Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 8. Проектирование возрастосообразного педагогического процесса в ДОО.



2019-11-13 1569 Обсуждений (0)
Вопрос № 8. Проектирование возрастосообразного педагогического процесса в ДОО. 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастосообразность как педагогический принцип, находящийся во взаимосвязи с принципами природосообразность  и культуросообразность. Возрастной классификация дошкольного детства: младенчество: от рождения до одного года жизни, раннее детство: от одного года жизни до трех лет, младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет, старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения; и воспитания. Проектирование содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста на основе возрастно-нормативной модели психологического развития.

Проектирование является одним из видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов. Понятие «проект» восходит к латинскому projectus, означавшему «нечто, брошенное, пущенное вперед».

Под педагогическим проектированиемпонимается предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности воспитанников и педагогов.

Различают два типа проектирования:

а) психолого—педагогическое проектирование образовательных процессов включает организацию развивающих образовательных процессов, обеспечивающих в рамках определенного возрастного интервала развитие личности ребенка во взаимосвязи учения, воспитания, самовоспитания;

б) социально—педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. Оно предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений (Слободчиков В.И.).

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая системаэто целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Пед.система всегда имеет цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды; ведущим звеном всегда является воспитанник; она строится и действует как система открытая, то есть способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Педагогический процессдинамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством – взаимодействие педагога и ученика.Педагогический процесс – главный для педагога объект проектирования.

Педагогическая ситуацияэто составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Другой подход к пониманию сущности педагогической ситуации трактует ее как особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации (В.В. Сериков). Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида. Специфика подобного развития состоит в осмысливании (наделении смыслами),субъективировании, переживании собственной жизненной ситуации, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом — избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается, истолковывается и означивается им, предстает для него как определенное со-бытие. Личностный опыт — это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности. Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью — значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию.

Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим основные.

Концепция— это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Модель – аналог педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель выпускника образовательного учреждения, в которой отражены приоритетные качества личности, над формированием которых работает педагогический коллектив.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, план занятия и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Психолого-педагогическое проектирование понимается как организация развивающих образовательных процессов, обеспечивающих в рамках определенного возрастного интервала развитие личности ребенка во взаимосвязи учения, воспитания, самовоспитания. Оно включает определение программы педагогических действий в работе с различными возрастными группами детей с учетом следующих критериев:

особенности психофизического развития ребенка,

доминанты его психологического развития,

ведущего вида деятельности в данный возрастной период;

уточнение основной педагогической идеи деятельности педагога в работе с детьми и доминирующих направлений деятельности.

сознательное и рефлексивное построение деятельности с учетом ее структуры (цель, задачи, операции, результат, контроль),

осознанный выбор критериальной базы для оценки педагогической деятельности.

С точки зрения педагогического проектирования имеет смысл проанализировать труд академика А.С. Белкина «Возрастная педагогика». В качестве основных критериальных показателей программы педагогических действий и их оценки он предлагает следующие: особенности психофизического развития ребенка, доминанты его психологического развития, ведущий вид деятельности в данный возрастной период; в итоге – выведение основной педагогической идеи для деятельности педагога в работе с детьми определенного возрастного периода и уточнение доминирующих направлений педагогической деятельности.

Дошкольное детство – это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет). В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. Психолого-педагогические доминанты развития следующие. Развитие речи и мышления. Развитие внимания и памяти. Развитие эмоционально-волевой сферы. Формирование самооценки Формирование первоначальных нравственных представлений.

Основные направления педагогической деятельности в работе с дошкольниками. Организация игровой деятельности.Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве. Помощь семьи в организации полноценного общения: исследования показывают, что почти 92% детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье. Разлука ребенка с родителями вызывает состояние депривации (изоляции), окрашивающее психические процессы его развития, и может отрицательно сказаться на нравственном становлении. Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников, что выражается в формировании гуманных взаимоотношений, т.е. отношений дружбы, уважения к старшим, взаимной помощи, заботы друг о друге, умения жертвовать своим для других. Для решения этой задачи необходимо, чтобы ребенку в групповом общении была создана атмосфера эмоционального комфорта.

Возрастосообразность требует постоянной соотнесённости материала, дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Педагогу необходимо учитывать существующую вариативность темпов и направлений развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Таким образом, проектирование возрастосообразного педагогического процесса предполагает выявление особенностей психофизического развития ребенка, доминант его психологического развития, и определение с учетом полученных данных основной педагогической идеи деятельности педагога и доминирующих направлений деятельности в работе с детьми.




2019-11-13 1569 Обсуждений (0)
Вопрос № 8. Проектирование возрастосообразного педагогического процесса в ДОО. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 8. Проектирование возрастосообразного педагогического процесса в ДОО.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)