Формирующий эксперимент
Свою работу по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения средствами театрализованной деятельности мы начали с того, что, определив важным направлением своей работы – воспитание коммуникативной культуры – поставили перед собой следующие задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих занятия театрализованной деятельностью. 2. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках. 3. Формирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнером, развитие чувства пространства сцены, техника управления куклой). 4. Развитие личностных качеств детей (креативности, эмпатии, рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности и др.), способствующих достижению школьной зрелости. 5. Укрепление психологического статуса ребенка (адекватной самооценки, способности играть главные и второстепенные роли в спектаклях и др.). 6. Доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения. В соответствии с задачами был составлен перспективный план (см. приложение 7) на год по определённой системе: от простого – к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом новом этапе уже освоенные навыки и умения. В своей работе широко используем учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия» М.И.Родина, А.И.Буренина, и другие литературные источники. Основная работа проходит в форме занятий, система проведения которых предполагает четыре последовательных этапа: 1-й этап – знакомство с театром. Дети смотрят представление, которое им показывает взрослый или старшие дети. Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности. 2-й этап – подготовка к представлению. Это выполнение упражнений: для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности и пластики тела, на развитие голоса и речи . 3-й этап – сделать срез результатов формирующего и констатирующего экспериментов для того, чтобы проверить правильность выбора системы своей работы по театрализованной деятельности с целью развития коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения. 4-й этап – игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги. На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь. 5-й этап – выступление. 1-й этап: Дети смотрят представление, которое им показывает взрослый или старшие дети. Просмотр представления необходим для накопления детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности. Мы часто с детьми посещаем спектакли в театре «Наш Дом», в кукольном театре «Золотой петушок», каждый год ездим на концерт педагогов в детскую музыкальную школу. В нашем детском саду старшие дети показывают спектакли для малышей, а малыши – старшим детям. На этом этапе решаются следующие задачи: 1. Знакомство с устройством театра и расширение словаря и понятий: - кукольный театр, драматический театр, музыкальный театр, цирк; - режиссёр, актер, спектакль, роль; - занавес, кулисы, сцена; - зрительный зал: партер, балкон, ряды, ложа, аншлаг; - театральное фойе, его назначение и оформление. 2. Знакомство с системой выступления: выход, выступление, поклон, уход. 3. Знакомство с правилами поведения в зрительном зале: - внимательно смотреть и слушать выступающих; - не обижать артистов (не разговаривать и не отвлекать друг друга); - аплодировать артисту (благодарить его за выступление). На этом этапе знакомим детей с некоторыми видами театра: фланелеграф, теневой, настольный, пальчиковый, перчаточных кукол, платковых кукол, кукол-прыгунков и т.д. Дети сами предлагают обыграть знакомую сказку, придумывают свои истории… Й этап: Подготовка к представлению. Это выполнение упражнений: для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности и пластики тела, на развитие голоса и речи. Для реализации задач этого этапа, были изготовлены необходимые атрибуты и составлена картотека упражнений, этюдов, игр, способствующих развитию у детей сенсорной сферы, базовых психических процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей (см. приложение 3). Игровой тренинг проводим с детьми в различных формах: на занятиях, развлечениях, в индивидуальной работе и т.п. Перечисленные ниже упражнения используем с целью развития тех или иных возможностей ребёнка, а также с целью закрепления необходимых навыков. В зависимости от содержания работы с детьми и поставленными задачами включаем подобные игры и этюды либо в начало занятия, либо в конец. 1. Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии: «Буратинки», «Карусельки», «Музыкальная капель», «Игры с бусами», «Рисуем бусами». 2. Упражнения на развитие голоса и речи. Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Дети с удовольствием выполняют упражнения на дыхание: «Самовар», «Чайник», «Большой филин», «Маленький филин», «Волки», «Пчела», Комар», «Эхо», «Качаем малыша», «Скрипят деревья», «Пьём чай». Рассказ «У бабушки в деревне» - игровой тренинг на развитие дыхания и голоса. 2.2. Упражнения на силу голоса: «Звонок», «Муха», «Многоэтажный дом». 2.3. Упражнение на развитие артикуляции: скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит» в игровой форме произносится четко и быстро, меняя силу голоса от тихого до громкого и наоборот. 2.4. Игры и упражнения на расширение словаря: «Найди слово» в разных вариантах. Эти игры способствуют развитию не только речи, но и быстрой реакции, сообразительности, памяти, внимания.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |