Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 16. Особенности управления в экстремальных ситуациях



2019-11-13 1397 Обсуждений (0)
ГЛАВА 16. Особенности управления в экстремальных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок




Экстремальная ситуация представляет собой резкий, скачкообразный переход социальной, экономической, политической, экологической, личностной, тех­нологической и любой другой системы в результате чрезмерного нарастания внутренней или внешней напря­женности из устойчивого состояния в неустойчивое, угрожающее распадом этой системы.

Из обширного круга тех сложностей и трудностей, с которыми сталкивается управленческая деятельность в экстремальных ситуациях и которые необходимо не только учитывать, но и преодолевать при разработке и практиче­ском применении социальных технологий управленческого характера в чрезвычайных ситуациях, выделим две основ­ных.

Одна из них заключается в том, что социальная, эко­логическая и любая другая самоорганизующаяся система, попадая в экстремальную ситуацию, неизбежно сталкива­ется с дефицитом управленческого потенциала. Вторая со­стоит в том, что для эффективного управления системой и ее компонентами в экстремальной ситуации необходимы дополнительные, зачастую весьма значительные, ресурсы – материальные, финансовые, людские и т.п., а их, как пра­вило, в таких условиях катастрофически не хватает. Чтобы справиться с нарастающими в чрезвычайной ситуации трудностями, система должна совершить качественный скачок в управленческой деятельности, переналадить или создать в кратчайший срок качественно иные структуры и механизмы управления, способные адекватно реагировать. на быстро изменяющуюся, часто весьма неблагоприятную обстановку, обеспечивая адаптивность управленческих структур, занятых в них кадров к резким и неожиданным изменениям преимущественно негативного характера, эф­фективность их деятельности в нестандартных условиях.

При всей важности потенциала эффективности управ­ленческой деятельности и объемов финансовых, материаль­ных и иных ресурсов, которые могут ею использоваться, в экстремальных ситуациях действует еще один, чрезвычай­но болезненный для управленческих структур дефицит-дефицит компетентности. Дело в том, что чрезвычайные ситуации характеризуются наличием более или менее острого кризиса, высокой степенью неопределенности в развитии процессов, которыми необходимо управлять, дес­табилизацией социально-психологической устойчивости населения, вовлекаемого в принятие или осуществление управленческих решений, необходимостью привлечения для разработки таких решений большого числа различных специалистов, которых, как правило, не хватает, нехваткой времени для разработки и осуществления как стратегиче­ских, так и оперативных решений по стабилизации обста­новки.

Поскольку в чрезвычайных ситуациях всегда возни­кает большая или меньшая степень опасности, то управле­ние такими ситуациями сводится в основном к управлению опасностью. В нем различаются три основные компонента: во-первых, предупреждение опасности чрезвычайной ситуации; во-вторых, борьба с опасностью, возникающей в условиях экстремальной ситуации; в-третьих, ликвидация опасных последствий экстремальной ситуации.

Можно предложить несколько направлений разработки и применения социальных технологий управ­ленческой деятельности в экстремальных ситуациях.

Первое из них заключается в осознании специали­стами, но, прежде всего работниками властных структур и органов управления, возрастающей степени риска от дея­тельности современных, мощных по своим основным па­раметрам технологических систем, тем более, что такие сис­темы располагаются чаще всего вблизи урбанизированных пространств с большой плотностью населения, а нередко и в самих этих пространствах. Атмосфера секретности, суще­ствующая вокруг таких объектов, лишает не только насе­ление, но и многих специалистов, в том числе работающих в органах управления, возможности не только участвовать в принятии решений, но и вообще ориентироваться в си­туации. Поэтому, одним из существенных направлений в процессе оптимизации управленческой деятельности в экс­тремальных ситуациях становится резкое снижение пресса секретности вокруг этих промышленных объектов, являю­щихся технологически сложными и обладающих высокой степенью риска для окружающих, а также связанное с этим разъяснение окружающему населению степени реального риска от их эксплуатации и обучение основным приемам по-ведения в случае возникновения опасности.

Второе направление оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях состоит в обеспечении безопасности функционирования потенциально опасных технологических систем, главная функция которого – предупреждение аварий и катастроф.

Третье направление оптимизации управленческой деятельности в экстремальных ситуациях включает в каче­стве основного компонента повышенное внимание специа­листов, управленческих кадров ко всем случаям технологи­ческих аварий и катастроф. Ибо только таким образом можно найти эффективные способы предотвратить катастрофу в аналогичных или сходных ситуациях.

Важнейшим направлением управленческой деятель­ности в условиях возрастающего технологического риска становится своевременное, хорошо продуманное принятие мер по предупреждению экстремальных ситуаций. Один из основных компонентов здесь составляет социально-эко­логически и социально-демографически обоснованное раз­мещение потенциально и экологически опасных произ­водств.

Оптимизация управленческой деятельности в экстре­мальных ситуациях может осуществиться только в том случае, когда в практику организации производства и управления им входит принцип, сформулированный акаде­миком Н.Н. Моисеевым: "Пока не доказана безопасность любого проекта, на него должно быть наложено абсолют­ное вето". А чтобы создать предпосылки для реализации этого гуманного принципа, необходимо при проектирова­нии любого промышленного или транспортного объекта создавать вневедомственную, законодательно закрепляе­мую технологическую, экологическую, экономическую, медико-биологическую, социально-психологическую и демографическую экспертизу проекта.

Неоднократные интервью, беседы с теми людьми, которые в первые дни и месяцы после Чернобыльского ядерного взрыва разрабатывали и осуществляли непривыч­ные и трудные для них управленческие решения, убеждают в том, что они столкнулись и с дефицитом знаний, и с де­фицитом необходимой приборной базы. А также и с ограниченно­стью кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов, и с отсутствием какого бы то ни было опыта в оценке реальной опасности радиационных факторов. Именно этим объясняется превалировавший на первых по­рах дилетантский уровень как понимания сложившегося, так и управленческих усилий по исправлению сложной, не­привычной и опасной ситуации. В результате произошла общая недооценка реальной опасности возникшей экстре­мальной ситуации, ее возможных последствий. В частности, не были введены специальные режимы поведения людей в зоне радиоактивного загрязнения, не определены реальные масштабы необходимого отселения, не проведена массовая профилактика воздействия на организм, особенно детский, радиоактивного йода. Более того, местные органы власти в угоду ложно понятому мужеству и недопущению паники нередко поощряли действия, обратные тем, которые дикто­вались реально сложившейся радиационно-опасной обста­новкой.

Какие же выводы для разработки и применения соци­альных технологий управления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы и постчер­нобыльского периода? Их достаточно много, но наиболее важные из них сводятся к следующему.

 

Во-первых, социальная технология управленческой деятельности в экстремальных ситуациях должна включать в себя еще на предэкстремальной стадии такой подход к проектированию и функционированию всех видов челове­ко-машинных систем (включая все виды электростанций; наземного, водного, воздушного, космического транспорта; газо и нефтепроводы; иные сооружения), которые играют все большую роль в переходе человечества к новой, по­стиндустриальной, информационной цивилизации, кото­рый был бы основан на бесспорном приоритете личност­ных интересов человека по отношению к техническим, технологическим, экономическим и иным материальным факторам современного, высокотехнизированного произ­водства.

Во-вторых, разработка социальной технологии управ­ления в экстремальных ситуациях предполагает в качестве неотъемлемого компонента проведение гуманитарной, пре­имущественно социально-психологической, экспертизы и оценки последствий для человека (определенных лично­стей, социальной группы или населения региона) того или иного события чрезвычайного характера (стихийное бедст­вие - землетрясение, наводнение и т.п.; техногенная ката­строфа на химическом предприятии, атомной электростан­ции, нефте- и газопроводе и т.п.; вооруженный конфликт; экономический кризис; дисфункция политической системы и т.д.).

В-третьих, социальная технология управления в чрезвычайных ситуациях должна быть ориентирована на разработку методов, способов и путей адаптации людей, испытавших на себе негативное воздействие чрезвычай­ных обстоятельств (технологической катастрофы, аварии, наводнения, землетрясения, пожара, ограбления и т.п.) к новому, необычному для них состоянию.

В-четвертых, управленческая деятельность в экстре­мальных ситуациях подразделяется на два различных по задачам, содержанию и формам действия периода. Первый из них совокупность управленческих действий по мини­мизации опасных для людей, их здоровья и жизни послед­ствий катастрофы, аварии, несчастного случая и т.п. Вто­рой - активные действия по реабилитации пострадавших общностей и объектов, реабилитации технологической, экономической, экологической, но прежде всего - социаль­но-психологической, поскольку главной жертвой всех ви­дов экстремальных ситуаций оказываются люди, их здоро­вье, привычный образ жизни, а иногда и их жизнь.

В-пятых, эффективное управленческое действие в экстремальных ситуациях возможно только в тех случаях, когда оно базируется на оперативной, достоверной и правдивой информации о масштабах, угрозах и последствиях чрезвычайных обстоятельств.

В-шестых, управленческая деятельность в экстре­мальных ситуациях способна достичь своей цели и стать вполне эффективной только в том случае, если она ориенти­рована на формирование у пострадавших от чрезвычайного происшествия людей высокой катастрофной культуры, ори­ентирующей каждую личность на выработку активной стра­тегии поведения, исключающей или, по крайней мере, резко ограничивающей диапазон распространения психологии жертвы, ибо только активно действующие люди способны преодолеть в возможно короткие сроки негативные послед­ствия экстремальной ситуации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое экстремальная ситуация?

2. Каковы компоненты управленческого анализа риска?

3. В чем состоят сложности и трудности управленческой дея­тельности в экстремальных ситуациях?

4. С какими трудностями столкнулась управленческая деятель­ность в условиях Чернобыльской катастрофы и вызванных ею посткатастрофных процессов?

5. Какие выводы для разработки социальных технологий управ­ления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы?

 

 



2019-11-13 1397 Обсуждений (0)
ГЛАВА 16. Особенности управления в экстремальных ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 16. Особенности управления в экстремальных ситуациях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)