Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная Россия и секты



2019-11-13 201 Обсуждений (0)
Современная Россия и секты 0.00 из 5.00 0 оценок




Что же представляет собой Россия, с точки зрения сект? Всякий, кто сталкивался с миром сект, скажет, что число их подсчитать невозможно. Рядом с нами и параллельно с нашей жизнью постоянно бурлит некая бесформенная, размытая религиозная энергия, которая периодически кристаллизуется в более или менее организованные структуры со своими лидерами. Эти структуры могут включать от нескольких человек до тысяч. Они могут представлять собой жестко организованные общины, фанатичные, почитающие своего лидера богом, и мирные лектории, где старые девы раз в неделю с интересом слушают лекции о приближающемся конце света. Какой-то пламенный пророк новой спасительной истины может годами проповедовать втуне и вдруг приобрести верных адептов, готовых за него хоть на эшафот. Многие из нас слегка затронуты этим миром, часто даже не подозревая об этом - до кого-то дошли оригинальные методики достижения психического равновесия или самоцелительства, кого-то привлекла очередная оздоровительная диета, кто-то в электричке приобрел и с интересом прочел книжечку пророчеств о конце света. Все это - выбросы в «цивилизованный мир» из бурлящего параллельного мира, в котором возникают новые религии.

В настоящее время сталкиваются с явлением, которое возникло не вчера, и непонятно, почему культы начала века следует называть сектами, а секты конца века – культами. Всякое определение в столь сложной и размытой области, как духовная, религиозная жизнь, страдает досадными упрощениями, но все же для понимания явления его следует как-то обозначить.

Наиболее удачным представляется определение российского религиоведа Д.Фурмана: «Секта - это вновь возникающая религия». Религия, имеющая своего живого основателя, человека, достигшего спасительной высшей истины, как минимум пророка (а как максимум - бога). Далеко не всякая секта, тем не менее, представляет собой жестко дисциплинированную, фанатичную организацию. Очень часто секта мало отличается от любой другой религиозной общины. Для того чтобы выделить секты, вызывающие у общественности и государственных органов опасения, на Западе и у нас часто употребляют термин «тоталитарные секты». К этой категории пытаются отнести религиозные организации, которые стремятся полностью изолировать своих приверженцев от окружающего общества, используют особые молитвенные, аскетические практики, приводящие к полному контролю лидеров над психикой рядовых верующих, заставляющие последних отказываться от всего имущества в пользу секты, занимающиеся финансовыми махинациями, силой, удерживающие людей в своих рядах, практикующие насилие, членовредительство, беспорядочные сексуальные отношения и т.д. и т.п. Примечательно, что, несмотря на многочисленные попытки во многих странах законодательного запрещения тоталитарных сект, нигде и никому не удавалось дать юридически корректного определении этого термина, и он продолжает оставаться лишь поэтическим образом.

Поэтому ограничение деятельности тоталитарных сект осуществляется лишь в некоторых странах, например в Испании, на основании не универсального закона, а по решению «экспертов», которое всегда бывает пристрастным и уязвимым для критики. Что действительно достаточно эффективно удается сделать законодателю во многих странах, так это бороться с вовлечением несовершеннолетних в тоталитарные секты. Детализированная система «прав ребенка», осуществляемая компетентными органами, как правило, решительно пресекает попытки лишить детей школьного образования, социальных связей и т.д. Обычно секты сами боятся связываться с детьми, потому что это может навлечь на них жестокие санкции. Как правило, жесткий фанатизм, готовность перешагнуть через общепринятые моральные нормы сохраняются в сектах на протяжении не более чем двух поколений (иногда хватает и нескольких лет, а изредка и два поколения не предел). И именно в России секты могут жить феноменально долго. На Западе они, если вовсе не распадаются, то постепенно вписываются в окружающее общество, «цивилизуются», религиозная страсть ослабевает, и они усваивают принятые в обществе нормы поведения и ценности; наиболее шокирующие требования веры либо отменяются, либо становятся символическими, духовными. В России традиционные гонения уводят секты в глубокое подполье и провоцируют фанатизм, вынужденная изоляция закрепляет девиантные нормы.

