Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




Диалектика как наиболее полное и всестороннее учение о развитии является сложной системой совокупности принципов, категорий и законов, которые могут быть представлены тремя структурно-взаимосвязанными подсистемами: подсистема структурности, подсистема детерминации и подсистема законов развития. Каждая подсистема состоит из соответствующих элементов и структуры.

Так, для подсистемы структурности элементами являются категории единичного и общего, части и целого, формы и содержания, элементов и структуры, системы; структура же определяется принципом целостности и принципом системности.

Подсистема детерминации состоит из элементов (категорий): явление и сущность, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность; структура характеризуется принципом причинности и принципом (концепцией) детерминации.

Подсистема законов развития состоит из трёх законов: закон перехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм развития), закон единства и борьбы противоположностей (характеризует источник развития) и закон отрицания отрицания (характеризует направление развития) [эти законы раскрываются через соответствующие категории]; структуру определяют принцип меры, принцип диалектической противоречивости и принцип отрицания отрицания.

Структура, связывающая эти подсистемы в систему диалектики, определяется как бы «пронизывающими» диалектику тремя принципами: универсальная связь явлений, единство противоположностей (диалектическое противоречие) и принцип развития через диалектические отрицания; через взаимосвязь категорий диалектики формулируется совокупность диалектических закономерностей, отражающих универсальные связи бытия.

Важную роль в решении проблемы самоорганизации, самодвижения материи впервые сыграла диалектика, а позже синергетика. Студент должен представлять различ­ные исторические этапы развития диалектики. Следует различать объективную и субъек­тивную диалектику. Диалектику чаще всего рассматривают как развиваю­щуюся систему универсальных связей.

Спираль развития представляет собой наглядный образ закона отрицания отрицания (выражает идею нелинейности и движения не по кругу) и определяет преемственность развития, возвращение к старому на более высоком уровне, обосновывает прогрессивный характер развития.

Одна из центральных философских проблем (и не только: в частности биология, теология и др.) сводится к поиску отве­та на вопрос: «Как возникают материальные системы с различными уров­нями организации?». На этот вопрос даёт ответ материалистическая диалектика. В после­дние годы сложилась специальная наука – синергетика, изучающая закономерности самоорганизации материальных систем. Основоположники синергетики (И. Пригожин, Г. Хакен) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, реальные же природные процессы принадлежат к открытым системам, которым присущи неравновесность и нелинейность. Если не­равновесность и нелинейность являются естественным состоянием природ­ных процессов, то столь же естественным является самоорганиза­ция. Тем самым самоорганизация относится к атрибутивным свой­ствам материи.

Синергетика, возникшая в 70-х гг. ХХ в, является междисциплинарным направлением научных исследований общих закономерностей процессов самоорганизации в системах самой разной природы. Самоорганизация – это процессы спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур, протекающие в открытых системах (системы ещё должны быть в неравновесном состоянии и диссипативными).

По сути, концепция самоорганизации, разрабатываемая в синергетике, служит естественнонаучной конкретизацией философского принципа самодвижения материи. С другой стороны, синергетика предстаёт как конкретизация диалектики через следующие основные категории: связь, взаимодействие, развитие, часть и целое, элемент, структура, система, иерархия, субординация, координация, упорядоченность структуры, окружающая среда, самоорганизующиеся системы, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность, детерминизм и другие.

Синергетическими понятиями, описывающими самоорганизацию, являются такие основные понятия, как:

открытая система (определённый тип систем, которые обмениваются веществом, энергией и/или информацией с окружающей средой),

флуктуация (случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений),

бифуркация (ветвление возможных путей эволюции системы),

аттрактор (устойчивое состояние (структура) системы, которое «притягивает» к себе всё множество траекторий системы),

Порядок

неустойчивые системы (это системы, поведение которых чувствительно к малым возмущениям, хаотическим флуктуациям на микроуровне, состояние которых может резко изменяться под их влиянием)

хаос (неупорядоченность, непредсказуемость, случайность, абсолютная нерегулярность (ацикличность), полная зависимость от малейших изменений исходных условий, непознаваемость) причём, существуют два типа хаоса:

микроскопический (или тепловой хаос – состояние, к которому, согласно второму началу термодинамики, идут процессы в закрытых системах;

макроскопический или детерминистический (детерминированный, динамический) хаос (состояние, к которому переходят в детерминированных (динамических системах),

Параметры порядка,

Фрактальность

когерентность (согласованное во времени и пространстве поведение элементов внутри системы; эффекты возникновения кооперативного, когерентного поведения элементов в системе называют также синергетическими эффектами).

диссипация (процессы рассеяния энергии, превращение её в менее организованные формы),

нелинейность (многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей развития, необратимость эволюционных процессов; описывается математическими нелинейными уравнениями)

фрактальная размерность (дробная размерность, являющаяся характеристикой неустойчивого, хаотического поведения систем).

Необходимо отметить, что порядок и хаос всегда сосуществуют, взаимопереходя друг в друга (здесь проявляется диалектика порядка и хаоса).

Суть синергетики как таковой (Г. Хакен) в том, что сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом, и обладающих огромных числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчинёнными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка. С другой стороны, в результате циклической (круговой) причинности коллективное поведение «подчинённых» движений определяет параметр порядка. Таким образом, происходит самоорганизация системы.

Философское значение синергетики – это конкретное раскрытие принципа самодвижения материи и развитие диалектики как системы. Её мировоззренческая роль состоит в становлении качественно новой картины мира, отличной не только от классической, но и неклассической: произошёл переход от образа мира, построенного из элементарных частиц к картине мира как совокупности нелинейных процессов.

Обратите внимание на то, что глобальный эволюционизм – это направление исследовательской деятельности, имеющее своей целью развитие общеэволюционных представлений. Пока глобальный эволюционизм находится в стадии формирования, поэтому возможно встретить и термины: «универсальный эволюционизм», «самоорганизующаяся Вселенная» и др. Развитие парадигмы глобального эволюционизма осуществляется в рамках двух основных, постепенно сближающихся подходов: 1) синергетический – опирается на модели самоорганизации, разработанные прежде всего в науках о неживой природе, и экстраполирует их на другие области научного познания; 2) собственно эволюционный берёт за основу систему биологических представлений, учитывая близость биологии, с одной стороны, к социальному знанию, а с другой – к знанию о неживой природе, что облегчает трансляцию идей. Таким образом, со второй половины XX в. начинают интенсивно разрабатываться обобщенные концепции эволюции и самоорганизации природных и социальных систем (в рамках нелинейной термодинамики, теории диссипативных структур, синергетики и пр.), что привело к выдвижению концепции глобального эволюционизма и в конечном счёте к оформлению современной существенно эволюционной научной картины мира

Контрольные вопросы:

3. Назовите категориальный аппарат синергетики.

4. Новое понимание будущего в синергетике (по сравнению с классическим).

5. Перечислите основные принципы синергетического подхода.

6.  Кто впервые ввел термин «диалектика»?

7. Укажите элементы диалектики как системы.

8. Перечислите этапы становления диалектики.

9. Какие принципы диалектики Вы знаете?

10. Определите методологическую функцию каждого из законов диа­лектики.

11. В чем различие между взаимодействием противоположностей и про­ тиворечием?

12. Что такое мера в законе перехода количественных изменений в каче­ственные?

13. Что такое диалектическое отрицание и чем оно отличается от фор­мально-логического?

14. Прав ли Поппер, что диалектика не имеет реального позитивного смысла?

 

 Тема 5. Философское учение о сознании. Творчество

 

1. Историческая эволюция форм отражения. Уровень отражения как критерий развитости системы.

2. Загадка возникновения человека. Качественное отличие сознания от психики животных. Структура общественного сознания.

3. Проблема идеального. Память.

4. Сознательное и бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду; коллективное бессознательное К.Г. Юнга. Концепция С. Грофа.

5. Проблема моделирования челове­ческого мышления. Проблема создания искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта (СИИ). Познание.

6. Проблемы творчества.

Ключевые понятия: сознание, материя, отражение, управление, самоорганизация, идеальное, информация, труд, архетип, эго, оно, сверх Я, либидо, творчество, креативность, интеллект (мышление), воображение (фантазия), интуиция (инсайт, «озарение»).

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Бородай Ю. М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М., 1996. Очерк первый-второй.

7. Воскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. - М., 1997.

8. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учеб­ник. - М., 1998. Гл.У1.

9. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. II.

 

Методические рекомендации:

Фундаментальным свойством материи является отражение и самоорганизация. Сле­дует знать определение и различные формы отражения в живой приро­де. Важно найти отличительные особенности поведения животных от орудийной, языковой и креативной деятельности человека. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания. Студент должен знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессоз­нательного. Надо знать структуру человеческой психики по 3. Фрейду. Желательно иметь представление о концепциях сознания в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Налимова В.В..

Современная компьютерная технология затрагивает проблему мо­делирования человеческого интеллекта. У студента есть возможность поразмышлять над специфическими особен­ностями данной проблемы.

Изучая сложнейшие проблемы творчества, необходимо определиться с понятием творчества как таковым, свободой творчества, его соотношением с отражением, его сущностью и смыслом, структурой процесса (субъект, объект, результат), его видами, критериями нового (истина, добро, красота; неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность), ценностями (материальные, духовные, социальными, политическими), механизмами [диалектическим взаимодействием интеллекта (мышления), воображения (фантазии) и интуиции (инсайта, «озарения»)], креативными способностями творца [одарённость, талантливость (талант), гениальность (гений)], его местом и ролью в обществе.

Контрольные вопросы:

12. Что такое сознание?

13. В чем отличие психики животных от сознания человека?

14. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

15. Какова структура сознания?

16. Что такое самосознание?

17. Как Фрейд представлял человеческую психику?

18. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

19. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

20.  Современные научные представления о строении мозга человека.

21. Что есть творчество и его критерии?

22. Рациональное и иррациональное в творчестве.

 

 Тема 6. Многообразие форм и способов духовно-практического освоения мира в истории философии и науке

 

1. Специфика мифологического, нравственного и эстетического форм освоения мира.

2. Специфика научного освоения мира в истории человечества.

3. Материально-практическое освоение мира человечеством.

 



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)