………………………  
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ…………………….  
Работа 1. Рефлекторная деятельность организма……………….  
Работа 2. Понятие о высшей нервной деятельности. Психофизиология познавательных процессов…………………..  
Работа 3. Память, внимание, работоспособность………………..  
Работа 4. Строение и функции отделов головного мозга ……  
Работа 5. Функциональные особенности зрительного и слухового анализаторов………………………………………………………….  
Работа 6. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным………………………..  
Работа 7. Оценка функционального состояния сердечно- сосудистой системы………………………………………………………….  
Работа 8. Оценка функционального состояния дыхательной системы………………………………………………………  
Работа 9. Гигиеническая оценка расписания, организации урока и перемены………………………………………………………………  
Работа 10. Гигиеническая оценка классной комнаты и ее оборудования………………………………………………………...  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………  
Основная литература……………………………………………………..  
Дополнительная литература……………………………………………...  

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Профессиональная подготовка будущих учителей, осуществляемая в педагогических вузах России, предусматривает изучение биолого-медицин-ских дисциплин всеми студентами независимо от их специализации. Задача, которую ставил в свое время К.Д.Ушинский, «…узнать человека во всех отношениях», чтобы воспитывать его тоже «во всех отношениях», не только не потеряла со времен классика педагогики своей актуальности, но, более того, приобрела еще большую значимость. Обусловливается это следующими факторами:

– во-первых, массовым и резким снижением за последние три десятилетия уровня здоровья подрастающего поколения, в связи с чем, именно здоровье становится для России, одним из важнейших аспектов военной и экономической безопасности страны, следовательно, и определяющим фактором общенациональной идеи;

– во-вторых, как показывают независимые исследования ведущих специалистов, проблема здоровья нации выходит за границы здравоохранения и медицины и приобретает полипредметную природу, во многом обусловленную экологией, экономикой и состоянием общего образования, которое является в России здоровьезатратным, а нередко и здоровьеразрушающим; 

– в-третьих, устранить здоровьезатратность образования можно только на основе его радикального целенаправленного обновления, что по силам не отдельным педагогам, а педагогическим коллективам;

– в-четвертых, базовый уровень готовности педагогов системы общего образования к оздоровительной работе с детьми и к оздоровлению самого образования должен формироваться на основе специальной подготовки студентов педагогических вузов; для этого нет других возможностей, кроме использования потенциала биолого-медицинских дисциплин, которые при некоторой модификации могли бы стать дидактической основой для эффективной реализации названного вида профессиональной подготовки педагогов.

Предлагаемое учебно-методическое пособие «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» призвано дополнить, расширить, углубить и интегрировать знания и навыки студентов педагогических вузов в образовательных областях, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Пособие построено таким образом, что может выполнить организующую роль для самостоятельной учебной работы студентов небиологических специальностей, осуществляемой как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях.

Задания, предусмотренные в пособии для самостоятельной работы студентов, позволяют углублять, обобщать, систематизировать и конкретизировать приобретаемые знания и навыки, продуктивно использовать их в комплексном процессе профессионального становления педагога. Они имеют разный уровень сложности, что позволяет использовать их не только при изучении нового материала на аудиторных занятиях, но и при повторении и закреплении опорных знаний, проверке усвоения и контроле за знаниями.

З.И. Тюмасева

 
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ

И ГИГИЕНА»

 

Пояснительная записка

Профессиональная подготовка бакалавров педагогики предусматривает изучение таких сопряженных вопросов анатомии, физиологии, гигиены, медицины, экологии, валеологии и безопасной жизнедеятельности, которые необходимы будущему учителю при решении важной задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся, создания безопасной, природосообразной образовательной среды.

Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» призвана формировать готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, обеспечить студентам независимо от их специализации знания об организме человека как открытой, саморегулирующейся системе, состоящей из отдельных функциональных систем, находящихся в тесной взаимосвязи. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, создание благоприятных условий гармоничного физического и умственного развития подрастающего человека требует от педагога глубоких знаний о закономерностях роста и развития его организма, возрастных морфофункциональных особенностях деятельности различных органов и систем, влиянии окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека.

Особенностью изучаемой дисциплины является ее интегрированный характер и комплексный подход, где человек рассматривается как целостная система, находящаяся в неразрывной связи с природной средой. В этой связи для успешного овладения содержанием дисциплины необходимы знания, умения и владения, полученные студентами при изучении школьного курса биологии. Учебная дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» имеет межпредметные связи с учебной дисциплиной «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Знания, полученные студентами при ее изучении, также необходимы для успешного прохождения педагогической практики в образовательных организациях.

