Психологические особенности лиц, подверженных влиянию сект
Выделяют четыре группы лиц, подверженных влиянию тоталитарных сект. В качестве первой группы выделяют тех, кто идет в секту из-за некоторых особенностей психического развития. Действительно, большинство считает, что в секту в основном подаются люди ущербные, неполноценные,страдающие психическими заболеваниями. Обычно такие люди повышенно внушаемы, и вследствие этого их легко, настроив соответствующим образом, сделать слепым орудием в умелых руках. Их удобно демонстрировать новичкам как особо духовно «продвинутых». Кроме того, они пригодны для усиления психического «заражения» в группе, т. е. для распространения религиозных переживаний на окружающих. Современными исследователями выявлена положительная связь между психической импульсивностью со склонностью к внешним проявлениям религиозности. Существуют два основных типа религиозных личностей: 1) «внутренний», имманентно присущий. Для личностей этого типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой. Нерелигиозные потребности и интересы имеют для них второстепенное значение, все свое поведение они стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям; 2) «внешний», органически не присущий. Для личностей данного типа религия является лишь способом достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. В эту группу могут попадать не обязательно лица с наследственным отягощением или фиксированным заболеванием. Условиями ухода в секты выступают психозы и неврозы любой этиологии. Действительно, Л. Фрэнсис и Дж. Беннефт установили связь психозов и неврозов с экзальтированной религиозностью. Религиозные культы с их идеями исключительности и привилегированности влекут к себе лиц с самовлюбленным, нарциссическим поведением. Для определенной части таких молодых людей характерно так называемое регрессивное поведение, связанное с «эмоциональным растворением», т. е. склонностью к абсолютному подчинению религиозным идеям, а также уходу в свои переживания или служению идеалам. Такие состояния становятся своего рода убежищем,иногда усиливающиеся приемом наркотиков. Некоторые исследователи объясняют стремление этих людей к мистическим переживаниям и вере в паранормальные явления обостренной и не получающей удовлетворения потребностью к самоактуализации. При этом разные культы влекут к себе лиц с разными акцентами проявления психики в пределах нормы (акцентуациями). По мнениию В. Мисснера, иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мистические переживания, чаще привлекают истероидов, в то же время идеи ненависти к врагам веры сильнее влекут к себе лиц с паранояльной акцентуацией, нередко превращающие их в ярых фанатиков, а культы, исповедующие жертвенность, гипертрофию страдания, - удел депрессантов. Депрессия делает человека особо восприимчивым к идеям греховности, бренности мира, необходимости искупления. Недаром в наше время значительный контингент сект - это люди, оставшиеся без поддержки близких или друзей в период угнетенного настроения и получившие утешение у новых «братьев» и «сестер». Поскольку депрессивное состояние не длится вечно, а продолжается обычно от нескольких недель до нескольких месяцев, то наступающее затем естественное выздоровление легко выдается за благотворное действие приобщения к секте. Лица с паранойяльной акцентуацией (что существенно для сект) первыми заражаются нужным настроением и могут катализировать общий процесс при различных групповых «радениях». Их фанатизм проявляется в том, что уже с начала своего «служения» они постоянно удваивают свои усилия ради распространения «правильной» веры. Затем эти усилия становятся самоцелью, т. е. происходит смещение «мотива на цель», и они совершенно забывают саму цель, для достижения которой первоначально эти усилия были предназначены. Постепенно из памяти фанатиков изглаживается не только сам предмет устремлений, но и аргументы, оправдывающие и питающие фанатизм. Вторую группу представляют лица здоровые, но со слабым характером. Для них секта обладает особой притягательностью, поскольку свобода представляется им тяжким бременем. Они не способны ежедневно проявлять свою самостоятельность и потому стремятся избавиться от ответственности любым способом. Таким нерешительным людям включение в жизнь тоталитарной секты дает возможность обретения «нравственных костылей», т. е. той опоры, которая представляется им намного более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы («Там за меня все решат, а я буду только выполнять»). У слабовольных молодых людей отсутствие прочных жизненных доминант, т.е. неспособность проявлять настойчивость в достижении серьезной цели и обретать соответственно подлинный смысл жизни, провоцирует поиск душевного комфорта без длительных усилий (хочу все сразу и вчера!). Подобная установка нередко ведет к приему наркотиков, а удовлетворение от первых доз выступает как фактор, временно стабилизирующий психическое состояние. Hа фоне временного улучшения самочувствия ускоряется привыкание к наркотику, возникновение зависимости от него. Однако глубинная трансформация личности и развитие зависимости возможно не только от наркотика. Это могут быть алкоголь, компьютерные игры или современная поп-музыка. Разные формы зависимости имеют физиологические отличия, но сходны по своим психологическим последствиям: разрушение личности, ослабленная психика, что и облегчает втягивание таких людей в жизнь секты. Примечательно, что переживаемые на фоне зависимости приятные состояния не сводятся только к эйфории, но компенсируют и неудовлетворенность из-за социально-психологической дезадаптации, беспомощности в конструктивном развитии жизненных планов. Одновременно разрушаются нормальные способы общения, нарастает страх перед людьми, осуждающими наркоманов, терзает постоянный страх быть отвергнутым близкими... В этом случае уход в секту представляется истинным избавлениемот всех трудностей. Нежелание сознаться себе в предательстве прежних надежд, в недостойном отношении к близким, чего собственное сознание перенести не в силах, включает психологическую защиту. Она меняет и восприятие, и логику, и поведение личности. Автоматически трансформируется, огрубляется восприятие, повышаются его пороги, что снижает субъективную оценку ситуации, позволяет расслабиться и снять контроль своего поведения. Таким образом, ослабляется чувство ответственности, позволяя на некоторое время усыпить внутреннего цензора. Третья группа представлена, прежде всего, неудачниками- людьми, не сумевшими себя реализовать в семейной жизни или в профессиональной деятельности. Можно сказать, что они страдают от «престижной неудовлетворенности» - ровесников, сослуживцев, учителей. Им остро не хватает внимания, уважения и любви близких людей. У многих инфантильных юношей и девушек вообще отсутствует опыт нормальных, доброжелательных отношений со взрослыми. Они нуждаются в поддержке, готовы за эту поддержку покровителя, наставника полностью им повиноваться, поскольку такое повиновение превращает их опять в детей. Их отличает чувство слабости и страха. Чем сильнее внутренняя неуверенность, тем более выражено стремление вернуть веру в себя. Это настоятельная потребность в идее, способной заместить ослабевшее «Я». Тогда отвращение к самому себе компенсируется образом себя как героя - приверженца идеи. В настоящее время ощущается огромный дефицит в духоподъемных идеях. Пока наше общество не выполняет своей обязанности - создавать мифы и символы, помогающие согражданам справляться с тревогой и отчаянием. Когда символы, имеющие трансцендентное значение отсутствуют, люди лишаются специфической защиты, не могут преодолеть потерю работы или побороть возникшее заболевание. Чаще других представители этой группы приходят в секты из тех семей, где у ребенка нарушено формирование базовых ценностей,отсутствует душевное тепло и царит жесткий, авторитарный стиль воспитания. Поскольку эти люди бегут от душевной боли, которую им причинил внешний мир, они предпочитают те формы поддержки, которые вновь возвращают их в детство, избирают организации, близкие к структуре семьи, обеспечивающие внутреннее равновесие и определенные идеалы. В секте они видят возможность возврата самоуважения, которое, как известно, растет по мере того, как человек приближается стандартам, установленным им для самого себя. Приход в секту подогреваете неудовлетворяемым обществом спросом на «настоящих героев» и надеждами, что в секте можно стать если и не героем, то избранным. Здоровый человек может ощущать себя неудачником по разным причинам. Достаточно часто такое состояние наступает после перенесенного стресса.В этом плане для нас интересны исследования, обнаружившие, что рост религиозности обладает буферным влиянием, т. е. смягчает проявления стресса, возникшего по любой причине. В группе здоровых людей особенно уязвимы подростки. У них одновременно с формированием стресса часто наблюдается нарушение самооценки. В мышлении подростка или молодого человека обнаруживается ряд отклонений от нормы в сторону примитивных подростковых форм. А это, в свою очередь, приводит к недостаточному отграничению существенных элементов от второстепенных, нарушению процесса обобщения, возвращению к детскому конкретно-ситуативному характеру мышления, его инерционности из-за затруднений в словесном обозначении понятий. Обнаруживаются известная поверхностность, легковесность суждений, неустойчивость внимания, эмоциональная беспечность («море по колено»). У «обращенных» этого типа отмечается колоссальный дефицит человеческого внимания и общения. В секте такой дефицит провоцирует у них расцвет надежды, что неудачная прошлая реализация себя в одном социальном окружении не противоречит успехам в другом. Человек не осознает, что облегчение наступает за счет самой ориентации на новую среду обитания, снижающей напряженность исходного когнитивного диссонанса. Вместе с тем важно, что субъективно они ощущают некое улучшение душевного равновесия и гармонии с миром. Особенно если новая среда предоставляет им такую референтную группу, которая поддерживает их в трудную минуту. К факторам, повышающим уязвимость людей данной группы при попадании в секту, относят разнообразные критические ситуации и переломные моменты в их личной биографии. Вероятность нервных срывов сильно возрастает во время периодов, приводящих к смене жизни: - в первый год вне семьи, при смене работы или ее потере; на первом курсе или после окончания учебного заведения; под влиянием внезапной болезни, смерти близкого человека. К ситуационным факторам относят также развод, безработицу, переезд, учебу в чужом городе. Во всех этих случаях секта обещает помочь справиться с кризисом, заменить формой религиозного статуса отсутствие у человека достойного социального положения. Четвертую группу составляют полноценные и духовно развитые люди, стремления которых к идеализированным моральным и этическим ценностям остались невостребованными в нашем обществе. Свойственное им ощущение одиночества происходит не от того, что вокруг никого нет, но от невозможности донести до других то, что человеку представляется важным, от того, что никто не разделяет их мыслей и мнений. Таких людей можно даже рассматривать как цвет общества. Недовольство своими социальными контактами может у них обостряться, если выдвинутые ими прекрасные идеи и идеалы для общества представляются несовременными или нереалистичными. Подростки и молодежь этой группы находятся в «зоне риска». Они еще относительно свободны от серьезной ответственности на работе или семейных обязательств: у них существенно нарушены оценочные способности, при этом нарушены неравномерно. Все, относящееся к самому юноше, переоценивается, а что находится вне его, недооценивается. Такое состояние тесно связано с остаточным детским эгоцентризмом. Недостаток полноценного жизненного и рабочего опыта позволяет им «консервировать» наивность и идеализм, оставляя их незащищенными перед лицемерными обещаниями сектантов. Подростки стремятся туда тем быстрее, чем чаще окружающие их отвергают как идеалистов. Подобная социальная инфантильность, незрелость вызревает в результате «тепличных условий» воспитания, преднамеренного ограждения подростка или даже молодого человека от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий для достижения каких-либо жизненных целей. На этом фоне у молодого человека может возникнуть мысль, что здесь, в этой семье, в этом обществе, воплощение его идей невозможно, но есть сообщества, где они уже воплощаются. Уже на этом этапе начинается построение новой картины мира,противостоящей неприемлемой реальности. Такая позиция подвигает к поиску людей, понимающих и разделяющих его высокие стремления. Вообще говоря, крах надежд на быстрое, легкое, почти волшебное воплощение своих идей ставит идеалиста перед выбором; наиболее кардинальное решение - самоубийство. Второе - изоляция от общества вместе с другими отчаявшимися. Третье - избавление от лиц, которым приписывается ответственность за крах надежд. И - излечение от иллюзий, т.е. начало новой жизни в реальном мире. Понятно, что если молодой человек не решился на отчаянный шаг, но все еще не набрался мужества войти в реальную действительность, то секта совмещает и вторую и третью возможности для облегчения его душевного состояния. Выделяют следующую специфику притягательности юношеских религий: 1) упрощенную перспективу на будущее (для слабых); 2) избавление от застенчивости и навязчивого самоанализа (для лиц с пониженной самооценкой); 3) ослабление чувства личной вины (для депрессантов); 4) реализацию роли авторитарного главаря, старшего брата (для лиц с паранояльной акцентуацией); 5) исключение ситуации противостояния детей и родителей (для лиц из проблемных семей). Вместо родителя предлагается образ гуру, наделенного Максимализми идеализм - нормальное возрастное явление. Специфика человеческого развития такова, что здоровые молодые люди, вступающие в кризисный период полового созревания, часто выглядят странными и даже внушающими опасения. Однако все эти особенности представляют обычные возрастные акцентуацииличности в попытках поиска своего пути. Это весьма действенный механизм достижения желаемого уровня социализации при отсутствии жизненного опыта. Духовная поддержка в период, когда бурно формируется самосознание, так вдохновляет, что молодой человек может потерять бдительность и контроль над окружающей действительностью. Как правило, это «домашние», чистые и добрые молодые люди. Они неравнодушны и эмоционально чувствительны к чужой боли. Для снятия напряженности, возникающей от окружающей несправедливости, они видят одну возможность - приобщение к чему-то высокому, главному, имеющему целью искоренение зла. Такие люди идут в секту в надежде не только обрести веру и разобраться в себе, но и преобразоватьокружающий мир. Их одаренность, искренность и доверчивость предопределяет фактор риска. Не чувствуя опасности они с легкостью становятся на путь участия в жизни секты, считая, что он приведет их и к собственному возвышению.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |