Основные теоретические положения
Головной мозг человека входит в состав центральной нервной системы. Он занимает практически всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. Строение головного мозга представлено на рисунках 4 и 5.
Рис. 4. Таламус и другие части головного мозга на срединном продольном разрезе головного мозга (Сапин М.Р., 1995) 1 – гипоталамус, 2 – полость III желудочка, 3 – передняя (белая) спайка, 4 – свод мозга, 5 – мозолистое тело, 6 – межталамическое сращение, 7 – таламус, 8 – эпиталамус, 9 – средний мозг, 10 – мост, 11 – мозжечок, 12 – продолговатый мозг.
Рис. 5. Верхнелатеральная поверхность полушария большого мозга (Сапин М.Р., 1995) 1 – предцентральная борозда, 2 – предцентральная извилина, 3 – центральная борозда, 4 – постцентральная извилина, 5 – верхняя теменная долька, 6 – внутритеменная борозда, 7 – нижняя теменная долька, 8 – угловая извилина, 9 – затылочный полюс, 10 – нижняя височная извилина, 11 – нижняя височная борозда, 12 – средняя височная извилина, 13 – верхняя височная извилина, 14 – латеральная (боковая) борозда, 15 – глазничная часть, 16 – нижняя лобная извилина, 17 – нижняя лобная борозда, 18 – средняя лобная извилина, 19 – верхняя лобная борозда, 20 – верхняя лобная извилина.
Ствол мозга.В этот отдел мозга физиологи включают продолговатый мозг, варолиев мост и средний мозг. В стволе обнаруживаются признаки, присущие спинному мозгу: – признаки сегментарности; они выражаются в последовательном расположении ядер черепных нервов и выходе из мозга их корешков; – продолжающееся из спинного мозга в ствол топографическое развитие двигательных, вегетативных и чувствительных ядер. Отличительные признаки стола головного мозга от спинного мозга: – нет четких признаков сегментарности; – серое вещество в стволе мозга представлено отдельными скоплениями нейронов – ядрами черепных нервов, с III по ХII пару включительно. Ствол мозга содержит важные структуры, принимающие участие в регуляции мышечной активности: двигательные ядра черепно-мозговых нервов, вестибулярные ядра, красное ядро, ретикулярную формацию, нейроны покрышки четверохолмия (тектум), черную субстанцию. Продолговатый мозг построен из белого и серого вещества. Серое вещество представлено ядрами IХ–ХII пар черепных нервов, олив, центрами дыхания и кровообращения, ретикулярной формацией. ХII пара – подъязычный нерв, двигательный – иннервирует собственные и скелетные мышцы языка; ХI пара – добавочный нерв, двигательный – иннервирует мышцы шеи, плечевого пояса, гортани и глотки (вызывает сокращение грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц); Х пара – блуждающий нерв, смешанный – иннервирует гортань (соматический рефлекс), парасимпатическая иннервация органов грудной и верхней половины брюшной полости (вегетативные рефлексы); IХ пара – языкоглоточный, смешанный – иннервирует мускулатуру глотки, языка, слюнные железы (парасимпатическая часть), вкусовые сосочки языка (сенсорная часть). Варолиев мост представлении ядрами V–VIIIпар черепных нервов. VIII пара – преддверно-улитковый нерв, чувствительный – вестибулярные ядра получают импульсы от вестибулорецепторов и участвуют в регуляции позы и равновесия тела; улитковые ядра иннервируют слуховые рецепторы; VII пара – лицевой, смешанный – вызывает сокращение мимических мышц (соматический рефлекс), слюноотделение и слезообразование (вегетативная функция); VI пара – отводящий нерв, двигательный – управляет движением глаз в различных направлениях; V пара – тройничный нерв, смешанный – иннервирует жевательную мускулатуру и вызывает движение нижней челюсти. Средний мозг представлен четверохолмием и ножками мозга. Включает в себя ядра глазодвигательного (III пара) и блокового (IV пара) нервов. IV пара – блоковой, двигательный – иннервирует мышцы глаза. III пара – глазодвигательный нерв – иннервирует мышцы глаза, выполняя моторную функцию: движения глаз, сужение зрачка и изменение формы хрусталика (аккомодация).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |