Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С нарушениями зрения в ходе контрольного эксперимента



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
С нарушениями зрения в ходе контрольного эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методика

Ф.И.

ребёнка

Возраст

«Подбери

нужное

лицо»

«Какой Я»

«Определение

понятий»

«Придумай рассказ»

Итог:

уровень,

(баллы на

н. г.- к.г.)

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

н. г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г к.г н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
1 Громова Оля 6,5 7,4 4 10 II III 4 10 II III 16 35 II III 20 48 II III III (44-103)
2 Дубкова Вика 6,0 6,8 4 7 II II 4 7 II II 14 27 II II 15 34 I II II (37-75)
3 Кузнецова Женя 6,10 7,6 5 9 II III 5 7 II II 15 33 II III 23 43 II III III (48-92)
4 Лебедь Саша 6,3 6,11 4 6 II II 3 6 I II 15 24 II II 15 30 I II II (37-66)
5 Лункин Владик 6,4 7,0 4 9 II III 4 7 II II 16 30 II II 17 30 I II II (41-76)
6 Мерзляков Максим 6,1 6,9 4 7 II II 4 7 II II 14 28 II II 16 34 I II II (38-76)
7 Мозжерина Крист. 6,5 7,1 5 10 II III 4 9 II III 18 36 II III 24 46 II III III (51-101)
8 Мясников Вова 6,2 7,0 4 9 II III 4 9 II III 16 35 II III 20 40 II III III (44-93)
9 Храмцова Яна 6,2 6,10 4 8 II III 4 9 II III 14 32 II III 17 32 I II III (39-81)
10 Швейкин Никита 6,8 7,4 4 9 II III 4 8 II III 17 36 II III 20 49 II III III (45-102)

 

Итого:

Уровень

коммуникативной

деятельности

Количество детей

%

Баллы

Начало года Конец года Начала года Конец года Начало года Конец года
Высокий (III) - 6 - 60 - 572
Средний (II) 9 4 90 40 387 293
Низкий (I) 1 - 10 - 37 -

Данные таблицы говорят о том, что дети подготовительной группы значительно улучшили свои показатели по сравнению с началом учебного года. В результате проведенной работы нами выявлено, что в данной группе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на высоком уровне коммуникативной деятельности стало 6 детей (Никита, Кристина, Женя, Яна, Оля, Вова), что составило 60 %. Эти дети с готовностью идут на контакт, у них возникает тенденция к увеличению контактов со взрослым, преобладает положительная оценка собственных качеств. Дети более свободно и уверенно владеют коммуникативными навыками, внеситуативно-познавательным и внеситуативно-личностным содержанием коммуникативного взаимодействия. Общение детей характеризуется более чёткой конструкцией высказывания, появлением высказываний личностного и социального содержания. Самооценка отражает уверенность детей в наличии у них положительных качеств, в том, что они являются привлекательными партнёрами в коммуникативной деятельности, развилось чувство коллективизма, ответственности друг за друга, особенно у Оли, Кристины (девочки более активны и коммуникабельны).

Благодаря театрализованной деятельности улучшилась интонационная выразительность речи, способность чувствовать, понимать настроение другого человека (эмпатия), выразительность мимики и пластики (Яна, Женя, Вова – преодолели свои стеснения), сформировалась культура поведения на сцене, техника кукловождения. Укрепился психологический статус ребёнка (адекватная самооценка, способность играть как положительных, так и отрицательных героев…) – это Оля, Никита, Вова, желающие играть только положительных героев. Выросли личностные качества детей ( креативность, эмпатия, эмоционально-волевая сфера, познавательная активность, ответственность и т.д.).

На среднем уровне 4 ребёнка (Владик, Вика, Саша, Максим), что составило 40 %. Эти дети в произвольном общении ещё стесняются показать своё «Я», но их показатели в баллах значительно выросли по сравнению с началом года. Они стали лучше владеть мимикой и пантомимикой, «выразительными движениями», но в связи с отягощённым анамнезом они не достигли высокого уровня коммуникативной деятельности (левосторонний грудной сколиоз I степени, плосковольгусная деформация стоп III-IV степени) у Владика, (косолапость) у Саши. Трудности испытывали дети и в интонационном развитии речи, в вербальном общении с партнёром, что также объясняется речевым диагнозом (общее недоразвитие речи IV уровня, псевдобульбарной дизартрии) у Максима, Владика, Саши, Вики, (неврозоподобный синдром с заиканием) у Владика.

