Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 11. Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.



2019-11-13 854 Обсуждений (0)
Вопрос № 11. Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Определений понятий «игра», «игровая деятельность». Понятие ведущей деятельности. Функции игровой деятельности. Социальный характер детской игры. Игра как средство воспитания, как метод обучения и как форма организации жизнедеятельности детей. Современные проблемы развития игровой деятельности детей.

Ведущая деятельность (ВД) (ввел Блонский) — это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Но разные виды д-ти оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и л-иребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:

1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды д-ти.

2.В этой д-ти формируются и перестраиваются отдельные психич-е функции (в игре – творческое воображение).

3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения л-ти.

Ведущей не может стать любая д-ть, которой ребенок отдает много времени. Все многообразие человеческой д-ти можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов д-ти является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты д-ти. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме д-ти в развитии ребенка-дошкольника. Идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития. В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы д-ти. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития л-ти. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа д-ти, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип д-ти, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип д-ти».

 

Игра - особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. Возражая немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В. Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности, поэтому девочки и мальчики в играх подражают тем представителям пола, к которым относились сами.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековым опытом человечества. Таким образом, игра выполняет следующие функции: развлекательную, образовательную, коммуникативную, диагностическую, терапевтическую, социализации, самореализации и самопознания.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений и социального опыта. Исследования А,Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р,И, Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых (человек-предмет), к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми (человек-человек).

Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника, так как она удовлетворяет его основные потребности (в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности и движении, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности, и т.д.); в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выде­ляются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущи­ми любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в дру­гие виды деятельности, прежде всего в трудовую. Принято считать, что основное отличие игр от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не результат.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет отмечается, что сюжетно-ролевая игра претерпела существенные изменения. Е.О. Смирнова отмечает, что:

1 - отношение дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего.

2 - снижение доли сюжетно-ролевых игр может отрицательно сказаться на вхождении ребенка в мир взрослых, так как игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. Принимая роль (доктор, космонавт, генерал), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляет себя с ним, взрослым.

3 - игра перестает быть способом освоения социальных отношений, так как дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», предпочитая заменять сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, которые оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

4 - дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «идеей» - образом идеального взрослого или примером правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает поведение ребенка из ролевого в волевое.

5 - игра уходит из жизни ребенка, несмотря на то что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить.

Руководство педагога игровой деятельностью детей должно осуществляться с учетом следующих принципов:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

переход от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

развитие игровой динамики;

поддержка игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, т.е. важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и постепенный переход от игр - забав через игры задачи к учебно-познавательной деятельности;

повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;

органическая связь и взаимосвязь зависимости между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе.

 



2019-11-13 854 Обсуждений (0)
Вопрос № 11. Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 11. Характеристика игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)