Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 12. Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игры.



2019-11-13 1071 Обсуждений (0)
Вопрос № 12. Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение понятия «игра». Игра как деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Функции игры как вида детской деятельности. Классификация детских  игр. Краткая характеристика основных видов игр: режиссерской, сюжетно-ролевой, театрализованной, подвижной, дидактической игры (структура игры, особенности протекания, видовое разнообразие, результат игры).

Классификация детских игр, разработанная С.Л. Новосёловой, представляет собой классификацию, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).

С.Л.Новоселова выделяет три класса игр:

* игры, возникающие по инициативе ребёнка:

- самостоятельные игры (игра – экспериментирование)

- самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

* игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

- игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)

- досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

* игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевой игре присуще основные черты:

- эмоциональная насыщенность;

- увлеченность детей;

- самостоятельность;

- активность;

- творчество.

Сюжетно-ролевая игра – форма познания ребенком действительности.

Окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников являются источником питания для игр.

Компоненты сюжетно-ролевой игры.

замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия);

сюжет игры - последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры);

игровые роли - игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации;

игровые действия - действия персонажей воображаемой ситуации.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры, (по Д.Б. Эльконину)

I     этап. Основное содержание - действия с предметами. Действия однообразны, часто повторяются. Роли не обозначены.

По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту.

II    этап. В основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки. Это присуще младшему дошкольному возрасту.

этап - игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами. Роли четко обозначены, распределены до начала игры. Игрушки и предметы чаще подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразные. Это присуще для среднего дошкольного возраста.

этап - основное содержание - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом.

Тематика игр разнообразная, определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом, игры носят совместный творческий характер. В игре четко выделяется подготовительный этап.

Это старший дошкольный возраст.

Руководство сюжетно-ролевой игрой бывает косвенное (не вмешательство в игру): внесение игрушки, атрибутов, создание игровой ситуации и т.д.) и прямое: ролевое участие, разъяснение, помощь и т.д.

Задача педагога – расширить тематику детских игр, углубление содержания игр и учет личностных симпатий

Театрализованная игра – это творческая игра. Она имеет:

- наличие замысла;

- сочетание ролевых и реальных действий;

- отношения;

- самостоятельность;

- самоорганизация детей;

- элементы воображаемой ситуации.

Основа театрализованных игр – литературные произведения.

Различают театрализованные игры:

- игры-драматизации;

- настольный театр;

- фланелеграф;

- теневой театр;

- театр марионеток;

- театр петрушек (бибабо).

Руководство театрализованной игрой.

1. Подбор художественного произведения.

2. Неоднократное чтение произведения детям с использованием иллюстраций, беседа о произведении.

3. Пересказ детьми произведения.

4. Предложение поиграть в героев произведения.

5. Обсуждение сюжета, распределение ролей, подбор костюмов и т.д.

6. Помощь в выборе выразительных средств и приемов для своего персонажа.

7. Беседа «Кусками».

8. На одну роль выбор нескольких детей.

9. Роль ведущего первоначально выполнить воспитателю, а затем уже ребенку.

10. Использовать музыку, танцы.

 

Дидактическая игра – форма обучения. Эти игры используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми.

Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.

Дидактические игры подразделяются:

1. Сами дидактические игры. Это предметы, игрушки (неволяшка, пирамидка, матрешка и т.д.);

2. Настолько-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Их цель:

- закрепление знаний о предметах и их назначении;

- классификация, обобщение предметов по существенным признакам;

- установление взаимосвязи между предметами;

- составление целого из частей.

3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Дидактическая игра состоит:

1) дидактической игровой задачи;

2) игрового действия и отношения играющих.

Игровая задача – для чего эта игра, что развивает.

Игровые действия – ход игры (что, за чем), у каждого играющего есть свой определенный ход
Вопрос № 13. Психолого-педагогическая характеристика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

 Характеристика предметных действий. Признаки предметного действия. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами. Способы употребления предметов-орудий. Техника предметных действий и ее усвоение детьми раннего и дошкольного возраста. Трудности овладения предметными действиями для детей раннего возраста.

