Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма.



2019-12-29 291 Обсуждений (0)
Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Штракс М.Г., Зубков В.П.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К

ПЛАНАМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине

«Философия»

 

 

Москва 2010г.

УДК 1

ББК 87

Ш 932

 

Планы семинарских занятий составили: проф. М.Г. Штракс, доц. В.П. Зубков.

 

В разработке отдельных тем принимали участие доц. Л.Н. Волобуева, ст.пр. А.В. Колацкий, доц. Т.И. Молчанова, проф. М. Ш. Рейнгольд, доц. А.И. Скоблик, доц. Н.Н. Федорова.

 

Рецензенты:

С.А. Лебедев, доктор философских наук, профессор.

В.А. Волобуев, доктор философских наук, профессор.

 

Аннотация

 

В предлагаемых методических рекомендациях к планам семинарских занятий отражены наиболее существенные проблемы, рассматриваемые в истории философии, современной философии и науке, в том числе, не имеющие однозначного решения.

Специфика современного этапа развития науки, по сравнению с предшествующими, заключается в её ориентации на интересы человека и его творческие способности. Данные планы занятий затрагивают широкий круг современных актуальных вопросов философии, науки и культуры.

Методические рекомендации к планам семинарских занятий адресованы студентам дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения.

В разработке отдельных тем принимали участие доц. Л.Н. Волобуева, ст. пр. А.В, Колацкий, доц. Т.В. Молчанова, проф. М.Ш. Рейнгольд, доц. А.И. Скоблик, доц. Н.Н. Федорова.

1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью преподавания философии является формирование у студентов целостного (холистического) взгляда на мир, основанного на концепциях современной науки и современного состояния философии, позволяющего максимально способствовать самостоятельному решению мировоззренческих, гносеологических, методологических, праксиологических, аксиологических и других проблем. А также способствовать пониманию человека во Вселенной не только как созерцателя и экспериментатора, но и как частицы (монады), как творца этого мира, способствовать выработке принципов рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного мира.

Задачи:

- приобщить студентов к историческому опыту мировой философии и дать ясное представление об основных исторических этапах и направлениях в истории философии и решаемых ею проблемах;

- способствовать пониманию актуальных, в том числе и глобальных, проблем современности;

- выработать убеждение в необходимости следования во взаимоотношениях между людьми в жизни и бизнесе кантовскому принципу: «Во всех твоих делах человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда как средство».

 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения курса студенты должны:

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные проблемы;

- иметь представление о важнейших сферах гуманитарного и социально-экономического знания современного общества и его проблемах;

- понимать соотношение биологического, экзистенциального, духовного, космического, культурного и социального в человеке, иметь представление о современных проблемах человека и человечества, перспективах их развития;

- знать и понимать диалектику формирования личности, её свободы и ответственности, своеобразие творческого, интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох, иметь представление о цели и смысле жизни;

- разбираться в философских и психологических концепциях сознания, самосознания, проблемах бессознательного в индивидуальном опыте, научном творчестве и социальной жизни;

- уметь творчески (креативно) применять приобретенные знания и вырабатывать новые в своей профессиональной деятельности, принятии технологических и управленческих решений.

 

Планы семинарских занятий

Тема 1 Предмет, функции и специфика философского знания в системе духовной культуры. Мифо-религиозная, философская и научная картины мира.
Тема 2 Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия.
Тема 3 Бытие.
Тема 4 Системность и самоорганизация. Законы развития, диалектика как система.
Тема 5 Философское учение о сознании. Творчество.
Тема 6 Многообразие форм и способов духовно-практического освоения мира в истории философии и науке.
Тема 7 Научное знание, его структура и динамика.
Тема 8 Формирование научной рациональности как центральная идея западной философии Нового Времени. Доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность.
Тема 9 Философия техники. Роль техники в культуре..
Тема 10 Природа как предмет философского осмысления. Взаимодействие природы и общества.
Тема 11 Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека.
Тема 12 Ценностный мир человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах.
Тема 13 Общество как саморазвивающаяся сложная (гетерогенная) система: его структура, элементы, взаимосвязи, самоорганизация, уровни организации.
Тема 14 Смысл и понимание направления исторического развития. Понятие цивилизационного развития.
Тема 15 Информационная цивилизация как исторический этап в развитии общества.
Тема 16 Восток – Запад. Восточная и Западная философии в понимании мира.
Тема 17 Философия прогностики: распутья и драмы XXI века.

 Тема 1. Предмет, функции и специфика философского знания в системе духовной культуры. Мифо-религиозная, философская и научная картины мира. Философия, её роль в жизниобщества и человека

 

1.1 Предмет, функции и специфика философского знания в системе духовной культуры

 

1. Философия - специфический способ духовно - теоретического освоения мира. Сущность философии - осмысление всеобщих проблем мира и человека через призму человеческого существования. Философия как теоретическое мировоззрение.