Секта скопцов существовала у нас с конца ХVIII в., практика оскопления тем не менее продолжалась до середины нашего века. По некоторым непроверенным сведениям, которые нельзя ни опровергнуть, ни полностью подтвердить, она сохраняется в глубоком подполье до сих пор. Для Запада такое долгожительство - вещь невозможная. В советское время всякая религиозная активность находилась под неусыпным контролем властей. Религиозная пропаганда, а тем более попытки создавать религиозные организации, как правило, сразу же пресекались. Не только у православных, протестантов, католиков были свои исповедники веры, о которых сейчас знает страна, но и у неведомых до сих пор миру, известных лишь узкой группе сочувствующих, смешных и странных для окружающих открывателей Высших Истин также были свои герои. Лишь очень законспирированные и потому малочисленные секты были способны выживать при большевиках.

С 70-х годов в России широко распространились, как правило, сильно примитивизированные восточные верования или их фрагменты. В первую очередь, всякого рода заимствования из буддизма, индуизма, йоги, в меньшей степени - даосизма и ислама. Особую роль в адаптации всякого рода восточных верований к условиям современной России играет рериховское движение, возникшее еще до перестройки. Организованное обычно в форме различного рода клубов и ассоциаций, в чистом виде оно до сих пор не структурировалось в жесткие, дисциплинированные организации. Однако многие идеи его служат закваской сектантских организаций, а из участников рериховских обществ рекрутируются не только их члены, но иногда и лидеры.

Важнейший мировоззренческий элемент нынешнего сектантства - паранаучные идеологии, которые часто легко вплетаются в совершенно идейные первобытные конструкции. Вера в НЛО, снежного человека, контакты с внеземными цивилизациями - лишь самое заметное из этого ряда. Существуют всякого рода теории (вернее сказать, «поверья») о неких великих ученых, способных изменять все мироздание, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Псевдопсихологические религиозные конструкции обещают изменение души или средства достижения безграничной власти над окружающими. Вера в астрологию захватила большую часть общества (среди горожан России в нее верят более 70% - такого высокого показателя нет ни в одной стране Запада). Достижение «эпохи Водолея» и формирование высшей «расы Водолея» - идеи, легко интерпретирующие и конец света, и избранничество сектантской общины. Во всем мире растет религиозный эклектизм, из которого периодически вырастают более или менее экстравагантные секты, но у нас этот процесс имеет свои особенности. На Западе идет медленное и постепенное разложение целостных мировоззренческих систем - католицизма, протестантизма, атеистического марксизма, иудаизма и т.д. Но на Западе идеологии эти сравнительно стойки, они развиваются, находят ответы на вызовы времени.

У нас же в России основные исторические идеологии рухнули - православие в 1917 г., а атеистический марксизм в 1991 г. Носители целостного православного и марксистского мировоззрени - сейчас незначительное меньшинство населения. Сектантство в этой ситуации получает новые, небывалые возможности. В первые годы перестройки наиболее заметными, быстро растущими в России оказались несколько иностранных миссионерских сект - в первую очередь муниты (Церковь объединения, или унификации), Аум Синрикё и сайентологи. Их бурный успех, причем именно в то время, вполне объясним. Бульон российских верований и религиозных исканий еще не дошел до точки кипения. Для массовой кристаллизации своих отечественных сект необходимо какое-то время свободного распространения информации, первичной организации общин и идей, выделения харизматических лидеров. Иностранные сектанты-миссионеры приехали с деньгами, крепкой организацией, отшлифованными методами работы. К тому же общественная атмосфера конца 80-х - начала 90-х гг. была благоприятна как никогда после: религия была реабилитирована, а при всеобщем невежестве в этой области многие советские люди, будь они президентом СССР или рядовым гражданином, плохо представляли себе разницу между Сёко Асахарой и Муном с одной стороны и, скажем, Папой римским, патриархом Алексием или Билли Грэмом - с другой. Далее мы рассмотрим те сектантские учения, которые до сих пор с успехом действует в нашей стране и продолжают являться огромной негласной силой, увлекающей множество людей.



2019-11-13 201 Обсуждений (0)
Современная Россия и секты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная Россия и секты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)