Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теоретические положения



2019-11-13 342 Обсуждений (0)
Основные теоретические положения 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологические (психические) резервы нашего организма могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление, эмоции, с мотивацией деятельности человека и определяющие тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации. Психологические резервы можно рассматривать как переходное звено функциональных возможностей человека, которое соединяет его организм с окружающей средой. Это дает основание рассматривать психологические резервы человека как фактор, определяющий надежность деятельности, под которой понимается интегральное качество эффективно и стабильно выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях.

Память и внимание, так же как мышление, сознание и речь относятся к высшим психическим (мозговым) функциям.

Психика (греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам; синоним: психическая деятельность) – системное свойство мозга, заключающееся в активном отражении и понимании человеком объектов и предметов окружающего мира.

Память – один из познавательных процессов, в результате которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют:

1) образную память, возникающую при однократном восприятии запоминаемой ситуации;

2) условно-рефлекторную, возникающую в ходе повторных сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке условного рефлекса;

3) эмоциональную память, проявляющуюся в закреплении и последующем воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний;

4) словесно-логическую память, память на мысли человека в словесной (вербальной) форме; обеспечивает мыслительную и речевую деятельность человека.

Помимо этого выделяют модально-специфические виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и другие.

По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют память долговременную, кратковременную, оперативную.

На функцию памяти оказывают влияние эмоции, внимание, степень заинтересованности, целеустремленности.

Внимание – сосредоточенность, избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент. Функция внимания развивается на базе врожденного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений во внешней среде. Оно проявляется в локальной активации определенного участка коры больших полушарий и в торможении остальных зон коры.

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) – внимание, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания: неожиданность раздражителя, относительная сила раздражителя, новизна раздражителя, движущиеся предметы, контрастность предметов или явлений, внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание. Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Послепроизвольное внимание – вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Свойства внимания

· Концентрация удержание внимания на каком-либо объекте, интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

· Объем это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Согласно Л.В. Корневой, объем внимания колеблется от 4–7 объектов.

· Устойчивость характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.

· Переключаемость – сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам, рассеянности.

· Распределение способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

Работоспособность –это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

            1     2         3    4       5 6    7    8               9

Часы работы

а – фаза врабатываемости, нарастание трудоспособности;

б – фаза оптимальной, устойчивой работоспособности;

в – фаза утомления, снижение трудоспособности;

г – обеденный перерыв

Рис. Динамика работоспособности в течение рабочего дня

Дни

недели

    Понед.  Вторн. Среда Четверг Пятница

 

Рис. 5. Динамика работоспособности в течение рабочей недели



2019-11-13 342 Обсуждений (0)
Основные теоретические положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теоретические положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)