2. Предмет философии. Историческое изменение предмета  филосо­фии. Проблема основного вопроса философии.

3. Специфика философского знания и методы решения философских вопросов (авторитарный или догматический, умозрительный или спекулятивный, метод самопознания человека или субъективистский, диалектический).

4. Предназначение и функции философии. Роль философии в системе культуры.

 

1.2 Мифо-религиозная, философская и научная картины мира. Философия, её роль в жизниобщества и человека

 

1. Философия и мифология (мифы: космогонические, антропогонические, о культурных героях, эсхатологические)

2. Философия и наука (квазинаука, паранаука, девиантная наука), основные этапы понимания их взаимосвязи (натурфилософский, позитивистский, антиинтеракционистский подходы). Современная картина мира.

3. Логика и философия. Основные законы формальной логики, логический парадокс и софизм.

4. Основные разделы современной философии и специфика её проблем.

Ключевые слова: умозрение, мировоззрение, эклектика, софистика, монизм, дуализм, плюрализм, антропоцентризм, сциентизм, антисциентизм, мудрость, агностики, гностики, вера, знания, натурфилософия, позитивизм, постпозитивизм, бытие, сознание, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, релятивизм, иррационализм, логика (как выводное знание), оракул, пифия, семь мудрецов, маевтика, общая картина мира.

Литература:

 

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М., 1998. Гл. 1, П.

7. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М,: Едитериал УРСС, 2004. С 34-76,

8. Методологическое своеобразие социально – гуманитарного знания. М., 1999г.  Гл. 1

9. Спиркин А. Г, Философия: Учебник. 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Вводное слово.

10. Философия: учебник для вузов. Под общей ред. В.В. Миронова, - М.: Норма, 2005. Введение.

Методические указания:

 

Студенту следует обратить особое внимание на понимание сути философии. Если суммировать многообразие воззрений на филосо­фию, то основная полемика разворачивается вокруг следующего вопроса: "Философия - это наука или нечто отличное от науки?».

По форме своего построения, по способу обоснования своих положе­ний, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Вместе с тем философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если классическая наука стремится избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристрастную объективность, то философия рассматривает мир через призму человечес­кого «Я». Получается, что философия - не наука, она больше, чем наука, она стремится постичь суть человеческого бытия путем бесконечно­го вопрошания людьми мира, путем придания ему личностной теплоты, превращения Вселенной в наш дом. Немецкий романтик Новалис подчеркивал, что философия «это ностальгия повсюду быть как дома». Аксиологическая (ценностная) тональность философии позволяет ей стать основой мировоззрения, так как масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек.

Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философии. Это может быть отношение бытия и сознания (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на следующие четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеться? Что такое человек? ( И Кант). Он может быть сформулирован и в драматической, почти трагической форме: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она этого не стоит – значит ответить на основной вопрос философии». (А Камю).

Предметом философии явля­ется всеобщее в системе «мир – человек». Так как в истории философии выделялись различные аспекты этого отношения, то это приводило к раз­витию и углублению предмета философии («я», «не я» и отношения между ними).

Философия раскрывает и конкретизирует свою сущность с помощью различных функций: мировоззрен­ческой, методологической, онтологической, социальной, гуманистической.…

Следует обратить особое внимание на взаимосвязь философии и науки в их историческом развитии.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы духовные и социальные предпосылки возникновения философии?

2. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука, и что под эти понимается?

3. Как соотносятся философия и мировоззрение?

4. Что является предметом философии?

5. В чем смысл основного вопроса философии?

6. Охарактеризуйте основные функции философии.

7. Роль философии в информационном обществе

8. Зачем нужна философия современному специалисту?

 

 Тема 2. Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия.

 

2.1 Зарождение и специфика философии Древнего востока

 

1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс).

2. Древнекитайская философия: основные школы, направления, проблемы

3. Философские взгляды Конфуция (« я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»).

4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, недеяние как основный принцип этики даосизма.

5. Древнеиндийская философия, ортодоксальные и неортодоксальные школы, их общая характеристика.

1. Ортодоксальная школа:

Миманса («размышление», учение об освобождении)

Ньяя (основоположник школы- мудрец Гоутама, I век)

Вайшешека (различие, особенность, основатель – мудрец Улука по прозвищу Канада, IV век до н.э.)

Учение об освобождении Я от боли и страданий и о Бытии и Небытии

Санкхья («число», «расчет», основатель – мудрец Капила, VII век до н.э.)

Йога («соединение», «созерцание», основатель – мудрец Патанджали, II век до н.э.) Учение о пути освобождения и восьми вспомогательных средствах для очищение и просветления читты

2. Неортодоксальная школа:

Философия буддизма – основатель – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «Просветлённый», «Постигший истину» учение об освобождении от страданий как главная практическая задача, (12 звеньев цепи страдания, 4 благородные истины и восьмеричный путь спасения Будды)

Джайнизм – религиозно-философское учение VI-V вв. до н.э. Основатель – Вардхаман, VI в. до н.э., известный под именем «Махавира» - великий герой.

Чарвака (синоним термина «материалист», единственная материалистическая школа в Древней Индии) раннее название «Локаята» (от «Лока» - этот мир). Основатель школы – мудрец Чарвака или мудрец Брихаспати

 

Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма.

 

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Антология мировой философии: В 4 томах. М., т. 1

7. Древнеиндийская философия. Начальный период. М.,1963

8. Древнекитайская Философия в 2 т. М., 1972-1976

9. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 томах, М., 1994

 

Методические указания: Происхождение философии. Особенности генезиса предфилософии и философии на Западе и Востоке: в Шумеро-Вавилонии, Египте, Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае. Гносеогенная, мифогенная и гносеомифогенная концепции происхождения философии. Цивилизационная и историческая периодизация философии в ее развитии.

Исторические типы и направления философии. «Запад», Ближний и Дальний «Восток» в их цивилизационной и культурно-исторической специфике.

 

2.2 Греко-римская философия (античность)

 

1 Три основных этапа развития античной философии (досократики, классический и эллинистический ) и их общая характеристика.

2 Зарождение античной философии (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит).

3 Сократ.

4 Философское учение Платона.

5 Философия Аристотеля – венец античной философской мысли.

6 Эллинистический этап развития философии.

 

Ключевые слова: Космос, хаос, «фюзис», природа, логос, София, архэ, хора, материя, абсолютное бытие, апории, эпистема, мистерии, гедонизм, эвдемонизм, душа, гилозоизм, пневма, первооснова, субстанция, Ум – Демиург, эйдосы, истина.

 

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». – 2006. – С.544.

7. История философии/ Колл. авт. Лекции. – М. 2000. Лекция № 1 .

8. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс). Учеб­ное пособие. М.: Академический проект, 2004. Гл.2.

9. Перспективы цивилизации. Философские проблемы. – М.: Изд. МГИМО (У) МИД России. – 2009. – С.588.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.1.Античность,- СПб., 1997.

11. Спиркин А. Г. Философия: Учебник, -2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл., 1.

12. Чанышев А.Н. История философии древнего мира. – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». – 2005. – С.608.

 

Методические указания:

Происхождение и значение термина «философия» (Пифагор, Гераклит, Платон). Мудрость и любовь к мудрости. Мудрость как высший род знания, профессиональное мастерство, житейская мудрость (Конфуций, Сократ). Проблема первопричин, первоначал и первосущностей в школах древнегреческой философии (милетская, пифагорейская, перипатетическая, эпикурейская, стоиков). Софийная (Сократ, Платон) и эпистемная (Демокрит, Аристотель) традиция в античной философии. Платоновская концепция человеческой души, познания, природы и Космоса и аристотелевская концепция соотношения философии и частно-научного знания. Соотношение понятий «микрокосм» и «макрокосм». В античной философии важно уловить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философствовании любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить внимание на основные этапы развития древнегреческой философии.

Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т.е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космо­са, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. В этом периоде выделяют следующие школы: милетская, эфесская, пифагореизм, элейскую школу. К этому периоду относятся также Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

К классическому этапу относится софистика. Два направления: «старшие» софисты (Протагор, Горгий, Продик), «младшие» софисты (Ликофрон, Критий, Фразимах). А так же Сократ, Платон, Аристотель. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была са­мими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов - человек центр Вселенной - и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержа­ние знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не создан­ное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучи­тельно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях прислушивается к внут­реннему голосу, который нашептывает от имени Божества. Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии. Платон ввел понятие сверхбытия, царство идей (эйдосов). Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия: идея «красоты», «мужества», а венчает пирамиду одна-единственная идея, «блага» или «единого». Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, благодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя.

Стагирит пытается соединить два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает поня­тие формы (минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости). Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно похожа на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неиз­менное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к об­ласти теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учению, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать филосо­фии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в неё помимо материальной причины, также действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность.

Эллинистический период античной философии охватывает промежуток времени с сер.IV в до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма») и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. В эллинистический период получили развитие сократические школы, платонизм (Академия), аристотелизм (перипатетики – «гуляющие»). Наиболее яркие представители данного периода: Пиррон, Секст Эмпирик (Рим.) (скептики); Зенон из Китиона, Сенека (Рим.), Марк Аврелий (Рим.) (стоики); Эпикур (эпикуреизм); Филолай, Ликон (пифагореизм); Теофраст (аристотелизм), Аркесилай, Плутарх Афинский (платонизм); Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл (неоплатонизм).

                         Контрольные вопросы:

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какие Вы знаете апории Зенона и в чем их смысл?

9. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

7. Какими характеристиками о6ладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель вадрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

 



2019-12-29 291 Обсуждений (0)
Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)