После проведённой работы и показа сказок и инсценировок все дети стали свободнее ориентироваться на сцене, взаимодействовать друг с другом как в диалогах, так и в использовании жестов, мимики, пантомимики.

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что показатели детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в развитии их коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности, значительно улучшились, что подтверждает правильность выбранной нами системы работы и выдвинутой гипотезой

 

Вывод

Проведённая опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы.

· развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения может быть предоставлено следующими уровневыми характеристиками:

III – высокий уровень

II – средний уровень

I – низкий уровень

· театрализованная деятельность может выступать важным средством в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения; в связи с этим необходимым является продумывание этапов работы и определение приоритетных задач коммуникативного общения детей;

· уровень развития коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения будет более высоким средствами театрализованной деятельности при соблюдении следующих условий:

- педагог должен знать, что важным направлением работы по театрализованной деятельности является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи и воспитания эмпатии (способности чувствовать и понимать настроение другого человека);

- в театрализованной деятельности выделяются этапы формирования с выделением приоритетных задач коммуникативного развития старших дошкольников с нарушениями зрения.


Заключение

В проведённом исследовании мы теоретически обосновали, разработали и экспериментально проверили эффективность театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников.

Анализ литературных источников показал, что в современной тифлопсихологии и тифлопедагогике проблема развития коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения с помощью универсальных возможностей театрализованной деятельности актуальна.

В результате исследования коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения:

- выявлена проблема коммуникативной деятельности, которая заключается в неадекватном развитии речевых и неречевых средств общения;

- изучены педагогические технологии театрализованной деятельности в теории и практике, результаты которых позволили установить тесную взаимосвязь особенностей театрализованной и коммуникативной деятельностей;

- были выявлены её трудности и осуществлён констатирующий этап эксперимента, который показал, что уровень коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения либо низкий, либо средний, но с низкими показателями баллов. Словарный запас обеднён, в определении понятий используются отрывочные, неточные выражения типа «ну… такой…» или самые простые, не требующие пояснения, ответы «не знаю…». Самооценка отражает сомнения детей в наличии у них положительных качеств, неуверенность в том, что они являются привлекательными партнёрами в коммуникативной деятельности.

На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система преодоления неадекватного развития речевого и неречевого общения старших дошкольников с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности. Эта система заключается в:

- разработке перспективного плана на год, учитывая поэтапность обучения и возрастные особенности детей;

- составлении картотеки упражнений, этюдов, игр;

- создании условий для занятий театрализованной деятельностью;

- изготовлении атрибутов к упражнениям, этюдам.

Динамика обучения показала, что разработанная нами система работы по театрализованной деятельности является эффективной в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушениями зрения. У всех детей наблюдалось повышение результатов по всем показателям.

Итак, результаты исследования показали эффективность использования нами системы обучения и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.


Список литературы

1. Алексеевская Н. Домашний театр – Серия «Через Иру – к совершенству». – М.: «Лист», 2000. 192 с.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - /М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 268с.

4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 – 320 с.

5. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64 с.

6. Гриорьева Н.М. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения// Дефектология. – 1996 - №4. – С.84-89

7. Изард К.Е. Эмоции человека/ Пер. с англ. Под ред. Л.Я. Гозманова, М.С. Егоровой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 440 с.

8. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драмтизация. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.

9. Королёв М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. – Ленинград: Искусство, 1973 – 112 с.

10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М. – Воронеж, 1997. – 383 с.

11. Малаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. – М.: Советский спорт, 1992. – 95 с.

12. Маханёва М. Канд. Пед. Наук, заведующая, Дошкольный центр – прогимназия № 117 УДУ ОАО «ГАЗ», Нижний Новгород. Театрализованная деятельность дошкольников. – Ж. «Дошкольное воспитание № 11, 1999.»

13. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М.: ГорД, 1998. – 262 с.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.-256 с.

14. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.: ил.

15.Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М.: Политраф сервис, 1997. – 123 с.

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения / Под ред. Л.М. Шипициной. СПб: Образование, 1995. – 162 с.

16. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.

17. Хорош С.М. Игрушка и её роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: Всерос. Общество слепых, 1983. – 59 с.

18. Шипицына Л.М., Зщиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-ПРЕСС», 2003. – 384 с.


Приложение 1

Формы

Общения



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
С нарушениями зрения в ходе контрольного эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С нарушениями зрения в ходе контрольного эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)