Предметная деятельность ребенка, возникающая па рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предмет, ними действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

Признаки предметного действия. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок, созданы людьми и созданы для определенной цели: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботин­ки – на ноги. Это – общепринятые способы их употребления.

Способ употребления предметов на них не написан. Ребенок не может «открыть» его самостоятельно. Это происходит только под руководством и по примеру взрослых.

Связь действия с предметом. Предметы, которые окружают ре­бенка и с которыми он учится действовать, различаются между собой по внешнему виду, употреблению и, что очень важно,— по тому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное назначение.

Значительная часть предметов в самом своем устройстве как бы «несет» свое назначение. Это, прежде всего, предметы-орудия, которые служат для воздействия на другие предметы и материа­лы. К ним относятся ложка, вилка, расческа, молоток, лопата, совочек, карандаш, кисть и многие другие. Это также одежда, обувь, посуда, различные вместилища (коробки, ящики, шкафы) и т. п. Очень тесно связано устройство и назначение предметов в некоторых видах игрушек: матрешках, пирамидках, которые слу­жат для того, чтобы их разбирать и собирать. (Они так и назы­ваются — сборно-разборные игрушки.)

Другие предметы по своему устройству и внешним свойствам могли бы служить для самых разных целей, но их употребление определено правилами, нарушать которые не разрешается. Так, полотенце, носовой платок, салфетка и тряпка для пыли могут быть очень похожи друг на друга, но нельзя полотенцем вытирать нос. Есть и такие предметы, которые могут употребляться по-разному в зависимости от обстоятельств. Это — палочки, строи­тельный материал и некоторые игрушки.

К предметным действиям ребенок переходит от манипуляций с предметами. Манипуляции учитывают только внешние свойства вещей независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает все мягкое. Теперь ему нужно на­учиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сна­чала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают самой «техникой» его употребления.

Мать причесывает Андрея щеткой для волос. Затем даст щетку ему в руки, направляет его руку со щеткой к его волосам, и они вместо производят действия причесывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев щетку для полос, берет се правильно за ручку, направляет к своей голове и делает не­сколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикаса­ется к волосам тыльной поверхностью щетки, и, конечно, никакого причесыва­нии не происходит. (Из наблюдений Д. Б. Эльконина.)

На втором году жизни (и, примерно, до середины третьего) дети усваивают представления об употреблении большинства окру­жающих простых предметов. Это ведет к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет ребенок стремится использовать по назначению. Разница между отношением к пред­мету в период, когда действия ребенка еще манипулятивны, и в период, когда он овладевает предметной деятельностью, хорошо видна из следующих примеров, показывающих, как дети разного возраста употребляют носовой платок.

Таня (1.0.3.) Кладет носовой платок на пол и растягивает; берет за кон­цы и надевает на голову; накрывает им деревянные грибки; всовывает его в кармашек, вынимает и всовывает в грибок; прикасается платком к разным частям лица; делает им трущие движения по лицу («вытирается»); делает им трущие движения по креслу («вытирает пыль»). (Из наблюдений Р. Я. Лехтпан-Абрамович.)

Детям третьего года жизни давали носовой платок и предлагали использовать его как полотенце, салфетку и тряпку для вытирания стола. Как правило, дети отказывались это делать.

Сережа (2.10.0). Па предложение вытереть носовым платком стол отве­тил: «Нельзя быть тряпкой. Только платком мне и кукле». (Из наблюдений В. Я. Кисленко.)

Связь действия с предметом состоит также в том, что каждое известное ребенку действие он может выполнить только с тем предметом, который для этого предназначен.

Когда детям двух лет, уже умевшим пользоваться расческой и чашкой, предлагали «причесаться» палочкой и «попить» из ку­бика, они не могли этого сделать. Не могли они и просто пока­зать рукой без предмета, как причесываются или пьют.

К концу раннего возраста связь действия с предметом стано­вится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или пользуясь неподходящим предметом («причесаться» палочкой или рукой). Такое «от­деление» действия от предмета — обязательная предпосылка воз­никновения игры.

Техника предметных действий. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. В ран­нем возрасте ребенок может научиться самостоятельно выполнять только самые простые из них. Это – еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка сосочком, на­девание некоторых простых частей одежды, разборка и склады­вание пирамидки из 4–5 колец и др.

Трудность овладения действиями для малыша состоит не только в том, что у пего еще плохо развиты произвольные дви­жения – плохо «слушаются» руки, пальчики, но и в том, что для большинства таких действий необходимо перестроить привычные движения, подчинить их целой системе правил. Возьмем для примера еду ложкой. К тому времени, когда ребенок начинает учиться есть ложкой, он уже умеет есть, беря шилу (например, кусочек хлеба) рукой и поднося ее ко рту. При этом рука дви­жется по косой линии от стола, где лежит пища, ко рту. Когда ребенка начинают учить пользоваться ложкой, он пытается дей­ствовать ею, как рукой: захватывает ее как можно ближе к углублению, зачерпывает пищу несет ее по косой ко рту. Но из этого ничего не выходит – пища вываливается по пути. Рука ребенка только постепенно и ценой немалых усилии может приспособиться к соблюдению требований правильного пользо­вания ложкой. Но зато он овладеет человеческим действием с человеческим предметом.

Значение употребления орудий. Мы не случайно выбрали в ка­честве примера именно действие ложкой. Ложка — орудие, а употребление орудий имеет особое значение для психического развития ребенка.

Орудия появились в истории человечества вместе с трудовой деятельностью. Человек поставил их между собой и природой, сделал средствами воздействия на окружающий мир. И прежде всего через орудия и способы их употребления человечество во все времена передавало и передает подрастающим поколениям накопленный опыт. Недаром мы судим об образе жизни и об умственном развитии древнего человека по сохранившимся ору­диям и даже эпохи ранней истории обозначаем, указывая на материал, из которого делались орудия («каменный век», «брон­зовый век»).

Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоя­щий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. (Этот принцип па языке психологии называется принципом опо­средствованного действия: орудие — средство выполнения дей­ствия.)

Способы выполнения действия с предметами. На примере с употреблением ложки хорошо видна важная особенность действий с орудиями. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Конечно, далеко не всяким, даже доступным ему орудием ребенок может научиться владеть достаточно умело до трех лет. Но он начинает учиться. А вот действия с другими предметами могут допускать разные способы выполнения при одном и том же результате, и взрослым это часто невдомек, они показывают ребенку результат и думают, что ребенок будет получать его тем же способом, что и они сами. Но это бывает далеко не всегда. Возьмем для примера разборку и складывание пирамидки. Вос­питательница на глазах у ребенка снимает подряд все кольца и докладывает их на столе, потом по порядку нанизывает на стержень; отбирает на глаз самое большое кольцо, нанизывает его, затем идет самое большое из оставшихся и так до конца. Но двухлетний малыш, следя за действиями взрослого, не в состоянии уловить этого способа. Да он и не может еще срав­нивать на глаз кольца по величине.

Часто дети, разбирая пирамидку, кладут все кольца по по­рядку, а потом, собирая ее, нанизывают в обратном порядке. Достаточно перемешать кольца между собой, чтобы задание стало невыполнимым. В других случаях дети добиваются успеха: вначале нанизывают кольца без разбора, а затем много­кратно их перемещают, пока пирамидка не станет «ровненькой». Наиболее успешно собирают пирамидки те малыши, которых специально научили, прикладывая кольца друг к другу, выби­рать самое большое из них, нанизывать его, затем выбирать самое большое из оставшихся и т. п. Отсюда — только один шаг до собирания пирамидки на глаз, т. е. до полноценного, «взрос­лого» способа.

Значит, обучая детей предметным действиям, взрослые обя­зательно должны показывать не только их результат, по и способ выполнения, причем способ, доступный детям.




2019-11-13 1071 Обсуждений (0)
Вопрос № 12. Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 12. Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)