Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и классификация сект



2019-11-13 258 Обсуждений (0)
Понятие и классификация сект 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово «секта» имеет латинские корни, но мнения этимологов по поводу того, от какого слова оно происходит различны. Одни считают, что это слово произошло от глагола sequor (следовать за кем-либо), а другие, - что оно связано с глаголом secare (отделять что-либо от чего-либо).

Если сейчас отнести этимологические размышления к реальной секте в религиозном смысле, окажется, что в ней объединяются и первое, и второе значения. Любая секта появляется тогда, когда какой-либо человек не доволен традиционной религией (ее доктринальными и нравственными принципами, религиозной властью или поведением членов религиозной общины).

В секту вступают, прежде всего, люди, совершенно не имеющие представления о религии, или недовольные своей традиционной религией, как правило, при этом они создают для себя нереальные представления об этой религии. Они мечтают об уюте и тепле общины и ожидают безоговорочной помощи. Все это сосредоточено на собственном эгоистическом «Я». Такое понимание является ложным, так как человек должен вступать в Церковь для преображения своего «Я». Лидеры сект способны буквально околдовать тех, кто к ним приходит. Нередко секты имеют тайный характер с постепенным введением кандидата в общину. Такой подход очень нравится молодым людям. Кроме того, знакомство с сектой бывает необыкновенно приятным. Во время первой встречи делается все, чтобы у вступающего в секту остались воспоминания тепла, братства и гостеприимства. В связи с этим хочется выяснить значение слова «ересь». В Католической Церкви им уже почти никто не пользуется, так как II Ватиканский Собор призвал не называть никого еретиком или схизматиком, а разлученным братом с когда-то единой Церковью. Слово «ересь» происходит от греческого слова, обозначающего «выбор». Еретик - это человек, который из целостности правд веры выбрал или деформировал какую-либо часть правды, чтобы ее провозглашать, тем самым он стал вероотступником.

Церковь с самого начала относилась к вероотступникам очень серьезно. В те времена, когда христианство было государственной идеологией, над ними совершались суды и принимались очень жесткие санкции. Оценка этого явления была однозначно отрицательна: еретики угрожают ортодоксии (целостности и правдивости веры), а также разбивают объединенных верой людей, разделяют общество, что считается ненужной государству и Церкви деструктивностью. Доказать, что секты или новые религиозные объединения провозглашают ересь, очень легко, так как каждая религия пользуется каноном неизменных правд веры и нравственных принципов, поэтому любое отклонение от него уже является неправдой, значит ересью. Способом решения проблемы является доктринальный диалог, опирающийся на точные данные Божьего Откровения и первоначальные церковные традиции, с помощью которых можно определить время появления ошибки и ее характер.

Секты появлялись и появляются во всех религиях мира, как своеобразные мутации религий. Их начало связано со злобным человеческим фактором, который наподобие опасной силы бьет в религиозный организм. По мере своего развития «мутант», значит новая религиозная группа, начинает враждебно относиться ко всем религиям, особенно к той, из которой вышла. Секты бывают разные и носят как христианский, так и нехристианский характер. Например, Свидетели Иеговы, Мормоны или Адвентисты седьмого дня имеют христианское происхождение, чего не скажешь, например, о секте Совесть Кришны. Бывают также смешанные секты, объединяющие в себе христианские и нехристианские традиции.

Самый яркий пример смешанной секты - это секта Муна. Их опасность состоит в том, что все они множатся, как паразит, и максимально эксплуатируют традиционные религии. Последствия их деятельности бывают различными. Самый видимый результат работы сектантов - сокращение членов той или иной конфессии. Но наиболее серьезный вред они наносят сердцам людей. Сначала внешне этого не видно, но потом мы вдруг замечаем, что место единства, стабилизации и сотрудничества занимают конфликты, обвинения друг друга в ереси, борьба, ссоры - все это не назовешь положительным и нужным Церкви и государству. Вот почему проблему сект и новых религиозных объединений надо изучать и правильно решать. Время жестоких репрессий позади. Необходимо начать поступать согласно Евангелию и Декларации прав человека.

Согласно современным исследованиям, таких характерных свойств сект пять:

1. Сотериологический эксклюзивизм. Эти трудные слова означают простую истину: все секты и их приверженцы исключительно убеждены, что они держат монополию на правду веры и на вечное спасение. Остальных они считают людьми заблуждения и вечной гибели.

2. Изоляционизм. Под этим словом подразумевается явление, когда сектанты разрывают все контакты с людьми, которые не принимают их веру и образ жизни, считая, что все они испорчены и злы. Сами же они готовы покинуть свою семью, чтобы отдать свое время, свои доходы и самих себя секте.

3. Волюнтаризм. Он обозначает давление (доминирование) руководителей секты на рядовых членов, требование, чтобы члены и кандидаты поступали согласно правилам секты или новых религиозных движений и провозглашали их. От них требуется участие в продолжительных занятиях, цель которых - полное преобразование взглядов и абсолютное подчинение руководству, что практически обозначает лишение человеческой свободы членов секты или новых религиозных движений.

4. Субординация - подчинение старшему по чину. Каждый член секты должен быть готовым в любой момент исполнить приказ. Практически люди в сектах всегда заняты и лишены свободного времени. Независимо от профессиональных занятий, они должны распространять литературу, посещать людей, беседовать с ними с целью привлечения в секту.

Фанатизм. Его смысл вытекает из убеждения в том, что секта обладает полнотой веры и спасения. Поэтому сектанты не способны проводить диалог и с терпимостью относиться к другим религиозным взглядам. Они постоянно находятся в состоянии войны со всеми религиями, «которые не имеют правды и спасения».

Когда в какой-либо груп­пе населения обостряется потребность в самореализации, появляется новая религия или секта, предлагающая форму ее удовлетворения. Идеи социального равенства или избранности, получающие религиозное подкрепление, т. е. эмоциональ­ное и образное, могут создавать у человека представление о себе как об орудии божественной воли, выполняющем сверхъестественные предначерта­ния. Такое резкое повышение самооценки способствует существенному возрастанию активности.

У современного роста религиозности есть тревожная статистика, так как она возрастает не только за счет естественной потребности в свободном духов­ном самоопределении в условиях идеологического плюрализма, но и за счет активной духовной экспансии псевдорелигиозных организаций - сект, стре­мящихся заменить вероучения новейшей неординарной прикладной практи­кой. Среди таких сект немало таких, которые отрица­ют и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов, наносят вред физическому и психическому здоровью граждан.

В настоящее время наблюдается рождение и расцвет множества религиозных сект, которые быстро разрастаются; успех их состоит в том, что они могут более мобильно и гибко, чем скованные догмами Мировые Религии, откликаться на потребности все новых групп бедствующих. В то же время взаимодействие этих сект с чуждой, не одобряющей их социальной средой, особенно если это тоталитарныесекты, приводит к росту напряженности. Эту напряженность часто ошибочно связывают с национальными, а не с психологическими про­блемами.

Секты классифицируются по типам религиозного руководства:

1. Харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и т.д.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан.

2. Авторитарные секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и др.

3. Иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не из-за личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты, евангелисты и др.).

4. Теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации; к этому типу сект можно отнести Свидетелей Иеговы и др.

Е.С. Прокошина создала подробную классификацию сект, условно разбив их на группы:

1. Псевдохристианские секты. Здесь наблюдается некторое сходство с христианством: в заимствовании идей, представлений, библейских образов, символики и т.д. Но эти секты далеки от христианской религии по своему содержанию, обрядности, эмоционально-психологической настроенности. К ним относятся:

- «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства»;

- «Дети Бога» (с 1978г. носит название «Семья любви»);

- «Богородичный центр»;

- «Церковь Последнего Завета»;

- Церковь объединения, или Церковь унификации».

2. Неоориентальские секты – наиболее многочисленная и разнородная, ее составляют:

- «Международное общество сознания Кришны»;

- «Лига духовного возрождения Санатана Дхарма»;

- группы дзен-буддистов»;

- «Единственная религия»;

- «Трансцендентная медитация» Махариши Мехеша Йоги и многие другие.

3. Оккультно-мистическаие секты. Эту группу составляют различные объединения от пропагандирующих модные теософские учения, влияние которых отражается на духовных интересах интеллигенции, до религиозных центров и обществ, деятельность которых носит оккультный характер. К этой группе относятся:

- учения «Живой Этики», «Агни-Йоги»;

- «Великое Белое братство»;

- «Аум Сенрике»;

- «Сайентологическая церковь» и др.

