Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние секты на личность



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Влияние секты на личность 0.00 из 5.00 0 оценок




Любая секта играет две отрицательные роли [2]. Во-первых, она разрушает традиционную религию, от которой произошла. Неправильное учение о вере и нравственности, агитационная деятельность и воинствующее отношение к любой религии являются угрозой для нее, а также для Церкви в целом.

Во-вторых, сектантство приводит к развалу человеческой личности, брака, семьи, единства народов и Церкви. Эта тема требует дальнейших, обстоятельных, порой сложных и длительных научных исследований. Поэтому ученые, психологи, психиатры, юристы, социологии, теологи должны заниматься этой темой объективно и справедливо.

Возникает очень тонкий вопрос: как отличить Церковь от секты и сектантство от религии? Исторический опыт показывает, что Церковь не изменяет заложенной в ней истине и нравственности, а человека, искренне живущего в Ней совершенствует и освящает. Секта, наоборот, является отклонением от принципов, принятых Церковью, поэтому ее влияние на человека не может быть положительным. Занимая такую позицию, трудно назвать Церковью религиозное объединение, учение которого отвергает правду о Троице и о том, что Иисус - истинный Бог и человек. Все религии (не только христианство) постоянно направляют человека на общение с Богом, независимо от того, каким именем они его называют, а также дают человеку правильные, хотя и не всегда полные ответы на вопросы о смысле человеческого существования и о вечном спасении.

Во всех религиях контакт с Богом осуществляется посредством молитвы и созерцания. Все они пользуются определенным ритуалом и обрядом для выражения преклонения, прошения, покаяния перед Всевышним. Поэтому Церковь считает, что в любой религии находятся семена добра, а появившиеся в них ответвления - секты не могут быть названы религией так, как раковая опухоль не может быть знаком здоровья. Такой подход к вопросу означает, что Церковь глубоко вникает в суть других религий. Она прислушивается к ним и ищет добро в них, поэтому стремится к диалогу с ними, хочет в молитве с членами других религий прийти к Богу-Творцу и Отцу всех людей.

Для формирования полезных для секты изменений психики и форм поведения у своих членов их заставляют выполнять ряд требований. Одним из них выступает настоятельное требование совместного проживания. Это требование является существеннейшим фактором перестройки внутреннего мира, посколь­ку новая группа должна полностью вытеснить и заменить семью. Человек, который примкнул к секте, сжигает за собой мосты и приобретает качества, требуемые в группе: забвение своих интересов, утрату общепринятых базовых ценностей и близких людей. Взамен ему дано испытать гордое созна­ние собственной уникальности и страстную преданность вере данной секты. Ему не указ общепринятые догмы. Теперь он может уклоняться от исполнения государственных законов и не принимать присягу. Посредством подобных от­казов он утверждает свою неповторимость, обозначает границу, отделяющую его от остального общества. Он убежден, что как член этой группы не обязан думать и действовать подобно другим. Добродетель по эту сторону границы ста­новится пороком по ту, и наоборот. Это поддерживает в нем чувство превос­ходства.

При совместном проживании секта обеспечивает круглосуточный контроль над поведением. Во многих сектах вступающий заполняет подробнейшую ан­кету, где указывает не только адрес и телефон, но номер паспорта и как его мож­но найти в экстренных случаях днем и ночью. Организуется тотальное взаим­ное наблюдение и информация о поступках. Эффективный контроль построен на непрерывном сличении данных, представляемых членом секты, с инфор­мацией ее руководства. Поскольку секта требует жесткого распорядка дня, но­вички зачастую вынуждены бросить прежнюю работу.

Жесткий распорядок и насыщенная регламентация во всем (на фоне переутомления и недосыпания) существенно повышают пластичность психики, ее податливость новым фор­мам мировосприятия. Нередко, вступив в «истинную семью», кроме обретения жестких правил проживания, адепт теряет право сам найти себе спутника жизни. Так, у мумистов пары подбирает сам Мун. Причем некоторые новобрачные встречаются всего за несколько дней до свадьбы и общаются через переводчика. Очевидно, что для большинства уважающих себя, самодостаточных людей ситуация принудительного выбора супруга представляется фундаментальным ущемлением прав личности. Однако не забудем, что в секту приходят как раз не такие люди, а другие, для которых принимаемое за них решение представляется благом, единственным способом разрешения семейной и брачной проблемы.

С целью ускорения трансформации психических свойств новичка, нередко при инициации (посвящении) вступающему дают новое имя. Это хорошо изве­стный из истории прием, поскольку личное имя выступает как символ соци­альной индивидуальности, т. е. той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. Согласно древним представлениям, сообщивший свое имя отдается во власть другого. К. Г. Юнг, анализируя психологический смысл обрядов инициации в различных племенах, в процессе которых человек полу­чал новое, «взрослое» имя, пришел к выводу, что этот обряд помогает юноше быстрее забытьвсе прежние «детские» социальные роли и коренным образом изменить свой социальный статус.

Исследования зарубежных психологов показали, что племена, проводящие жестокие церемонии инициации с переменой имени, существен­но повышают верность и преданность новых членов, их групповую солидар­ность, в огромной степени увеличивая шансы группы на выживание. Уже из Ветхого завета явствует, что изменение имен приводило к изменению сущно­сти праотцев, всего их образа жизни. Иакова ангел наградил дополни­тельным именем Израиль. Сегодня во многих сообществах, когда чело­век серьезно заболевает, ему меняют имя: меняют, чтобы ангелу смерти труднее было найти свою жертву. При работе с пациентами М. Эриксон иногда использовал прием перемены имени,поскольку новое имя ассоциируется с внутренними переменами в самообладании и самоуважении, внесенными вместе с новым именем.

Лишение человека имени, данного родителями, свидетельствует о том, что человек выводится из нормальной сферы жизни, а наделение его новым име­нем знаменует совершенно иной статус и иные обязательства. Другое имя пред­полагает попросту иную личность, обладающую не только иными качествами, но даже новыми взглядами на свою прошлую жизнь. Переименование помога­ет забыть всю старую жизнь и прежних друзей. Здесь можно вспомнить об одном из механизмов психологической защиты - изоляции, когда при расщеп­лении качества «иной» личности не корректируются другой частью той же лич­ности. Новое имя существенно облегчает нагружение посвящаемого новыми обязательствами,как следует вести себя в секте. Когда человек получает новое имя, новую семью, новую одежду и причес­ку, все это помогает ему поддерживать в себе ощущение нового человека с иным мировосприятием. Теперь он живет в другом месте, имеет новую «се­мью» и новое имя, понятно, что одновременно круг его общения существен­но сужается. Ограниченность общения в основном членами секты прямым путем ведет к прогрессивной деградации мыслительной деятельности. Нет ничего такого злого или иррационального, в чем нельзя было найти хоть ничтожного комфорта, если рядом друзья, разделяю­щие такие взгляды. Тем более что продвижение к новым ценностям маски­руется рядом обстоятельств. Это и введение массы новой информации за ко­роткое время, предъявление ее на фоне особого физического состояния, ограничивающего возможность ее критической проверки. Тем самым создаются благоприятные условия для девальвации реальных жизненных ценнос­тей и замещения их ценностями секты.



2019-11-13 218 Обсуждений (0)
Влияние секты на личность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние секты на личность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)