Влияние секты на личность
Любая секта играет две отрицательные роли [2]. Во-первых, она разрушает традиционную религию, от которой произошла. Неправильное учение о вере и нравственности, агитационная деятельность и воинствующее отношение к любой религии являются угрозой для нее, а также для Церкви в целом. Во-вторых, сектантство приводит к развалу человеческой личности, брака, семьи, единства народов и Церкви. Эта тема требует дальнейших, обстоятельных, порой сложных и длительных научных исследований. Поэтому ученые, психологи, психиатры, юристы, социологии, теологи должны заниматься этой темой объективно и справедливо. Возникает очень тонкий вопрос: как отличить Церковь от секты и сектантство от религии? Исторический опыт показывает, что Церковь не изменяет заложенной в ней истине и нравственности, а человека, искренне живущего в Ней совершенствует и освящает. Секта, наоборот, является отклонением от принципов, принятых Церковью, поэтому ее влияние на человека не может быть положительным. Занимая такую позицию, трудно назвать Церковью религиозное объединение, учение которого отвергает правду о Троице и о том, что Иисус - истинный Бог и человек. Все религии (не только христианство) постоянно направляют человека на общение с Богом, независимо от того, каким именем они его называют, а также дают человеку правильные, хотя и не всегда полные ответы на вопросы о смысле человеческого существования и о вечном спасении. Во всех религиях контакт с Богом осуществляется посредством молитвы и созерцания. Все они пользуются определенным ритуалом и обрядом для выражения преклонения, прошения, покаяния перед Всевышним. Поэтому Церковь считает, что в любой религии находятся семена добра, а появившиеся в них ответвления - секты не могут быть названы религией так, как раковая опухоль не может быть знаком здоровья. Такой подход к вопросу означает, что Церковь глубоко вникает в суть других религий. Она прислушивается к ним и ищет добро в них, поэтому стремится к диалогу с ними, хочет в молитве с членами других религий прийти к Богу-Творцу и Отцу всех людей. Для формирования полезных для секты изменений психики и форм поведения у своих членов их заставляют выполнять ряд требований. Одним из них выступает настоятельное требование совместного проживания. Это требование является существеннейшим фактором перестройки внутреннего мира, поскольку новая группа должна полностью вытеснить и заменить семью. Человек, который примкнул к секте, сжигает за собой мосты и приобретает качества, требуемые в группе: забвение своих интересов, утрату общепринятых базовых ценностей и близких людей. Взамен ему дано испытать гордое сознание собственной уникальности и страстную преданность вере данной секты. Ему не указ общепринятые догмы. Теперь он может уклоняться от исполнения государственных законов и не принимать присягу. Посредством подобных отказов он утверждает свою неповторимость, обозначает границу, отделяющую его от остального общества. Он убежден, что как член этой группы не обязан думать и действовать подобно другим. Добродетель по эту сторону границы становится пороком по ту, и наоборот. Это поддерживает в нем чувство превосходства. При совместном проживании секта обеспечивает круглосуточный контроль над поведением. Во многих сектах вступающий заполняет подробнейшую анкету, где указывает не только адрес и телефон, но номер паспорта и как его можно найти в экстренных случаях днем и ночью. Организуется тотальное взаимное наблюдение и информация о поступках. Эффективный контроль построен на непрерывном сличении данных, представляемых членом секты, с информацией ее руководства. Поскольку секта требует жесткого распорядка дня, новички зачастую вынуждены бросить прежнюю работу. Жесткий распорядок и насыщенная регламентация во всем (на фоне переутомления и недосыпания) существенно повышают пластичность психики, ее податливость новым формам мировосприятия. Нередко, вступив в «истинную семью», кроме обретения жестких правил проживания, адепт теряет право сам найти себе спутника жизни. Так, у мумистов пары подбирает сам Мун. Причем некоторые новобрачные встречаются всего за несколько дней до свадьбы и общаются через переводчика. Очевидно, что для большинства уважающих себя, самодостаточных людей ситуация принудительного выбора супруга представляется фундаментальным ущемлением прав личности. Однако не забудем, что в секту приходят как раз не такие люди, а другие, для которых принимаемое за них решение представляется благом, единственным способом разрешения семейной и брачной проблемы. С целью ускорения трансформации психических свойств новичка, нередко при инициации (посвящении) вступающему дают новое имя. Это хорошо известный из истории прием, поскольку личное имя выступает как символ социальной индивидуальности, т. е. той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. Согласно древним представлениям, сообщивший свое имя отдается во власть другого. К. Г. Юнг, анализируя психологический смысл обрядов инициации в различных племенах, в процессе которых человек получал новое, «взрослое» имя, пришел к выводу, что этот обряд помогает юноше быстрее забытьвсе прежние «детские» социальные роли и коренным образом изменить свой социальный статус. Исследования зарубежных психологов показали, что племена, проводящие жестокие церемонии инициации с переменой имени, существенно повышают верность и преданность новых членов, их групповую солидарность, в огромной степени увеличивая шансы группы на выживание. Уже из Ветхого завета явствует, что изменение имен приводило к изменению сущности праотцев, всего их образа жизни. Иакова ангел наградил дополнительным именем Израиль. Сегодня во многих сообществах, когда человек серьезно заболевает, ему меняют имя: меняют, чтобы ангелу смерти труднее было найти свою жертву. При работе с пациентами М. Эриксон иногда использовал прием перемены имени,поскольку новое имя ассоциируется с внутренними переменами в самообладании и самоуважении, внесенными вместе с новым именем. Лишение человека имени, данного родителями, свидетельствует о том, что человек выводится из нормальной сферы жизни, а наделение его новым именем знаменует совершенно иной статус и иные обязательства. Другое имя предполагает попросту иную личность, обладающую не только иными качествами, но даже новыми взглядами на свою прошлую жизнь. Переименование помогает забыть всю старую жизнь и прежних друзей. Здесь можно вспомнить об одном из механизмов психологической защиты - изоляции, когда при расщеплении качества «иной» личности не корректируются другой частью той же личности. Новое имя существенно облегчает нагружение посвящаемого новыми обязательствами,как следует вести себя в секте. Когда человек получает новое имя, новую семью, новую одежду и прическу, все это помогает ему поддерживать в себе ощущение нового человека с иным мировосприятием. Теперь он живет в другом месте, имеет новую «семью» и новое имя, понятно, что одновременно круг его общения существенно сужается. Ограниченность общения в основном членами секты прямым путем ведет к прогрессивной деградации мыслительной деятельности. Нет ничего такого злого или иррационального, в чем нельзя было найти хоть ничтожного комфорта, если рядом друзья, разделяющие такие взгляды. Тем более что продвижение к новым ценностям маскируется рядом обстоятельств. Это и введение массы новой информации за короткое время, предъявление ее на фоне особого физического состояния, ограничивающего возможность ее критической проверки. Тем самым создаются благоприятные условия для девальвации реальных жизненных ценностей и замещения их ценностями секты.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |