Понятие и классификация сект
Слово «секта» имеет латинские корни, но мнения этимологов по поводу того, от какого слова оно происходит различны. Одни считают, что это слово произошло от глагола sequor (следовать за кем-либо), а другие, - что оно связано с глаголом secare (отделять что-либо от чего-либо). Если сейчас отнести этимологические размышления к реальной секте в религиозном смысле, окажется, что в ней объединяются и первое, и второе значения. Любая секта появляется тогда, когда какой-либо человек не доволен традиционной религией (ее доктринальными и нравственными принципами, религиозной властью или поведением членов религиозной общины). В секту вступают, прежде всего, люди, совершенно не имеющие представления о религии, или недовольные своей традиционной религией, как правило, при этом они создают для себя нереальные представления об этой религии. Они мечтают об уюте и тепле общины и ожидают безоговорочной помощи. Все это сосредоточено на собственном эгоистическом «Я». Такое понимание является ложным, так как человек должен вступать в Церковь для преображения своего «Я». Лидеры сект способны буквально околдовать тех, кто к ним приходит. Нередко секты имеют тайный характер с постепенным введением кандидата в общину. Такой подход очень нравится молодым людям. Кроме того, знакомство с сектой бывает необыкновенно приятным. Во время первой встречи делается все, чтобы у вступающего в секту остались воспоминания тепла, братства и гостеприимства. В связи с этим хочется выяснить значение слова «ересь». В Католической Церкви им уже почти никто не пользуется, так как II Ватиканский Собор призвал не называть никого еретиком или схизматиком, а разлученным братом с когда-то единой Церковью. Слово «ересь» происходит от греческого слова, обозначающего «выбор». Еретик - это человек, который из целостности правд веры выбрал или деформировал какую-либо часть правды, чтобы ее провозглашать, тем самым он стал вероотступником. Церковь с самого начала относилась к вероотступникам очень серьезно. В те времена, когда христианство было государственной идеологией, над ними совершались суды и принимались очень жесткие санкции. Оценка этого явления была однозначно отрицательна: еретики угрожают ортодоксии (целостности и правдивости веры), а также разбивают объединенных верой людей, разделяют общество, что считается ненужной государству и Церкви деструктивностью. Доказать, что секты или новые религиозные объединения провозглашают ересь, очень легко, так как каждая религия пользуется каноном неизменных правд веры и нравственных принципов, поэтому любое отклонение от него уже является неправдой, значит ересью. Способом решения проблемы является доктринальный диалог, опирающийся на точные данные Божьего Откровения и первоначальные церковные традиции, с помощью которых можно определить время появления ошибки и ее характер. Секты появлялись и появляются во всех религиях мира, как своеобразные мутации религий. Их начало связано со злобным человеческим фактором, который наподобие опасной силы бьет в религиозный организм. По мере своего развития «мутант», значит новая религиозная группа, начинает враждебно относиться ко всем религиям, особенно к той, из которой вышла. Секты бывают разные и носят как христианский, так и нехристианский характер. Например, Свидетели Иеговы, Мормоны или Адвентисты седьмого дня имеют христианское происхождение, чего не скажешь, например, о секте Совесть Кришны. Бывают также смешанные секты, объединяющие в себе христианские и нехристианские традиции. Самый яркий пример смешанной секты - это секта Муна. Их опасность состоит в том, что все они множатся, как паразит, и максимально эксплуатируют традиционные религии. Последствия их деятельности бывают различными. Самый видимый результат работы сектантов - сокращение членов той или иной конфессии. Но наиболее серьезный вред они наносят сердцам людей. Сначала внешне этого не видно, но потом мы вдруг замечаем, что место единства, стабилизации и сотрудничества занимают конфликты, обвинения друг друга в ереси, борьба, ссоры - все это не назовешь положительным и нужным Церкви и государству. Вот почему проблему сект и новых религиозных объединений надо изучать и правильно решать. Время жестоких репрессий позади. Необходимо начать поступать согласно Евангелию и Декларации прав человека. Согласно современным исследованиям, таких характерных свойств сект пять: 1. Сотериологический эксклюзивизм. Эти трудные слова означают простую истину: все секты и их приверженцы исключительно убеждены, что они держат монополию на правду веры и на вечное спасение. Остальных они считают людьми заблуждения и вечной гибели. 