Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №4 Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: своеобразие, структура.



2019-11-13 1819 Обсуждений (0)
Вопрос №4 Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: своеобразие, структура. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «педагогический процесс». Нормативные документы, являющиеся основанием для планирования и реализации педагогического процесса в ДОО. Суть педагогического процесса как создание условий для развития и воспитания детей. Цель и задачи целостного образовательного процесса ДОО. Функции образовательного процесса ДОО (стимулирующая, регулирующая, коррекционная, психотерапевтическая). Принципы организации целостного педагогического процесса в ДОО (целостности, гуманизации, индивидуализации, демократизации, педагогической рефлексии и др.).

Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей. Он представляет собой определенную систему, компоненты которой – это содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» – о направленности на преобразование личности человека (ребенка).

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле – это совокупность всех условий, средств и методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Употребляя понятие «педагогический процесс» в узком смысле, мы имеем в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Внимание педагога концентрируется на отборе методов, средств, форм организации, которые помогут решить данную задачу и достичь оптимальных результатов в развитии детей. Но реализуется она на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением. Это происходит потому, что педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Педагогический процесс - система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Педагогический процесс в ДОУ планируется и реализуется с учетом требований, определенных нормативными документами:

Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10

Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» МО РФ от 14.03.2000. № 65/23-16;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Главная цель воспитания и образования детей дошкольного возраста – это постепенная социализация ребенка, введение в мир культуры, созданной человечеством, и обеспечение при этом его развития по всем направлениям (физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое) в соответствии с нормой развития, индивидуальными особенностями и возможностями. Помимо этого задача достижения оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

создание возрастосообразной развивающей среды.

Содержание современного дошкольного образования представлено пятью образовательными областями:

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Организовать образовательную деятельность в ДОУ можно в нескольких формах:

1 - в непосредственно образовательной деятельности (где ведущая роль принадлежит педагогу), осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;

2 - в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, дидактические игры с правилами, разработка проекта.

3 - в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым в ходе режимных моментов: правила одевания – раздевания, правила культуры питания, правила поведения во время сончаса, прогулки, игры и т.д., а также заострение внимания на повседневных бытовых ситуациях и их анализ (установить причину конфликта – обсудить, как не надо себя вести – как надо поступить);

4 -  через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности: создание богатой предметно-развивающей среды, уголков конструирования, экспериментирования, чтения, природной зоны, игровой зоны. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Помимо перечисленного педагог должен организовать взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которое реализуется в форме консультаций, бесед, детско-родительских занятий, конференций, родительских журналов и газет, буклетов, памяток родительских гостиных.

Эффективность педагогического процесса в максимальной степени зависит от методов обучения. Е.И.Перовским и Д.О.Лордкипанидзе выделили три группы методов: словесные, наглядные и практические. При таком подходе каждая группа методов опирается на свой вид источников:

а) словесные методы - на устное или печатное слово;

б) наглядные методы - на наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

в) практические методы - на практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков. Эта классификация оказалась довольно простой. Видимо, поэтому она получила широкое распространение.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демон­страция диафильмов и кинофильмов, а также некоторые при­емы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции са­мостоятельных методов: показ образца-задания, способа дейст­вия и др.

К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.                               

Основными словесными методами, ис­пользуемыми в детском саду, являются рассказ воспитателя, рас­сказы детей, чтение (слушание детьми чтения взрослых) произ­ведений детской литературы, беседы. Наряду с ними использу­ется ряд словесных приемов, таких, как объяснение, рассуждение, которые во многих, случаях выступают как метод обучения.

Специфика применения методов обучения в ДОУ заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому дошкольное обучение является изустным: дети усваивают всю информацию из объяснений педагога. В связи с этим к речи педагога предъявляются особые требования: необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. При слишком многословном объяснении дети не могут долго сосредоточенно слушать и в силу отсутствия опыта не могут отделить главное от второстепенного.

У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой, сюрпризными и соревновательными моментами, загадками, скороговорками. Так как мышление дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное, то объяснение необходимо не только подкреплять наглядностью, но и подбирать практические задания с раздаточным материалом.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера, стиль общения педагога с детьми. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности. В случае возникновения трудностей не следует спешить объяснять или показывать ребенку правильный вариант действий, необходимо выяснить причины затруднений и активизировать опыт и знания ребенка. Позиция педагога по отношению к детям может быть следующей:

воспитатель-«экспериментатор» - вместе с детьми изменяет среду;

воспитатель – «тьютор» - помощник, соучастник, советчик;

 воспитатель-«конструктор» - органзует новые поведенческие ситуации, создает события;

Восптитатель-«тренер» - дети многократно выплняют действия в разных видах деятельности.

Эффективность педагогического процесса оценивается по достигнутым детьми результатам, которые представлены в виде знаний, умений, продуктов детской деятельности, ценностных отношений, личностных качеств. Цель мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ - исследование сформированности у детей интегративных качеств:

- физических (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками);

- интеллектуальных(любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками);

- личностных (эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).

Если рассматривать педагогический процесс в виде этапов, то, по мнению И.П. Подласова, организация педагогического процесса предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, подбирается содержание, подбираются методы и формы обучения с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания, прогнозируются результаты образовательной деятельности.

План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и туту же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

Образовательный процесс выполняет следующие функции:

        стимулирующая, т.е. образовательное пространство должно включать моменты, создающие условия для развития активности ребенка;

        регулирующая функция заключается в том, что образовательный процесс организует поведение и деятельность детей;

         коррекционная функция, т.е. образовательный процесс включает коррекцию проблем, имеющихся у детей в физическом и психическом их развитии;

        психотерапевтическая функция – бережное отношение к личности и деятельности ребенка.

Профессионально организованный образовательный процесс должен строится на следующих принципах:

     целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц (Ю. Бабанский);

     гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля.

     принцип индивидуализации, т.е. развитие, формирование личности ребенка с учетом его особенностей;

     принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе дошкольного учреждения; преобладание помогающей функции;

     принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний» - Н.Н. Поддъяков);

     принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.

 

 




2019-11-13 1819 Обсуждений (0)
Вопрос №4 Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: своеобразие, структура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №4 Целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации: своеобразие, структура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1819)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)