Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента:



2019-11-13 265 Обсуждений (0)
Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента: 0.00 из 5.00 0 оценок




 умение луч­ше других видеть цель совместной деятельности группы;

 способность понимать, какие мотивы движут людьми в разное время и в различных ситуациях;

 способность вдохновлять людей на достижение целей;

 способность действовать так, чтобы создавать в группе атмосферу для возникновения мотиваций, содействующих эффективному достижению групповых целей.

Из сказанного вытекает, что проблема лидерства – это проблема выяснения и приведения в действие социаль­ных механизмов групповой интеграции, которая объединя­ет поступки различных социальных общностей - от малой группы до огромных масс (партий, наций, народов и др.) вокруг одной личности или определенной группы руково­дителей.

Лидер обычно выдвигается "снизу", более или менее демократическим путем. В отличие от этого в большинстве случаев руководителя назначают "сверху", как бы навязывая определенный общности, организации и т.п.

Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуа­ции, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наи­большей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач.

Таким образом, лидером определенная личность ста­новится вследствие: 1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует по­требность в определенном типе лидерства; 2) определенных экспектаций (ожиданий) к потенциальному лидеру со сто­роны группы; 3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей харак­тера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.

Приоритетное значение в социальной технологии ли­дерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффектив­ным является комплексный подход, позволяющий осуще­ствить оценку роли лидера и его социальных качеств с точ­ки зрения:

 уровня профессиональных знаний;

 умения завоевывать авторитет;

 наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;

 умения руководить и убеждать следующих за лидером людей;

 способности претворять в жизнь принятые решения.

Основные функции лидера можно свести к следующим:

 глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.

 доведение до подчиненных своего понимания ситуа­ции.

 выслушивание мнений сотрудников, умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения.

 определение направления и программы деятельности, данной группы или организации.

 интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.

 нахождение, принятие и обоснование оптимальных, решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.

 инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общ­ности) и повышение ее эффективности.

Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных; качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы: 1) одаренность; 2) стремление к знаниям и высокий уровень развития ин­теллекта; 3) высокий профессионализм; 4) активность; 5) инициативность; 6) надежность; 7) впечатляющая внеш­ность; 8) высокая степень уверенности в себе; 9) способ­ность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения; 10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели.

При всех особенностях деятельности лидеров в раз­личных общностях и в различных ситуациях, социальная технология лидерства выделяет три основных стиля ли­дера, которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтитель­ным.

Эти стили таковы: демократический, авторитар­ный и попустительский. Демократическое лидерство воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. Авто­ритарный стиль лидерства предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций.

Попустительский стиль характеризу­ется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий.

 

Из вышеизложенного вытекает вполне определенный вывод, а именно - существует некий набор навыков, кото­рыми желательно овладеть, чтобы осуществлять эффектив­ное лидерство. Социальная технология лидерства рекомен­дует определенный набор таких навыков, которые мы вкратце охарактеризуем.

Первый из таких навыков – призыв: "Будьте проактивны". Человек в своей деятельности всегда осуществляет определенный выбор, однако лидер отличается от нелидера тем, что первый всегда осуществляет свой выбор: осоз­нанно; 2) активно; 3) целенаправленно; 4) способен убедить . других в правильности сделанного выбора; 5) умеет мобили­зовать усилия других людей на обеспечение выбранной це­ли. Нелидер же чаще всего стремится отложить выбор на "потом", если выбор сложный, - уклониться от него или переложить его на других. Он рассуждает примерно так: а может быть, обстоятельства изменятся, и не придется вы­бирать, а уж если и осуществлять выбор, то лучше посту­пить так, как делают другие, как все. Не высовываться, пусть лучше кто-то выберет, а мы примкнем к ним. Умение осуществить верный выбор цели и средств ее достижения, а затем целенаправленно действовать в выбранном направ­лении называется проактивностъю.

Проактивностъ - это способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, адекватные цели, подчинять выбранной цели свои стремления, мысли, чувства, действия, прояв­лять инициативу и активность и отвечать за себя, за действия своих последователей, за осуществление постав­ленной цели и решаемых задач. Поступки проактивного че­ловека, а тем более лидера, являются результатом осознан­ного выбора, принятого в соответствии с ним решения и последующего активного действия, а не продиктованы об­стоятельствами и (или) эмоциями.