2. Изоляционизм. Под этим словом подразумевается явление, когда сектанты разрывают все контакты с людьми, которые не принимают их веру и образ жизни, считая, что все они испорчены и злы. Сами же они готовы покинуть свою семью, чтобы отдать свое время, свои доходы и самих себя секте. 3. Волюнтаризм. Он обозначает давление (доминирование) руководителей секты на рядовых членов, требование, чтобы члены и кандидаты поступали согласно правилам секты или новых религиозных движений и провозглашали их. От них требуется участие в продолжительных занятиях, цель которых - полное преобразование взглядов и абсолютное подчинение руководству, что практически обозначает лишение человеческой свободы членов секты или новых религиозных движений. 4. Субординация - подчинение старшему по чину. Каждый член секты должен быть готовым в любой момент исполнить приказ. Практически люди в сектах всегда заняты и лишены свободного времени. Независимо от профессиональных занятий, они должны распространять литературу, посещать людей, беседовать с ними с целью привлечения в секту. Фанатизм. Его смысл вытекает из убеждения в том, что секта обладает полнотой веры и спасения. Поэтому сектанты не способны проводить диалог и с терпимостью относиться к другим религиозным взглядам. Они постоянно находятся в состоянии войны со всеми религиями, «которые не имеют правды и спасения». Когда в какой-либо группе населения обостряется потребность в самореализации, появляется новая религия или секта, предлагающая форму ее удовлетворения. Идеи социального равенства или избранности, получающие религиозное подкрепление, т. е. эмоциональное и образное, могут создавать у человека представление о себе как об орудии божественной воли, выполняющем сверхъестественные предначертания. Такое резкое повышение самооценки способствует существенному возрастанию активности. У современного роста религиозности есть тревожная статистика, так как она возрастает не только за счет естественной потребности в свободном духовном самоопределении в условиях идеологического плюрализма, но и за счет активной духовной экспансии псевдорелигиозных организаций - сект, стремящихся заменить вероучения новейшей неординарной прикладной практикой. Среди таких сект немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов, наносят вред физическому и психическому здоровью граждан. В настоящее время наблюдается рождение и расцвет множества религиозных сект, которые быстро разрастаются; успех их состоит в том, что они могут более мобильно и гибко, чем скованные догмами Мировые Религии, откликаться на потребности все новых групп бедствующих. В то же время взаимодействие этих сект с чуждой, не одобряющей их социальной средой, особенно если это тоталитарныесекты, приводит к росту напряженности. Эту напряженность часто ошибочно связывают с национальными, а не с психологическими проблемами. Секты классифицируются по типам религиозного руководства: 1. Харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и т.д.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан. 2. Авторитарные секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и др. 3. Иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не из-за личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты, евангелисты и др.). 4. Теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации; к этому типу сект можно отнести Свидетелей Иеговы и др. Е.С. Прокошина создала подробную классификацию сект, условно разбив их на группы: 1. Псевдохристианские секты. Здесь наблюдается некторое сходство с христианством: в заимствовании идей, представлений, библейских образов, символики и т.д. Но эти секты далеки от христианской религии по своему содержанию, обрядности, эмоционально-психологической настроенности. К ним относятся: - «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства»; - «Дети Бога» (с 1978г. носит название «Семья любви»); - «Богородичный центр»; - «Церковь Последнего Завета»; - Церковь объединения, или Церковь унификации». 2. Неоориентальские секты – наиболее многочисленная и разнородная, ее составляют: - «Международное общество сознания Кришны»; - «Лига духовного возрождения Санатана Дхарма»; - группы дзен-буддистов»; - «Единственная религия»; - «Трансцендентная медитация» Махариши Мехеша Йоги и многие другие. 