Вопрос № 15. Сенсорное развитие детей: задачи, условия, методика работы.
Сенсорное развитие как основа дальнейшего умственного воспитания детей. Основные задачи сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста. Разновидности используемых дидактических игрушек и материалов, их многофункциональность. Процесс освоения сенсорных эталонов ребенком. Условия для сенсорного развития детей. Особенности организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей с дидактическими игрушками. Развивающий потенциал разных видов деятельности и их влияние на формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Методика сенсорного развития. Сенсорное воспитание является одной из задач умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Проблему сенсорного воспитания разрабатывали М.Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли, Е.И.Тихеева. Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения, с помощью которых ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и т.д. Каждый ребенок так или иначе все это воспринимает даже без целенаправленного воспитания. Однако такое усвоение свойств предметов происходит стихийно и нередко является поверхностным, неполноценным, а ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию именно в период дошкольного детства. Сенсорное воспитание – это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов и систему сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно многообразны, поэтому в ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины, нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и т.д. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения, но элементарный знания ребенок приобретает уже в дошкольном возрасте (знакомится с цветом, величиной, запахом, вкусом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, ориентировкой в пространстве). Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, гладкий, пушистый, холодный, теплый, горячий, соленый, кислый, сладкий, легкий, тяжелый, далеко-близко, сверху-снизу). И в этом процессе велика роль речи взрослого. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития фонематического и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека). Все это позволяет ребенку полнее и глубже познавать различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер. Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонных. Обучение обследованию предмета проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет может обследоваться по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но, несмотря на это, есть правила, общие для многих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, сверху, над, около, между и т.д.); вычленение мелких деталей и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. Обследование по такой схеме позволяет детям овладевать обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в предметно-манипулятивной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности для сенсорного развития предоставляет изобразительная (восприятие и различение цвета, оттенков, формы величины, пространственного расположения и пропорций), конструктивная (освоение способов соединения различных материалов и деталей конструктора) игровая (распознавание и словесное обозначение свойств предметов, подбор предметов-заместителей) и трудовая (восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и т.д.) деятельность. Вопрос № 16. Планирование педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Понятие о планировании в педагогике и образовании. Принципы и этапы планирования педагогического процесса. Виды планов в дошкольной образовательной организации: стратегический, перспективный (годовой тематический), текущий. Линии планирования содержания образовательной программы для детей дошкольного возраста. Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО. Проект как форма планирования. Этапы развития образовательного проекта. Цель проектной деятельности и формы организации совместной деятельности детей. Привлечение родителей к реализации образовательных проектов для детей дошкольного возраста. Планирование – разработка системы предстоящей деятельности, процедуры формирования целей и задач деятельности. Планирование направлено на реализацию целей, задач воспитания, обучения и развития дошкольников. Основная задача планирования – это обеспечение научно-обоснованного подхода к педагогическому процессу и его организацию, а также позволяет вести систематическую работу со всеми детьми и обеспечивать индивидуально-личностный подход к ребенку. Требования к планированию: 1) Единство целей, задач, содержания, методов и организационных форм педагогического процесса. 2) Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 3) Систематичность и последовательность. 4) Разумное сочетание методов обучения и воспитания. 5) Согласованность плана воспитателя с планом ДОУ. В современном ДОУ применяются планы: 1) годовой; 2) календарный; 3) перспективный. Годовой план – работа всего коллектива в течение года. Перспективный план – это план на зрительный период (год, квартал, месяц). Календарный план – это планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Основой планирования педагогического процесса группы является конкретная возрастная группа Программы, по которой работает данная группа. В планирование входит: - образовательная работа; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - воспитание культуры поведения; - руководство игровой деятельности; - руководство трудовой деятельности; - индивидуальная работа с детьми; - праздники, досуги; - работа с родителями. Не существует единой формы написания планов. Каждое ДОУ само определяет удобную для себя форму планирования с учетом той Программы, по которой работает. Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени. Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду. План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития. Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее. Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее. Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада. Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее). В основе любого планирования лежат следующие принципы: учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей; взаимосвязь процесса воспитания и обучения; регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий. Во время аттестации дошкольных образовательных учреждений выявлены наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах: o случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя; o вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю; o перегруженность (недогруженность) планов; o отсутствие дат; o расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания; o отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение); o пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы; o календарные планы представлены в виде перспективных; o нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится; o нет сноски на литературу, страницу; o не прописывается индивидуальная работа с детьми. По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, какой воспитатель в какую смену, что проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали. Технология разработки календарных планов Общий алгоритм — канва. Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели. Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ. Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической. Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности). Соответствие программно-методическому обеспечению. Включать все виды деятельности. Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры. Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми: Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт). Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов. Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия). Учтены время года и погодные условия. Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком. Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи. Должна быть прослежена работа с родителями. Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения 1. Титульный лист 2. Список детей группы 3. План работы с родителями 4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03) 5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты) 6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми 7. Планирование самостоятельной деятельности детей 8. Планирование гимнастик 9. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая») 10. Рекомендации специалистов Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования. Для облегчения поисков форм календарного планирования было выпущено методическое пособие «Варианты календарного планирования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении». Цель данного методического пособия – оказать теоретическую и практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в создании системы планирования воспитательно-образовательного процесса. Методическое пособие составлено с учетом профессиональных трудностей и проблем, возникающих у педагогов при определении алгоритма, структуры и содержания планирования работы в ДОУ и рекомендовано для практического использования воспитателями дошкольных образовательных учреждений. В пособии представлен педагогический опыт дошкольных образовательных учреждений города Краснодара №№ 16, 97, 115, 133, 173 по планированию воспитательно-образовательного процесса. В сборнике изложены основные требования к оформлению и ведению документации, нормативно-правовые документы, предложены алгоритмы, образцы календарного планирования воспитательно-образовательного процесса. Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации «Дошкольное образование: ориентиры и требования», основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание работы воспитателя можно представить в двух разделах: «Организация жизни и воспитание детей», «Обучение на занятиях». То есть планирование должно отражать три стороны педагогической работы: Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий). Совместная деятельность взрослых и детей. Планирование самостоятельной деятельности детей. Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса Рассмотрим их более подробно. Титульный лист Список детей группы План работы с родителями Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Работа может быть расписана в различных формах проведения: родительские собрания, консультации (индивидуальные, групповые), семинары-практикумы, тематические выставки, эпизодические беседы с родителями, клубы по интересам, совместные праздники, развлечения и досуги, анкетирование, родительские посиделки, экскурсии, туристические походы, участие родителей в общественной жизни группы и прочее. Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1075)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |