Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние среды на развитие ребенка



2019-11-13 564 Обсуждений (0)
Влияние среды на развитие ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

 Социальные факторы

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. makros «большой»), мезо- (mesos «средний») и микро- (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения, средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

 Микросоциум

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.

Микросоциум — это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

· пространственные характеристики;

· архитектурно-планировочные особенности (открытость —замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);

· благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;

· культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);

· демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);

· социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономи-ческий определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Институты воспитания — это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профес-сионального слоя.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты воспитания играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С другой — они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. О том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками можно судить посредством следующих критериев, выделяемых М. И. Лисиной:

· внимание и интерес к другому человеку;

· эмоциональное отношение к партнеру;

· стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;

· желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.

Отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отсутствии жестких норм и правил общения, преобладании инициативных высказываний над ответными, функциональном разнообразии.

Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.


Вопрос № 3. Дошкольное образование на современном этапе. Содержание дошкольного образования и формы его организации.

ФГОС ДО как совокупность требований к дошкольному образованию. Основные принципы, цели и задачи дошкольного образования, обозначение в ФГОС ДО. Основная образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Содержание дошкольного образования (краткая характеристика пяти образовательных областей). Видовое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста. Характеристика новых форм организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста: семейный детский сад; группы кратковременного пребывания, консультативный центр и другие формы).

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?

*                 поддержки разнообразия детства;

*                 сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

*                 полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

*                 создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Что является основными целями ФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Стандарт решает задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) ;

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

Под психолого-педагогической поддержкой социализации и индивидуализации развития детей мы понимаем систему профессиональной деятельности всех специалистов образовательного пространства с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка

 

ФГОС ДО определяет ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, многие родители испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работа с родительской общественностью играет важную роль в системе психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития детей с разными возможностями и потребностями как в традиционных формах просвещения и консультирования, так и в форме семинаров-тренингов для детей и родителей, развитие сотрудничества, разрешение конфликтов и т.д.)

 

В настоящее время педагогам необходимо уметь взаимодействовать с неоднородным контингентом детей. В нашем случае это особо актуально.

 

Образовательная программа дошкольного образования имеет следующие цели и задачи:

 

Цель:

 

Обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей.

 

Задачи Программы:

 

-Создать условия для сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками и организации разных видов детской деятельности.

 

-Обеспечить детям возможности позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

 

-Создать в ДОУ развивающую образовательную среду как систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание дошкольного образования (краткая характеристика пяти образовательных областей).

Социально-коммуникативное развитие: 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное

развитие: 1. Развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени движении и покое и т.д.)

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего города, традициях и праздниках.

6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое

развитие: 1. Владение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-

эстетическое

развитие:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 

Физическое

развитие: 1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств.

2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений.

3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Видовое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные программы учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами (по всем 5 образовательным областям)

Парциальные программы предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«От рождения до школы» - программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

«Радуга» - в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» - программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» - это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» - данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» - все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» - в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

 

В настоящее время становится актуальным и востребованным создание вариативных форм дошкольного образования. Например, семейный детский сад, группы кратковременного пребывания, адаптационные группы и т.д.

Семейный детский садможет являться как подразделением (филиалом) образовательного учреждения любой организационно-правовой формы, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, так и частным.

Семейный детский садорганизуется в жилых домах или квартирах по меступроживания семьи, и должен соответствовать«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (с изменениями от 20.12.2010 № 164) .

Семейный детский сад как подразделение дошкольного образовательного учреждения открывается по распоряжению учредителя и руководителя учреждения.

Основаниями для открытия семейного детского сада являются:

- письменное заявление потенциального воспитателя семейного детского сада;

- акт обследования специалистами органа управления образования, службы Роспотребнадзора социально-бытовых условий жизни и психологического климата в семье потенциального воспитателя семейного детского сада;

- заявления не менее 3 родителей и заключение с ними договора о помещении ребенка в семейный детский сад;

- заключение трудового договора администрации учреждения с кандидатом в работники семейного детского сада о принятии его на работу с испытательным сроком на 3 месяца.

Работник семейного детского сада зачисляется в штат учреждения с установленной оплатой труда по договору с учреждением. С момента принятия на работу воспитателю семейного детского сада засчитывается педагогический стаж.

Финансирование семейного детского сада производится в соответствии с порядком, установленным учредителем.

Ребёнок в семейном детском саду является воспитанником учреждения и принимается в соответствии с порядком, установленным уставом учреждения, на основании медицинского заключения.

Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании учреждения, так и в домашних условиях.

Питание детей в семейном детском саду организуется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста, в специально отведённом для этого месте. Допускается организация питания нескольких видов: с доставкой в специальной таре из учреждения или с приготовлением пищи по утвержденному меню, при наличии необходимых условий, из сырьевого набора продуктов, предоставленных учреждением. При отсутствии возможностей обеспечить детей горячим питанием работа семейного детского сада строится в режиме кратковременного пребывания детей.

Режим работы семейного детского сада и длительность пребывания в нёмдетей определяются уставом дошкольного образовательного учреждения,договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

Группа кратковременного пребыванияпри образовательном учреждении - форма организации детей дошкольного возраста, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в течении определённого времени.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) .

Группы могут от-крываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает гибкое содержание и педа-гогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированноё развитие ребенка.

Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видовдеятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

В группах кратковременного пребывания допускается организация дополнительных образовательныхуслуг за рамками основной деятельности в установленном порядке (за счет увеличения продолжительностипребывания детей) .

Группа вечернего пребыванияпри образовательном учреждении - форма организации детей дошкольного возраста, направленная на оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, а также присмотра и ухода за детьми.

Группа выходного днядля детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели - форма организации детей дошкольного возраста в выходные дни года, направленная на присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели. Подобная форма предоставления услуг дошкольного образования может быть организована на базе государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Задачами групп выходного дня могут являться:

* помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;

* усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;

* социально-нравственное воспитание детей.

Группа выходного дня для детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели - форма организации детей дошкольного возраста в выходные дни года, направленная на присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели. Подобная форма предоставления услуг

дошкольного образования может быть организована на базе государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Консультативный центр организация методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) в консультационном центре строится на основе интеграции деятельности специалистов: старшего воспитателя, педагога – психолога, социального педагога, воспитателя, логопеда, медицинского работника.

Цель – обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Групповые формы работы специалистов:

тематические лекции по общим вопросам развития и воспитания детей;

• семинары-практикумы;

• дни открытых дверей;

• коллективные беседы;

• совместные занятия специалистов с детьми и их родителями;

• круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;

• родительские собрания;

• организованные тематические выставки;

• мастер-классы)

Индивидуальные формы работы:

консультации;

• беседы;

• дистанционное консультирование (по телефону);

• разработка индивидуальных программ по развитию детей;

• разработка памяток, буклетов и рекомендаций по вопросам воспитания, обучения и развития детей

 

 




2019-11-13 564 Обсуждений (0)
Влияние среды на развитие ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние среды на развитие ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)