Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему.



2019-11-13 483 Обсуждений (0)
В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Наиболее распространенным типом взаимодействий между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметрично­стью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается од­носторонняя зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отноше­ний является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, кото­рые подчиненный должен выполнять.

Функциональные отношения. От служебных отно­шений следует отличать функциональные отношения, со­пряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект. Роль функ­ционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не действуют распоряжения. При­мером здесь могут служить отношения между директором учреждения и юрисконсультом или советником. Директор посылает проект какого-либо договора или распоряжения на заключение, юрисконсульт обязан высказать свое мнение, а директор - ознакомиться с ним. Но согласится директор с заключением или нет - зависит только от него самого.

Технические отношения. В многоуровневых систе­мах управления большое значение приобретает взаимоза­висимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и доби­ваться столь же четкого выполнения другими сотрудника­ми их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности. Именно в этом заключается третий вид отношений в системе управ­ления - технических отношений.

Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования обо всех состояниях объекта и об изменени­ях состояний, о которых информирующий знает, а инфор­мируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффек­тивно выполнять свои обязанности.

Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализирован­ными компонентами, звеньями, участками. Специализиро­ванные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсис­темы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда, как между собой, так и с управляющей подсистемой.

Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на раз­личных ступеньках управленческой лестницы (управленче­ской вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера взаимосвязи между ру­ководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления могут быть представлены в четырех основных разновидностях: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

Бюрократические (от франц. бюро - канцелярия + греч. кратос - власть, буквально - господство канцелярии) отноше­ния, базируются на административной иерархии.

При патернализме (от лат. "падре" - отец) четко выра­жена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отноше­нию к начальнику. "Хозяин" бдительно контролирует дейст­вия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций.

В случае фратернализма (от англ, фразер- брат) ие­рархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения.

В случае партнерства (от франц. партнер-участник совместной деятельности) иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соот­ветствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

Знание особенностей складывания и функционирования социальных отношений в системе управления помогает избе­гать типичные ошибки, возникающие в практике деятельности некоторых руководителей. Одной из наиболее распростра­ненных в практике управления является ошибка излишней снисходительности, проявляющаяся в тенденции оценивать своих подчиненных выше реального уровня и качества их служебной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к снижению их творческой активности и к самоуспокоенно­сти, а это снижает эффективность деятельности организации.

Существует и противоположность - ошибка излишней тре­бовательности, доходящая до уровня жесткости и выра­жающаяся в тенденции занижено оценивать всех и вся.

Нередко в практике управления проявляется ошибка личной предрасположенности, при которой руководитель в отношении к подчиненному больше полагается на личное пристрастие, чем на саму по себе работу этого подчиненно­го.

Ошибка нимба возникает под воздействием "эффекта ореола", когда в своем отношении к подчиненному началь­ник руководствуется в первую очередь общим впечатлением (хорошим или плохим), произведенным данным работником; а не результативностью его служебной деятельности. Ошиб­ка по свежести впечатлений выражается в стремлении руко­водителя оценивать подчиненного и его работу только по событиям последнего времени вместо того, чтобы анализи­ровать и оценивать её результативность за более длительный период времени.

Каждая из этих ошибок способна существенно ухуд­шить отношения руководителя с подчиненными, привести к возникновению противоречий и конфликтов, что может сни­зить эффективность деятельности данной организации, фир­мы, предприятия; затруднить его продвижение к намеченной цели. Наоборот, знание этих ошибок, учёт особенностей от­ношений, складывающихся между работниками, а также между ними и их руководителем (руководителями), сущест­венно расширяет возможности совершенствования системы управления, повышает её эффективность.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы особенности социальных отношений?

2. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения?

3. Чем отличаются официальные отношения от не официальных?

4. Что представляют собой социальные отношения в системе управления (дать определение)?

5. Чем характеризуются отношения власти, господства и подчи­нения?

6. Какие типы господства существуют в обществе? / 7. Каковы характерные черты идеального типа управления отношениями в организации, предложенного М. Вебером?

8. Чем характеризуются шесть типов социальных отношений в системе управления?

9. Какие типы социальных отношений между руководителями и

подчиненными Вы знаете?

10. Каковы типичные ошибки, возникающие в отношении руководителя к подчиненным?



2019-11-13 483 Обсуждений (0)
В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В процессе функционирования системы управления возникают шесть основных типов социальных отношений. Их характерные особенности сводятся к следующему.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)