Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методические рекомендации




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человечество стоит на пороге информационной цивилизации. В раз­витых странах основные сферы общественной жизни опираются на достиже­ния фундаментальных наук, становясь все более наукоемкими. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.

Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений, которые охватывают хозяйственную жизнь и труд, социальные отношения, процесс урбанизации области обра­зования и политики.

Все это оказывает существенное влияние на духовно-культурную сфе­ру. Электронные средства ивдивидуального пользования позволят любо­му человеку получить необходимую информацию в кратчайшие сроки.

Многие естественные человеческие функции найдут свое замещение в ис­ кусственных помощниках. Изменяется понятие общение. Человек находит верного друга в лице компьютера, с которым гораздо интереснее, чем с людьми. Это неминуемо должно сказаться на психологии человека. Студенты должны видеть положительное и отрицательное влияние информационного общества на человека и человечество.



Контрольные вопросы:

14. Каковы основные черты информационного общества?

15. С какими процессами связано становление информационного обще­ства?

16. Каково воздействие информационных технологий на социальную структуру общества?

17. Влияние распространения возможностей интернета на измене­ние условий труда и быта?

18. Виртуальная реальность, её сущность.

 

 Тема 16. Восток – Запад. Восточная и Западная философии в понимании мира

1. Диалог культур Восток-Запад: их базовые ценности и поиск синтеза в наше время.

2. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры.

3. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе.

4. Культура и цивилизация.

5. В поисках «русской идеи».

Ключевые слова: диалог, противоречие, синтез, конфликт, «Запад», «Восток», европоцентризм, польза, благо, утилитаризм, выгода, успех, счастье, соборность, всеединство, священное, профанное, коэволюция, холизм, «общее дело», технократизм

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В.С. Барулин. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 600 с. – (Gaudeamus).

7. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введе­ния в двадцать первый век. - М., 1990. Часть вторая

8. Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. С. Панарина.-М., 1999. Раздел 1.

9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: 000 « Изда­тельство АСТ», 2004. Гл. 4, 19, 25

 

Методические рекомендации

 При всем многообра­зии культуры чаще всего вырисовываются два подхода: технологи­ ческий и аксиологический. Представители первого подхода относят к культуре всё, на чем лежит печать человеческой деятельности. Представители второго считают, что культуру вбирает в себя те результаты человеческой деятель­ности, которые способствуют реализации человеком своей родовой сущнос­ ти. Студент должен оценить достоинства или недостатки каждого из этих подходов и определиться в выборе наиболее приемлемого варианта.

Культура и цивилизация - весьма близкие по смыслу понятия. Неко­торые авторы противопоставляют их, считая, что цивилизация - это угас­шая (умершая) культура. В силу дискуссионности этой проблемы студент должен знать аргументы каждой стороны и самостоятельно судить об их убедительности. Цивилизация, прежде всего, выражает степень господства человечества над природой, а культура – меру его духовности (духовные координаты).

Одной из форм самосознания русского народа выступает русская идея. Поиск ее всегда был характерен для русской интеллигенции, начиная с истоков ее существования (В. С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) и кончая сегодняшним днем.

Контрольные вопросы:

4. В чем специфика философского анализа культуры?

5. Назовите формы существования культуры.

6. В чем различие технологической и аксиологической концепций куль­туры?

7. Какие существуют подходы к пониманию цивилизации?

8. В чем отличие цивилизаций Запада и Востока?

9. Какова специфика Российской цивилизации?

10. Что Вы понимаете под русской идеей?

 

 Тема 17. Философия прогностики: распутья и драмы XXI века

1. Общественный прогресс и его критерии.

2. Линейная и конструктивная концепции общественного развития, линейные прогнозы на XXI век. Переживёт ли земная цивилизация XXI век? Искушение глобализмом.

3. Глобальные проблемы современности: сущность, их причины и пути разрешения.

Ключевые понятия: алармистское сознание, фрустрация, коэволюция, глобализация, футурология, прогресс, холизм, счастье, богатство и достаток

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Перспективы цивилизации. Философские проблемы. – М.: Изд. МГИМО (У) МИД России. – 2009. – С.588.

7. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В.С. Барулин. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 600 с. – (Gaudeamus).

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общества. - М., 1992. - С. 427 -504.

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

10. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и пути к процве­танию. М.: 000 « Издательство АСТ», 2004. Часть У.

11. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: « Издатель­ства АСТ», 2004. Часть пятая.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: « Издательство АСТ», 2003. Часть пятая.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7