Цель изучения дисциплины – дать необходимые знания о специфических особенностях организма человека, закономерностях его развития, функциональных возрастных возможностях детского организма, основных психофизиологических механизмах познавательной деятельности, содействовать становлению компетенций будущего педагога.

В процессе изучения дисциплины осуществляется формирование компетенций, обеспечивающих готовность будущего педагога к созданию условий безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами.

Задачи учебного курса:

– формирование системы знаний об основных закономерностях онтогенеза; строении и функциях жизнеобеспечивающих систем организма человека; особенности сенситивных периодов развития детского организма; физиологические основы психической деятельности человека;

– ознакомление студентов с основными гигиеническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям обучения;

– овладение методами определения и оценки уровня морфологического и функционального развития обучаемых;

– овладение способами организации здоровьесберегающего учебного процесса и создания безопасной образовательной среды.

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, то есть 72 часа, из них: 10 часов лекций, 22 часа лабораторных занятий и 40 часов самостоятельной работы студентов.

Система контроля уровня знаний и профессиональной подготовки студентов включает следующие виды: текущий контроль; рубежный контроль по разделу учебной дисциплины; промежуточная аттестация в форме зачета.

 

Тематический план учебной дисциплины

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Табл. 1. – Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности

(в часах)

Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов Всего
I Раздел 1. Возрастные особенности человека и взаимосвязь с окружающей средой 6 12 20 36

Продолжение табл. 1

1.1 Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены 2 2 4
1.1.1 Введение. Общие закономерности роста и развития организма 2   2 4
1.2 Нервная система и железы внутренней секреции как органы, регулирующие функционирование организма человека 4 8 8 20
1.2.1 Анатомия, физиология и гигиена нервной системы человека 2     2
1.2.2 Рефлекторная деятельность организма   2 2 4
1.2.3 Строение и функции отделов головного мозга   2   2
1.2.3 Анатомия, физиология, гигиена и экология эндокринной системы 2   2 4
1.2.4 Понятие о высшей нервной деятельности. Психофизиология познавательных процессов   2 2 4
1.2.5 Память, внимание, работоспособность   2 2 4
1.3 Сенсорные системы и их развитие на разных этапах онтогенеза, профилактика функциональных нарушений 4 4 8
1.3.1 Общие вопросы анатомии, физиологии и гигиены сенсорных систем     2 2
1.3.2 Функциональные особенности зрительного и слухового анализаторов   4 2 6
1.4 Обменные процессы в организме человека на разных этапах онтогенеза 4 4

Продолжение табл. 1

1.4.1 Обмен веществ и энергии с окружающей средой как условие существования человека     2 2
1.4.2 Анатомия, физиология и гигиена пищеварительной системы     2 2
II Раздел 2. Организм человека как открытая биологическая система 4 6 14 26
2.1 Моторные функции организма и их изменение на разных возрастных этапах 2 2 4 8
2.1.1 Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата 2   2 4
2.1.2 Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным   2 2 4
2.2 Анатомо-функциональные особенности сосудистой системы, возрастные особенности, гигиена и экология 2 2 5 9
2.2.1 Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой системы 2   2 4
2.2.2 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы   2 2 4
2.2.3 Лимфатическая система человека     1 1
2.3 Процессы выделения, возрастные изменения и гигиена органов выделения. Репродуктивная система 2 7 9
2.3.1 Анатомия, физиология и гигиена органов дыхания     2 2
2.3.2 Оценка функционального состояния дыхательной системы   2 2 4

Продолжение табл. 1

2.3.3 Органы мочеобразования и мочевыделения. Возрастные особенности     1 1
2.3.4 Кожа как орган выделения     1 1
2.3.5 Репродуктивная система организма человека     1 1
III Раздел 3. Профилактические и оздоровительно-гигиенические требования к деятельности образовательных учреждений 4 4 10
3.1 Гигиенические основы образования детей и подростков     2 4
3.2 Гигиеническая оценка расписания, организации урока и перемены   2 1 3
3.3 Гигиеническая оценка классной комнаты и ее оборудования   2 1 3
  ИТОГО 10 22 40 72

 

Содержание дисциплины,

структурированное по разделам и темам

Раздел 1



2019-11-13 278 Обсуждений (0)
Структурированное по разделам и темам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурированное по разделам и темам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)