Навык второй, которым должен овладеть каждый лидер, звучит так: "Начинайте с мыслью о конце". Это оз­начает, что лидер в своих стремлениях, действиях должен руководствоваться не сиюминутными соображениями и ус­пехами, а ориентироваться на перспективную целеустановку, брать за точку отсчета не сегодняшнее достижение, а ту цель, пусть и отдаленную, ради которой создается группа последователей или организация, выбирается направление действий. Исходя из такого подхода, и следует строить пла­ны на жизнь.

Третий навык, которым должен овладеть лидер, можно сформулировать так: "Соблюдай приоритеты". Этот навык является естественным следствием первого и второго навыков, основанных на инициативе и воображе­нии, и означает применение в практической деятельности независимой воли и эффективной самоорганизации. Чело­век, который руководствуется этим навыком, активно дей­ствует ради достижения поставленной цели, а не служит объектом действия, умеет правильно спланировать свое  время и всю свою жизнедеятельность.

Навык четвертый гласит: "Руководствуйтесь установкой на выигрыш-выигрыш". В своих взаимодействиях друг с другом люди руко­водствуются различными моделями поведения, Чаще всего лидерами, особенно если лидерство совпадает с функциями руководителя организации, применяется стратегия "Выиг­рыш-Проигрыш". Ее суть такова: "Будет по-моему, а не по-твоему". Люди с таким менталитетом и установкой ис­пользуют любые преимущества: власть, общественное по­ложение, авторитет, связи, собственность, силу характера или воли и т.п. чтобы настоять на своем, продемонстрировать свое превосходство.

Наиболее эффективной оказывается стратегия лидера, ориентированная на "Выигрыш- Выигрыш". Лидер с такой установкой не стремится к тому, чтобы в результате его "по­беды" кто-то оказался в проигрыше. Основное содержание такой установки - навык эффективного межличностного руководства.

Навык пятый можно сформулировать таким образом: ''Стремиться сначала понять, а уж потом быть понятым". Чаще в жизни бывает наоборот: мы стремимся, что­бы поняли нас, навязать свое мнение, свое суждение, свои оценки; пытаемся решить проблемы с помощью добрых советов (своих, разумеется). Однако гораздо важнее - вникнуть в суть проблемы, а для этого основное - суметь понять других как самих себя.

Навык шестой означает - восприятие и реализацию принципа творческой кооперации (синергии), обеспечение единства действий с другими. Обеспечение единства дей­ствий - высший тип подлинно человеческой деятельности. Надежное испытание и приложение всех навыков одновре­менно. Оно предлагает взаимодействие основных челове­ческих способностей (самосознания, воображения, совести, независимой воли) с творческой проактивностью, умением предвидеть, умением, верно, выбирать и соблюдать приори­теты, с установкой на "Выигрыш - Выигрыш", и умением слушать - сопереживать ради совместных действий, ради совместной борьбы против трудностей и сложностей жизни. Единство действий- квинтэссенция принципиального и эффективного лидерства, ибо именно оно приводит к такому состоянию, когда целое становится больше суммы частей.

Навык седьмой означает умение достигать сбалан­сированного самообновления. Он позволяет сохранять и поддерживать в активном, творческом состоянии главное достоинство лидера - его способности и умение оказы­вать решающее влияние на других и мобилизовать их на достижение поставленной цели. Этот навык обновляет че­тыре основных измерения личности - физическое, интел­лектуальное, социально-эмоциональное и духовное.

Навык восьмой гласит так: «Самое главное - не терять высоты». Это прекрасно знают альпинисты. Иногда вершину не видно из-за скал, приходится идти в обход, да­же будто в противоположном направлении, но идти надо неуклонно к цели. Самое главное- не терять высоты, ибо ее утрата- это дорога вниз, это утрата своих позиций. Это правило важно для любого человека, но особенно для лидера, для которого утрата высоты - это утрата лидирующих позиций.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое лидерство?

2. Чем заключена разница между лидером и руководителем?

3. Чем обусловлены тип и роль лидерства?

4. Что включает в себя технология лидерства?

5. В чем состоят основные функции лидера?

6. Каковы основные личностные качества лидера?

7. Какие типы лидеров Вы знаете?

8. Какие стили лидерства наиболее распространены?

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Что представляет собой управление?

2. Каков объект социологии управления?

3. В чем заключается предмет социология управления?

4. Каково определение социологии управления?

5. В чем состоят основные задачи социологии управления?

6. Каковы функции социологии управления?

7. В чем состоит вклад Ф. Тэйлора в развитие науки об управлении?

8. Какова сущность "административной школы управления", ос­нованной А. Файолем?

9. Какова сущность "идеального типа" административного управления?

10. Каковы управленческие идеи школы "человеческих отношений"?

11. Какую роль в развитии научного управления сыграли мотивационные теории А. Маслоу и Д. Мак-Грегора?

12. Каков вклад социологии структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) в развитие науки об управлении?

13. Каковы отличительные черты системного и ситуационного подходов к управлению?

14. Каковы характерные особенности управления как социального процесса?

15. Какие социальные роли выполняет современный управляю­щий?

16. Каковы специфические особенности управленческого труда?

17. Какими принципами руководствуется современное управле­ние?

18. Что такое субъект управления?

19. Что представляет собой объект управления?

20. Каковы основные компоненты управленческой структуры?

21. Что представляет из себя организационная структура управ­ления?

22. Каковы характеристики управления в низовом, среднем и высшем звеньях управления

23. Каковы основные функции управления?

24. Какие общенаучные методы применяются в управлении?

25. В чем состоит сущность системного подхода к управлению?

26. Какова роль социального эксперимента в управлении?

27. Какова роль экономических методов в управлении?

28. Каково значение социально-психологических методов управ­ления?

29. Какие методы применяются в процессе принятия управленческих решений?

30. Каковы особенности социальных отношений?

31. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения?

32. Чем отличаются официальные отношения от неофициальных?

33. Что представляют собой социальные отношения в системе управления?

34. Чем характеризуются отношения власти, господства и подчи­нения?

35. Какие типы господства существуют в обществе?

36. Каковы характерные черты идеального типа управления отношениями в организации, предложенного М. Вебером?

37. Чем характеризуются шесть типов социальных отношений в системе управления?

38. Какие типы социальных отношений между руководителями и

39. подчиненными Вы знаете?

40. Каковы типичные ошибки, возникающие в отношении руководителя к подчиненным?

41. Что такое коммуникация?

42. Каковы элементы коммуникационного процесса?

43. Какие модели коммуникационного взаимодействия Вы знаете?

44. Какие типы коммуникационных взаимодействий применяются в управленческой деятельности?

45. В чем заключаются особенности межличностной и функцио­нально-ролевой коммуникации?

46. Каковы характерные особенности групповой, межгрупповой и массовой коммуникации?

47. В чем проявляются особенности вертикальной коммуникации, какие ее разновидности вы знаете?

48. Чем характеризуется горизонтальная коммуникация?

49. Что такое информация?

50. Как интерпретируется информация в контексте ее использо­вания в управленческой деятельности?

51. Каковы факторы, определяющие интенсивность использова­ния информации менеджерами?

52. Каковы требования, предъявляемые к информации, исполь­зуемой в управлении?

53. Что представляет собой информационная управленческая система (автоматизированная система управления - АСУ)?

54. Какое значение имеют системы управления базами данных?

55. Что представляет собой автоматизация офисных операций?

56. Что такое системы поддержки принятия решений (СППР)?

57. В чем заключается сущность экспертных систем?

58. Каковы существенные признаки формальной организации?

59. В чем состоит сущность требований организации к индивиду и индивида к организации?

60. Какие типы социальных организаций Вы знаете?

61. Каковы характерные черты идеального типа управления орга­низацией, предложенного М. Вебером?

62. Какова связь управления организацией с внешней средой?

63. Что такое стратегическое управление?

64. Каковы особенности стратегического управления?

65. Какие компоненты составляют процесс стратегического управ­ления?

66. Что представляет собой стратегическое планирование?

67. Какие задачи решает стратегическое планирование?

68. Каковы основные компоненты стратегического планирования?

69. Чем вызвана необходимость дополнения "невидимой руки" "видимой рукой" регулирования рыночной экономической системы?

70. В каких сферах особенно необходимо государственное регу­лирование экономики?

71. Какова роль общественных благ в осуществлении государст­венного регулирования?

72. Чем обусловлена необходимость государственного регулиро­вания рынков знаний и пользования информационными ре­сурсами?

73. Какие сферы общественной жизни регулируются республиканскими органами государственного управления?

74. Какова сфера деятельности отраслевых органов управления?

75. Какова роль объединений граждан и социального партнерст­ва в управлении рыночными отношениями?

76. Каковы основные методы создания продуктивной рабочей среды?

77. В чем состоят основные блоки продуктивной рабочей среды?

78. Какова роль рабочей команды в формировании продуктивной рабочей среды?

79. Какое значение для становления продуктивной рабочей среды имеют совместимость, сплоченность и сработанность сотруд­ников организации?

80. Какова роль коммуникации и информации в создании продуктивной рабочей среды?

81. Какую роль играет учёт социально-психологических особенно­стей людей в формировании продуктивной рабочей среды?

82. Что представляет из себя процесс управления персоналом?

83. Каковы основные управленческие задачи в области работы с персоналом?

84. Каковы основные этапы управления персоналом?

85. Что представляет собой концепция управления персоналом?

86. Каковы основные факторы, которые должны учитываться в концепции управления персоналом?

87. Что такое методология управления трудовыми ресурсами?

88. Каковы основные принципы управления персоналом?

89. Что представляет из себя объективный, воспринимаемый и допустимый риск?

90. Какова сущность и содержание управления рисками?

91. Какова специфика рисков в различных сферах деятельности?

92. Что составляет содержание основных этапов управления рис­ками?

93. Что представляют собой концепция и оперативный план управления рисками?

94. Каковы основные функции риск-менеджера?

95. В чем состоит значение анализа причин конфликта для управленческого воздействия на него?

96. Каковы принципы управления межличностными конфлик­тами?

97. Каковы способы предотвращения конфликтов в группе?

98. В чем состоят структурные методы разрешения внутригрупповых конфликтов?

99. Какова роль культуры спора в управлении внутригрупповыми конфликтами?

100. Чем характеризуется оптимальная стратегия воздействия ру­ководителя - лидера группы (организации) на конфликтную ситуацию?

101. Что такое экстремальная ситуация?

102. Каковы компоненты управленческого анализа риска?

103. В чем состоят сложности и трудности управленческой дея­тельности в экстремальных ситуациях?

104. С какими трудностями столкнулась управленческая деятель­ность в условиях Чернобыльской катастрофы и вызванных ею посткатастрофных процессов?

105. Какие выводы для разработки социальных технологий управ­ления в экстремальных ситуациях вытекают из опыта Чернобыльской катастрофы?

106. Что такое лидерство?

107.  В чем заключена разница между лидером и руководителе!*

108. Чем обусловлены тип и роль лидерства?

109. Что включает в себя технология лидерства?

110.  В чем состоят основные функции лидера?

111. Каковы основные личностные качества лидера?

112. Какие типы лидеров Вы знаете?

113. Какие стили лидерства наиболее распространены?

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Американская социологическая мысль. Тексты. – М., 1996.

  2. Атаманчук Г.В. Управление – социальная ценность и эффективность. – М., 1995.

  3. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М., 1975.

4. Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Минск: Тетра-Системс, 2002.

 5 Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

 6 ЗборовскийГ.Е.,КостинаН.Б.Социология управления- М.,Гардарики,2007

 7 КравченкоА.И.,ТюринаИ.О.Социология управления:фундаментальный курс.-М.,Академический проезд,2006.

8. Управление – это наука и искусство – М., 1992.

   9 Уткин В.А, Баяндаев В.В., Баяндаева М.Л.. Управление связями с общественностью. – М.: ТЕИС, 2001.

10 Кишкель Е.Н.Социология и психология управления.Учебное пособие.-М.,Высшая школа,2007.

 

 

 

 



2019-11-13 265 Обсуждений (0)
Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Это искусство включает в себя, по крайней мере, четыре компонента:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)