4. Сатанисты составляют особую группу неокультов, которая отличает всех остальных своими происхождением и концепцией, практикой и деятельностью. Основателем «Церкви Сатаны» в США является Энтони Лавей.

Появление тоталитарных сект приводит к росту напряженности и возникновению глубоких трещин в общественных от­ношениях, чреватых усилением национализма, фанатизма и разгулом анар­хии.

Новые религиозные течения либо возникают, либо завоевывают новые простран­ства в периоды острых общественных кризисов, когда массами овладевает на­строение отчаяния и безысходности. Движение к секте облегчается идейным ва­куумом - отсутствием в современной России ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Именно в этих обстоятельствах предлагаемая религи­озная легенда сулит людям выход из создавшейся ситуации, тем более, что в труд­ных условиях традиционная духовная атмосфера может стать неблагоприятной для тех идей о Боге, какими наполняют духовный мир людей мировые религии. С точки зрения лиц, ждущих быстрых эффектов любым способом, старые мировые религии представ­ляются не оправдавшими себя - слишком медлительными, избыточно требова­тельными к духовным усилиям людей.

Уход в секту типичен для тех исторических ситуаций, когда в обще­стве у большинства людей распадаются прежние представления о реальности, и они теряют понимание своей социальной позиции. Тогда повышается вероятность поиска виновника всех этих бед - врага. Подобная психологическая установка приводит к тому, что враг или его муляж могут быть выбраны почти произвольно. Нарастающее недовольство, разочарование в надеждах на пере­мены к лучшему прежде всего усугубляется у молодежи, острее переживающей чувство социального дискомфорта, чем представители других возрастных групп. Это разочарование служит побуждающим фактором,толкающим ее либо к уча­стию в массовых протестах, либо к поиску общности (секты), обещающей бы­стрый успех в достижении жизненного благополучия, положительной само­оценки и душевного комфорта.

В настоящее время многие испытывают тяжесть от непосильного для них бремени вы­бора:оставаться ли в прошедшем времени, лелея пережитые несправедливо­сти, либо двигаться вперед, реагируя на новые требования жизни, более гибко искать новые сферы применения своим способностям, знаниям и опыту. Рас­пад традиций увеличивает ощущение абсурдности существования, приводит к отрицанию авторитетов и традиционного порядка как ложных и ненужных по своей природе. Фаза взросления молодых в последние годы проходит в обста­новке острых конфликтов бунтарства и агрессивности. Выбор - дело трудное, не для каждого посильное. Поэтому некоторые страстно желают ослабить на­пряженность,возникший диссонанс (надо, но нет сил).

Демократия налагает на людей тяжелое бремя - повседневный выбор действий и ответственность за свои поступки. Часто непосильность личной от­ветственности доводит до трагедий. В целом человек оказывается в той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, неумением найти выход. Все эти негативные состояния провоцируют автоматическое включение механизмов психологической зашиты. В результате их вторжения наступает некоторая стаби­лизация душевного равновесия за счет нарушения адекватного восприятия обще­ственных явлений и деформации логики, что и подготавливает благоприятную почву для некритического, тенденциозного понимания заманчивых предложе­ний секты. В этот момент вступление в тоталитарную секту, с ее изолированно­стью от нормальных форм общения, выступает как способ дистанцироваться от мира, оправдать для себя отказ от его требований (признавать право собственно­сти, присягу, подчинение власти и т. п.).

Попасться в ловушку одной из тоталитарных сект тем легче, что с крушени­ем тоталитарного режима в нашей стране широко распахнулись двери для ино­странных веяний и миссионеры всех культов и сект набирают большое число последователей, особенно среди молодежи.

Многие попадающие в секту полагают, что могут вступить в нее на некото­рое время. Человек допускает, что он на первых порах плохо понимает цели и организацию секты, а когда узнает все получше, то убедится, что вместо одно­значно отрицательной позиции для него станет приемлем более широкий под­ход к действительности. Он надеется позднее, и уже находясь внутри секты, найти для себя ответы на волнующие вопросы. Его ошибка состоит в расчете на то, что «никогда не поздно» решить, как и когда ему выйти из секты. Такие «экспериментаторы» не имеют представления, насколько трудно, а иногда прак­тически невозможно выйти из тоталитарной секты.



2019-11-13 258 Обсуждений (0)
Понятие и классификация сект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и классификация сект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)