3. Оккультно-мистическаие секты. Эту группу составляют различные объединения от пропагандирующих модные теософские учения, влияние которых отражается на духовных интересах интеллигенции, до религиозных центров и обществ, деятельность которых носит оккультный характер. К этой группе относятся: - учения «Живой Этики», «Агни-Йоги»; - «Великое Белое братство»; - «Аум Сенрике»; - «Сайентологическая церковь» и др. 4. Сатанисты составляют особую группу неокультов, которая отличает всех остальных своими происхождением и концепцией, практикой и деятельностью. Основателем «Церкви Сатаны» в США является Энтони Лавей. Появление тоталитарных сект приводит к росту напряженности и возникновению глубоких трещин в общественных отношениях, чреватых усилением национализма, фанатизма и разгулом анархии. Новые религиозные течения либо возникают, либо завоевывают новые пространства в периоды острых общественных кризисов, когда массами овладевает настроение отчаяния и безысходности. Движение к секте облегчается идейным вакуумом - отсутствием в современной России ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Именно в этих обстоятельствах предлагаемая религиозная легенда сулит людям выход из создавшейся ситуации, тем более, что в трудных условиях традиционная духовная атмосфера может стать неблагоприятной для тех идей о Боге, какими наполняют духовный мир людей мировые религии. С точки зрения лиц, ждущих быстрых эффектов любым способом, старые мировые религии представляются не оправдавшими себя - слишком медлительными, избыточно требовательными к духовным усилиям людей. Уход в секту типичен для тех исторических ситуаций, когда в обществе у большинства людей распадаются прежние представления о реальности, и они теряют понимание своей социальной позиции. Тогда повышается вероятность поиска виновника всех этих бед - врага. Подобная психологическая установка приводит к тому, что враг или его муляж могут быть выбраны почти произвольно. Нарастающее недовольство, разочарование в надеждах на перемены к лучшему прежде всего усугубляется у молодежи, острее переживающей чувство социального дискомфорта, чем представители других возрастных групп. Это разочарование служит побуждающим фактором,толкающим ее либо к участию в массовых протестах, либо к поиску общности (секты), обещающей быстрый успех в достижении жизненного благополучия, положительной самооценки и душевного комфорта. В настоящее время многие испытывают тяжесть от непосильного для них бремени выбора:оставаться ли в прошедшем времени, лелея пережитые несправедливости, либо двигаться вперед, реагируя на новые требования жизни, более гибко искать новые сферы применения своим способностям, знаниям и опыту. Распад традиций увеличивает ощущение абсурдности существования, приводит к отрицанию авторитетов и традиционного порядка как ложных и ненужных по своей природе. Фаза взросления молодых в последние годы проходит в обстановке острых конфликтов бунтарства и агрессивности. Выбор - дело трудное, не для каждого посильное. Поэтому некоторые страстно желают ослабить напряженность,возникший диссонанс (надо, но нет сил). Демократия налагает на людей тяжелое бремя - повседневный выбор действий и ответственность за свои поступки. Часто непосильность личной ответственности доводит до трагедий. В целом человек оказывается в той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, неумением найти выход. Все эти негативные состояния провоцируют автоматическое включение механизмов психологической зашиты. В результате их вторжения наступает некоторая стабилизация душевного равновесия за счет нарушения адекватного восприятия общественных явлений и деформации логики, что и подготавливает благоприятную почву для некритического, тенденциозного понимания заманчивых предложений секты. В этот момент вступление в тоталитарную секту, с ее изолированностью от нормальных форм общения, выступает как способ дистанцироваться от мира, оправдать для себя отказ от его требований (признавать право собственности, присягу, подчинение власти и т. п.). Попасться в ловушку одной из тоталитарных сект тем легче, что с крушением тоталитарного режима в нашей стране широко распахнулись двери для иностранных веяний и миссионеры всех культов и сект набирают большое число последователей, особенно среди молодежи. Многие попадающие в секту полагают, что могут вступить в нее на некоторое время. Человек допускает, что он на первых порах плохо понимает цели и организацию секты, а когда узнает все получше, то убедится, что вместо однозначно отрицательной позиции для него станет приемлем более широкий подход к действительности. Он надеется позднее, и уже находясь внутри секты, найти для себя ответы на волнующие вопросы. Его ошибка состоит в расчете на то, что «никогда не поздно» решить, как и когда ему выйти из секты. Такие «экспериментаторы» не имеют представления, насколько трудно, а иногда практически невозможно выйти из тоталитарной секты.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |