Задание 3. Определение индивидуальных особенностей ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей (ассоциативный эксперимент)
Ассоциативный эксперимент применяется для обнаружения условных рефлексов на словесные раздражители. Этот способ изучения высшей нервной деятельности человека не предполагает формирования новых условных рефлексов, но позволяет выявить характер и многообразие сложившихся в течение индивидуальной жизни условных связей, отражающих различные формы соотношения сигнальных систем.
Ход работы 1. Составьте список из 20 слов – существительных (пример в табл. 7). 2. Экспериментатор произносит каждое из них, а исследуемый должен быстро ответить на каждый словесный раздражитель первым пришедшим в голову словом – ассоциацией. 3. Зарегистрируйте ответы исследуемого и время, необходимое для возникновения ассоциации (латентный период).
1. Богатство временных связей. Если слова-ассоциации по всем предложенным исследуемому раздражителям ни разу не повторились, можно говорить о большом разнообразии временных связей, их богатстве. Если 1–2 слова повторялись – разнообразие временных связей среднее. Если несколько слов-ассоциаций повторяются многократно – разнообразие временных связей невелико. 2. Типы ВНД. Характер ответного слова является показателем какой-то степени преобладания у данного человека одной или другой сигнальной системы. Так, если на конкретные слова-раздражители даются обобщенные абстрактные ответы, можно говорить об относительном преобладании второй сигнальной системы и о мыслительном типе ВНД исследуемого. Конкретные образные ответы свидетельствуют о большом удельном весе первой сигнальной системы и о художественном типе ВНД. Для среднего типа ВНД характерны в равной мере образные и абстрактные ассоциации. 3. Работоспособность. Если латентный период колеблется в пределах 1–3 с, можно считать, что работоспособность исследуемого хорошая. Если же латентный период составляет более 3-х с и постепенно возрастает от первых слов до последних, то работоспособность может оцениваться как низкая. 4. Проявление торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 8–10 с и более, являются для исследуемого условным тормозом. Оформление результатов 1. Полученные в ходе ассоциативного эксперимента результаты занести в таблицу 7. 2. Сделайте выводы об индивидуальных особенностях ВНД исследуемого: богатстве временных связей, типе ВНД, работоспособности и проявлении торможения. Табл. 7. – Результаты ассоциативного эксперимента
Задание 4. Определение функциональной асимметрии мозга у детей Ход работы 1. «Переплетение пальцев рук». Быстро, не думая, переплести пальцы обеих рук. Сколько бы раз не повторялась проба, сверху всегда оказывается палец ведущей руки (правый у «правшей», левый – у «левшей»). 2. «Поза Наполеона». Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье раньше и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. 3. «Аплодисменты». При проведении этой пробы активно перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активная. 4. Взять в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисовать (не глядя) круг, квадрат, треугольник. Сравнить качество линий и полноту изображения данной геометрической фигуры. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и точными. 5. Нарисуйте два квадрата 3х3 см и быстро заштрихуйте их вертикальными линиями сначала одной, а потом другой рукой. Число линий, нарисованных ведущей рукой, обычно больше (примерно на одну треть) и они получаются более аккуратными. Оформление результатов 1. Заполните таблицу 8. Сделайте соответствующие выводы. Табл. 8. – Методы определения функциональной асимметрии мозга
2. Ознакомьтесь с характеристикой психофизиологических особенностей у людей с выраженной функциональной асимметрией головного мозга (табл. 9). Табл. 9. – Функциональная асимметрия головного мозга
|
2019-11-13 | 1309 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Задание 3. Определение индивидуальных особенностей ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей (ассоциативный эксперимент) |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы