Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 3. Определение индивидуальных особенностей ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей (ассоциативный эксперимент)



2019-11-13 1309 Обсуждений (0)
Задание 3. Определение индивидуальных особенностей ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей (ассоциативный эксперимент) 0.00 из 5.00 0 оценок




Ассоциативный эксперимент применяется для обнаружения условных рефлексов на словесные раздражители. Этот способ изучения высшей нервной деятельности человека не предполагает формирования новых условных рефлексов, но позволяет выявить характер и многообразие сложившихся в течение индивидуальной жизни условных связей, отражающих различные формы соотношения сигнальных систем.

 

Ход работы

1. Составьте список из 20 слов – существительных (пример в табл. 7).

2. Экспериментатор произносит каждое из них, а исследуемый должен быстро ответить на каждый словесный раздражитель первым пришедшим в голову словом – ассоциацией.

3. Зарегистрируйте ответы исследуемого и время, необходимое для возникновения ассоциации (латентный период).

Анализ результатов можно провести по нескольким позициям

1. Богатство временных связей. Если слова-ассоциации по всем предложенным исследуемому раздражителям ни разу не повторились, можно говорить о большом разнообразии временных связей, их богатстве. Если 1–2 слова повторялись – разнообразие временных связей среднее. Если несколько слов-ассоциаций повторяются многократно – разнообразие временных связей невелико.

2. Типы ВНД. Характер ответного слова является показателем какой-то степени преобладания у данного человека одной или другой сигнальной системы. Так, если на конкретные слова-раздражители даются обобщенные абстрактные ответы, можно говорить об относительном преобладании второй сигнальной системы и о мыслительном типе ВНД исследуемого. Конкретные образные ответы свидетельствуют о большом удельном весе первой сигнальной системы и о художественном типе ВНД. Для среднего типа ВНД характерны в равной мере образные и абстрактные ассоциации.

3. Работоспособность. Если латентный период колеблется в пределах 1–3 с, можно считать, что работоспособность исследуемого хорошая. Если же латентный период составляет более 3-х с и постепенно возрастает от первых слов до последних, то работоспособность может оцениваться как низкая.

4. Проявление торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 8–10 с и более, являются для исследуемого условным тормозом.

Оформление результатов

1. Полученные в ходе ассоциативного эксперимента результаты занести в таблицу 7.

2. Сделайте выводы об индивидуальных особенностях ВНД исследуемого: богатстве временных связей, типе ВНД, работоспособности и проявлении торможения.

Табл. 7. – Результаты ассоциативного эксперимента

Слова, предложенные исследуемому (20 слов) Слова-ассоциации Латентный период, с
Зима Время года 3
Цветок Ромашка 1
Кукла Игрушка 2
И т.д. И т.д. И т.д.

 

Задание 4. Определение функциональной асимметрии мозга у детей

Ход работы

1. «Переплетение пальцев рук». Быстро, не думая, переплести пальцы обеих рук. Сколько бы раз не повторялась проба, сверху всегда оказывается палец ведущей руки (правый у «правшей», левый – у «левшей»).

2. «Поза Наполеона». Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье раньше и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем.

3. «Аплодисменты». При проведении этой пробы активно перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активная.

4. Взять в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисовать (не глядя) круг, квадрат, треугольник. Сравнить качество линий и полноту изображения данной геометрической фигуры. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и точными.

5. Нарисуйте два квадрата 3х3 см и быстро заштрихуйте их вертикальными линиями сначала одной, а потом другой рукой. Число линий, нарисованных ведущей рукой, обычно больше (примерно на одну треть) и они получаются более аккуратными.

Оформление результатов

1. Заполните таблицу 8. Сделайте соответствующие выводы.

Табл. 8. – Методы определения функциональной асимметрии мозга

№ п/п Наименование теста Результаты
1 Динамометрия  
2 Переплетение пальцев рук  
3 Поза Наполеона  
4 Аплодисменты  
5 Одновременные действия обеих рук  
6 Рисование вертикальных линий  

2. Ознакомьтесь с характеристикой психофизиологических особенностей у людей с выраженной функциональной асимметрией головного мозга (табл. 9).

Табл. 9. – Функциональная асимметрия головного мозга

Левое полушарие головного мозга

Правое полушарие головного мозга  

Оперирует понятиями

Оперирует целостными конкретными образами  

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно  

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных  

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.  

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»  

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство  

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий  

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции  

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие  

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира  

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии  

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект  
   
2019-11-13 1309 Обсуждений (0)
Задание 3. Определение индивидуальных особенностей ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей (ассоциативный эксперимент) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 3. Определение индивидуальных особенностей ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей (ассоциативный эксперимент)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)