Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности лиц, подверженных влиянию сект



2019-11-13 357 Обсуждений (0)
Психологические особенности лиц, подверженных влиянию сект 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделяют четыре группы лиц, подверженных влиянию тоталитарных сект.

В качестве первой группы выделяют тех, кто идет в секту из-за некоторых осо­бенностей психического развития. Действительно, большинство считает, что в секту в основном подаются люди ущербные, неполноценные,страдающие психическими заболеваниями. Обычно такие люди повышенно внушаемы, и вследствие этого их легко, настроив соответствующим образом, сделать слепым орудием в умелых руках. Их удобно демонстрировать новичкам как особо духовно «продвинутых». Кро­ме того, они пригодны для усиления психического «заражения» в группе, т. е. для распространения религиозных переживаний на окружающих.

Современными исследователями выявлена положительная связь между психической импульсивностью со склонностью к внешним проявлениям религиозности. Существуют два основных типа религиозных личностей:

1) «внутренний», имманентно присущий. Для личностей этого типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой. Нерелигиозные потребности и интересы имеют для них второстепенное значение, все свое поведение они стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям;

2) «внешний», органически не прису­щий. Для личностей данного типа религия является лишь способом достижения жизненных целей, внешних по отноше­нию к самой религии. В эту группу могут попадать не обязательно лица с на­следственным отягощением или фиксированным заболеванием.

Условиями ухода в секты выступают психозы и неврозы любой этиологии. Дей­ствительно, Л. Фрэнсис и Дж. Беннефт установили связь психо­зов и неврозов с экзальтированной религиозностью. Религиозные культы с их идеями исключительности и привилегированности влекут к себе лиц с самовлюбленным, нарциссическим пове­дением. Для определенной части таких молодых людей характерно так называемое регрессивное поведение, связанное с «эмоциональным растворением», т. е. склонностью к абсолютному подчинению религиозным идеям, а также уходу в свои переживания или служению идеалам. Такие состояния становятся своего рода убежищем,иногда усиливающиеся приемом наркотиков. Некоторые ис­следователи объясняют стремление этих людей к мистическим переживаниям и вере в паранормальные явления обостренной и не получающей удовлетворе­ния потребностью к самоактуализации.

При этом разные культы влекут к себе лиц с разными акцентами проявления психики в пределах нормы (акцентуациями). По мнениию В. Мисснера, иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мис­тические переживания, чаще привлекают истероидов, в то же время идеи ненависти к врагам веры сильнее влекут к себе лиц с паранояльной акцентуацией, нередко превращающие их в ярых фанатиков, а культы, исповедующие жерт­венность, гипертрофию страдания, - удел депрессантов. Депрессия делает че­ловека особо восприимчивым к идеям греховности, бренности мира, необходи­мости искупления. Недаром в наше время значительный контингент сект - это люди, оставшиеся без поддержки близких или друзей в период угнетенного на­строения и получившие утешение у новых «братьев» и «сестер». Поскольку деп­рессивное состояние не длится вечно, а продолжается обычно от нескольких недель до нескольких месяцев, то наступающее затем естественное выздоровле­ние легко выдается за благотворное действие приобщения к секте.

Лица с паранойяльной акцентуацией (что существенно для сект) первыми заражаются нужным настроением и могут катализировать общий процесс при различных групповых «радениях». Их фанатизм проявляется в том, что уже с начала своего «служения» они постоянно удваивают свои усилия ради распро­странения «правильной» веры. Затем эти усилия становятся самоцелью, т. е. происходит смещение «мотива на цель», и они совершенно забывают саму цель, для достижения которой первоначально эти усилия были предназначены. По­степенно из памяти фанатиков изглаживается не только сам предмет устрем­лений, но и аргументы, оправдывающие и питающие фанатизм.

Вторую группу представляют лица здоровые, но со слабым характером. Для них секта обладает особой притягательностью, поскольку свобода представля­ется им тяжким бременем. Они не способны ежедневно проявлять свою само­стоятельность и потому стремятся избавиться от ответственности любым спо­собом. Таким нерешительным людям включение в жизнь тоталитарной секты дает возможность обретения «нравственных костылей», т. е. той опоры, кото­рая представляется им намного более прочной, чем шаткое основание индиви­дуальной свободы («Там за меня все решат, а я буду только выполнять»).

У слабовольных молодых людей отсутствие прочных жизненных доминант, т.е. неспособность проявлять настойчивость в достижении серьезной цели и обретать соответственно подлинный смысл жизни, провоцирует поиск душев­ного комфорта без длительных усилий (хочу все сразу и вчера!). Подобная уста­новка нередко ведет к приему наркотиков, а удовлетворение от первых доз вы­ступает как фактор, временно стабилизирующий психическое состояние. Hа фоне временного улучшения самочувствия ускоряется привыкание к наркоти­ку, возникновение зависимости от него. Однако глубинная трансформация личности и развитие зависимости возможно не только от наркотика. Это могут быть алкоголь, компьютерные игры или современная поп-музыка. Разные формы зависимости имеют физиологические отличия, но сходны по своим пси­хологическим последствиям: разрушение личности, ослабленная психика, что и облегчает втягивание таких людей в жизнь секты.

Примечательно, что переживаемые на фоне зависимости приятные состо­яния не сводятся только к эйфории, но компенсируют и неудовлетворенность из-за социально-психологической дезадаптации, беспомощности в конструк­тивном развитии жизненных планов.

Одновременно разрушаются нормаль­ные способы общения, нарастает страх перед людьми, осуждающими нарко­манов, терзает постоянный страх быть отвергнутым близкими... В этом случае уход в секту представляется истинным избавлениемот всех трудностей. Неже­лание сознаться себе в предательстве прежних надежд, в недостойном отно­шении к близким, чего собственное сознание перенести не в силах, включает психологическую защиту. Она меняет и восприятие, и логику, и поведение личности. Автоматически трансформируется, огрубляется восприятие, повы­шаются его пороги, что снижает субъективную оценку ситуации, позволяет расслабиться и снять контроль своего поведения. Таким образом, ослабляет­ся чувство ответственности, позволяя на некоторое время усыпить внутрен­него цензора.

Третья группа представлена, прежде всего, неудачниками- людьми, не сумев­шими себя реализовать в семейной жизни или в профессиональной деятельно­сти. Можно сказать, что они страдают от «престижной неудовлетворенности» - ровесников, сослуживцев, учителей. Им остро не хватает внимания, уважения и любви близких людей. У многих инфантильных юношей и девушек вообще от­сутствует опыт нормальных, доброжелательных отношений со взрослыми. Они нуждаются в поддержке, готовы за эту поддержку покровителя, наставника пол­ностью им повиноваться, поскольку такое повиновение превращает их опять в детей. Их отличает чувство слабости и страха. Чем сильнее внутренняя неуве­ренность, тем более выражено стремление вернуть веру в себя.

Это настоятельная потребность в идее, способной заместить ослабевшее «Я». Тогда отвращение к самому себе компенсируется образом себя как героя - при­верженца идеи. В настоящее время ощущается огромный дефицит в духоподъемных идеях. Пока наше общество не выполняет своей обязанности - созда­вать мифы и символы, помогающие согражданам справляться с тревогой и отчаянием. Когда символы, имеющие трансцендентное значение отсутствуют, люди лишаются специфической защиты, не могут преодолеть потерю работы или побороть возникшее заболевание.

Чаще других представители этой группы приходят в секты из тех семей, где у ребенка нарушено формирование базовых ценностей,отсутствует душевное теп­ло и царит жесткий, авторитарный стиль воспитания. Поскольку эти люди бегут от душевной боли, которую им причинил внешний мир, они предпочитают те формы поддержки, которые вновь возвращают их в детство, избирают организа­ции, близкие к структуре семьи, обеспечивающие внутреннее равновесие и оп­ределенные идеалы. В секте они видят возможность возврата самоуважения, ко­торое, как известно, растет по мере того, как человек приближается стандартам, установленным им для самого себя. Приход в секту подогреваете неудовлетворяемым обществом спросом на «настоящих героев» и надеждами, что в секте можно стать если и не героем, то избранным.

Здоровый человек может ощущать себя неудачником по разным причинам. Достаточно часто такое состояние наступает после перенесенного стресса.В этом плане для нас интересны исследования, обнаружившие, что рост рели­гиозности обладает буферным влиянием, т. е. смягчает проявления стресса, воз­никшего по любой причине.

В группе здоровых людей особенно уязвимы подростки. У них одновремен­но с формированием стресса часто наблюдается нарушение самооценки. В мыш­лении подростка или молодого человека обнаруживается ряд отклонений от нормы в сторону примитивных подростковых форм. А это, в свою очередь, при­водит к недостаточному отграничению существенных элементов от второсте­пенных, нарушению процесса обобщения, возвращению к детскому конкрет­но-ситуативному характеру мышления, его инерционности из-за затруднений в словесном обозначении понятий. Обнаруживаются известная поверхност­ность, легковесность суждений, неустойчивость внимания, эмоциональная бес­печность («море по колено»). У «обращенных» этого типа отмечается колоссальный дефицит человече­ского внимания и общения. В секте такой дефицит провоцирует у них расцвет надежды, что неудачная прошлая реализация себя в одном социальном окру­жении не противоречит успехам в другом. Человек не осознает, что облегчение наступает за счет самой ориентации на новую среду обитания, снижающей на­пряженность исходного когнитивного диссонанса. Вместе с тем важно, что субъективно они ощущают некое улучшение душевного равновесия и гармо­нии с миром. Особенно если новая среда предоставляет им такую референт­ную группу, которая поддерживает их в трудную минуту.

К факторам, повышающим уязвимость людей данной группы при попада­нии в секту, относят разнообразные критические ситуации и переломные мо­менты в их личной биографии. Вероятность нервных срывов сильно возраста­ет во время периодов, приводящих к смене жизни: - в первый год вне семьи, при смене работы или ее потере; на первом курсе или после окончания учебно­го заведения; под влиянием внезапной болезни, смерти близкого человека. К ситуационным факторам относят также развод, безработицу, переезд, учебу в чужом городе. Во всех этих случаях секта обещает помочь справиться с кри­зисом, заменить формой религиозного статуса отсутствие у человека достой­ного социального положения.

Четвертую группу составляют полноценные и духовно развитые люди, стрем­ления которых к идеализированным моральным и этическим ценностям оста­лись невостребованными в нашем обществе. Свойственное им ощущение оди­ночества происходит не от того, что вокруг никого нет, но от невозможности донести до других то, что человеку представляется важным, от того, что никто не разделяет их мыслей и мнений. Таких людей можно даже рассмат­ривать как цвет общества.        

Недовольство своими социальными контактами может у них обостряться, если выдвинутые ими прекрасные идеи и идеалы для общества представляют­ся несовременными или нереалистичными. Подростки и молодежь этой группы находятся в «зоне риска». Они еще относительно свободны от серьезной ответ­ственности на работе или семейных обязательств: у них существенно нарушены оценочные способности, при этом нарушены неравномерно. Все, относящее­ся к самому юноше, переоценивается, а что находится вне его, недооценивает­ся. Такое состояние тесно связано с остаточным детским эгоцентризмом. Недостаток полноценного жизненного и рабочего опыта позволяет им «кон­сервировать» наивность и идеализм, оставляя их незащищенными перед лицемерными обещаниями сектантов. Подростки стремятся туда тем быстрее, чем чаще окружающие их отвергают как идеалистов. Подобная социальная инфан­тильность, незрелость вызревает в результате «тепличных условий» воспита­ния, преднамеренного ограждения подростка или даже молодого человека от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий для достижения каких-либо жизненных целей.

На этом фоне у молодого человека может возникнуть мысль, что здесь, в этой семье, в этом обществе, воплощение его идей невозможно, но есть сообще­ства, где они уже воплощаются. Уже на этом этапе начинается построение но­вой картины мира,противостоящей неприемлемой реальности. Такая позиция подвигает к поиску людей, понимающих и разделяющих его высокие стремле­ния. Вообще говоря, крах надежд на быстрое, легкое, почти волшебное вопло­щение своих идей ставит идеалиста перед выбором; наиболее кардинальное ре­шение - самоубийство. Второе - изоляция от общества вместе с другими отчаявшимися. Третье - избавление от лиц, которым припи­сывается ответственность за крах надежд. И - излечение от иллюзий, т.е. начало новой жизни в реальном мире. Понятно, что если молодой человек не решился на отчаянный шаг, но все еще не набрался мужества войти в реаль­ную действительность, то секта совмещает и вторую и третью возможности для облегчения его душевного состояния.

Выделяют следующую специфику притягательности юношеских религий:

1) упрощенную перспективу на будущее (для слабых);

2) избавление от застенчивости и навязчивого самоанализа (для лиц с по­ниженной самооценкой);

3) ослабление чувства личной вины (для депрессантов);

4) реализацию роли авторитарного главаря, старшего брата (для лиц с паранояльной акцентуацией);

5) исключение ситуации противостояния детей и родителей (для лиц из проблемных семей). Вместо родителя предлагается образ гуру, наделенного
божественными чертами.

Максимализми идеализм - нормальное возрастное явление. Специфика че­ловеческого развития такова, что здоровые молодые люди, вступающие в кризисный период полового созревания, часто выглядят странными и даже внушающими опасения. Однако все эти особенности представляют обычные воз­растные акцентуацииличности в попытках поиска своего пути. Это весьма дей­ственный механизм достижения желаемого уровня социализации при отсутствии жизненного опыта. Духовная поддержка в период, когда бурно формируется са­мосознание, так вдохновляет, что молодой человек может потерять бдительность и контроль над окружающей действительностью. Как правило, это «домашние», чистые и добрые молодые люди. Они неравнодушны и эмоционально чувстви­тельны к чужой боли. Для снятия напряженности, возникающей от окружаю­щей несправедливости, они видят одну возможность - приобщение к чему-то высокому, главному, имеющему целью искоренение зла. Такие люди идут в секту в надежде не только обрести веру и разобраться в себе, но и преобразоватьокружаю­щий мир. Их одаренность, искренность и доверчивость предопределяет фактор риска. Не чувствуя опасности они с легкостью становятся на путь участия в жиз­ни секты, считая, что он приведет их и к собственному возвышению.



2019-11-13 357 Обсуждений (0)
Психологические особенности лиц, подверженных влиянию сект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности лиц, подверженных влиянию сект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)