Задание 4. Условные рефлексы и их торможение
Ход работы 1. Экспериментатор знакомит испытуемых с инструкцией по выполнению задания: «При команде «раз» вы должны поднять правую руку. Словесный сигнал «раз» выступает в качестве безусловного раздражителя, условным раздражителем является подъем правой руку экспериментатора, дифференцировочным раздражителем служит подъем левой руки экспериментатора. 2. Экспериментатор быстро поднимает правую руку (условный раздражитель) и в конце этого движения произносит команду «раз» (безусловный раздражитель). 3. В течение 3–5 повторений с интервалом в 15–20 секунд экспериментатор сочетает условный раздражитель (поднятие руки) с командой «раз». 4. На 4–6 пробе экспериментатор предъявляет лишь условный раздражитель и подсчитывает, у какого количества испытуемых вырабатывается условный рефлекс (они поднимают правую руку). 5. Повторить еще несколько раз сочетание команды «раз» и подъем правой руки. После этого экспериментатор внезапно поднимает левую руку (дифференцировочный раздражитель) и подсчитывает, у какого количества испытуемых наблюдается дифференцировка. 6. После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей экспериментатор последовательно предъявляет лишь условный раздражитель и подсчитывает, сколько потребовалось изолированных предъявлений условного раздражителя для полного угасания условного рефлекса. Оформление результатов работы Результаты работы занесите в таблицу 4. Ответьте на контрольные вопросы.
Табл. 4. – Условные рефлексы и их торможение
Контрольные вопросы 1. Как образуется и воспроизводится условный рефлекс? 2. Какой вид внутреннего торможения направлен на уточнение, специализацию временной связи и служит более тонкому приспособлению организма к окружающей среде? 3. Какой вид торможения предохраняет нервную систему от перевозбуждения, разрушения?
Задание 1. Ответьте на вопросы теста 1. Передачу информации от рецепторов в центральную нервную систему осуществляют: а) двигательные нейроны; б) вставочные нейроны; в) эффекторы; г) чувствительные нейроны. 2. Нейроны, передающие импульсы к рабочему органу, называются: а) афферентными; б) эфферентными; в) вставочными; г) чувствительными. 3. Преобразование сигналов, поступающих из окружающей среды, в нервные импульсы происходит в: а) эффекторах; б) рецепторах; в) спинном мозге; г) головном мозге. 4. Основой забывания ранее приобретенных знаний является __________ торможение условных рефлексов: а) угасательное; б) запаздывающее; в) дифференцировочное; г) запредельное. 5. У новорожденного ребенка первыми проявляются врожденные рефлексы: а) хватательный; б) дыхательный; в) сосательный. 6. Установите соответствие: между функцией нейрона и его видом:
7. Торможение условных рефлексов, которое лежит в основе различения похожих сигналов, называется: а) угасательное; б) дифференцировочное; в) запаздывательное; г) условный тормоз. 8. Наиболее верным можно считать следующее определение рефлекса: ответная реакция организма на: а) действие раздражителей, осуществляемая при участии и под контролем нервной системы; б) действие раздражителей внутренней среды; в) действие раздражителей внешней среды; г) действие раздражителей, осуществляемая без участия нервной системы. 9. Укажите причину развития внутреннего торможения условных рефлексов: а) сильный посторонний раздражитель; б) сильная боль; в) многократное неподкрепление условного раздражителя с безусловным; г) они вырабатываются раз и навсегда. 10.Соматическая нервная система осуществляет: а) управление движениями; б) управление органами чувств; в) управление работой сердца, желудка; г) управление высшей нервной деятельностью. 11. Симпатический и парасимпатический отделы принадлежат к: а) центральной нервной системе; б) автономной (вегетативной) нервной системе; в) соматической нервной системе; г) головному мозгу. 12. Парасимпатическая нервная система увеличивает: а) давление крови; б) движение кишечника; в) сокращение сердца; г) способность к обучению. 13. Более раннее созревание центров регуляции вегетативных функций по сравнению с соматическими – это пример ________ роста и развития: а) непрерывности; б) гетерохронности; в) надежности; г) гармоничности. 14. В состав простой рефлекторной дуги входит ______ нейронов (нейрона): а) 2; б) 1; в) 3; г) 4. 15. При возбуждении симпатических волокон сердечная деятельность: а) усиливается; б) ослабляется; в) сначала усиливается, затем ослабляется; г) не изменяется. 16. Рефлексы, классифицированные по биологическому значению, обозначьте буквой Б, а по анатомическому признаку – буквой А: а) пищевые; б) ориентировочные; в) вегетативные; г) оборонительные; д) соматические; е) спинномозговые. ж) половые; Ответ: А – __________________ Б – __________________ 17. Буквой Б пометьте суждения, относящиеся к безусловным рефлексам, а буквой У – к условным: а) одинаковы у всех представителей вида; б) врожденные реакции организма, передающиеся по наследству; в) постоянны в течение жизни индивида; г) приобретается организмом в процессе формирования жизненного опыта индивида; д) требуют участия коры больших полушарий; е) могут образовываться на любые раздражители пороговой силы. Ответ: Б – ___________________ У – ___________________ 18. Составьте правильный путь спинномозгового рефлекса: а) головной мозг; б) рецептор; в) мышца; г) спинной мозг. Ответ: _______________________ 19. Установите соответствие:
20. Установите соответствие между понятием и его характеристикой
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1022)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |