Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Глава II . Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения

 

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, поскольку в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре. Универсальность театрализованной игры позволяют решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста, в том числе учат детей правильно использовать речевые приемы диалога, рассказывания (интонация, логическое ударение, смысловые паузы, выразительность и сила голоса), воспитывают навыки дружеского взаимоотношения, соотношения и согласования своих действий с действиями партнеров по игре, а также учат неречевому способу общения на практике: соотносить позу, жест, движение со смыслом произносимых слов при воплощении на сцене художественного образа.

Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Театрализованные игры способствуют творческому развитию личности, навыков общения с использованием как речевых, так и неречевых средств. Задача педагога – привлечь к участию по возможности всех детей, особенно замкнутых.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития игровой деятельности и подготовки к переходу к учебной деятельности. Однако особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на формирование основных предпосылок игровой деятельности – предметной деятельности, умения оперировать представлениями во внутреннем плане, вербализации и аффективной наполненности практического опыта коммуникаций. Направленность на достижение практического результата как бы «закрывает» для ребенка социальные отношения, и основное внимание уделяется формированию практических действий с игровыми атрибутами, а установление познавательных и личностных контактов затруднено.

В тифлопсихологии и тифлопедагогике специфика игровой деятельности детей рассматривается с нескольких позиций:

· положительная роль в развитии компенсаторных процессов (Л. И. Солнцева, 1978);

· коррекция и развитие средств общения (Г.В. Григорьева, 1996, М. Заорска, 1991, И.В. Новичкова, 1997 и др.);

· формирование действий с игрушками (С.М. Хорош, 1983);

· развитие зрительного восприятия (Л.И. Плаксина, 1980, 1998);

· физическое воспитание и нравственное развитие (В.А. Кручинин, 1992, Д.М. Маллаев, 1993, Л.С. Сековец).

Игровая деятельность детей с нарушениями зрения, таким образом, рассматривается как целостное и полуфункциональное образование, возможности которого в коррекции отклонений различного плана, вызванных зрительным дефектом, поистине многогранны.

Психологи, педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

С этой точки зрения невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» (С.Л. Рубинштейн). Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать:понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.

Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важно: нередко люди, содержательные и владеющие речью, настолько застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух-трех посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей неизменной любовью.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использовать упражнения в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У некоторых детей развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволят решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Таким образом, основным направлением работы по развитию общения старших дошкольников с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности, является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии.

 



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Глава II . Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)