Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




При всей многозначности цивилизации современное человечество не может не задумываться о перспективах своего развития. Встает пробле­ма общественного прогресса и его критериев. Идея общественного про­гресса зародилась в Новое время на гребне наступающей Французской буржуазной революции. В то время общественный прогресс связывали с развитием просвещения. Гегель общественный прогресс связал с осознани­ем понятия свободы. Марксизм выделил в качестве определяющего усло­вия общественного прогресса развитие производительных сил общества. В эпоху научно-технического прогресса выяснилось, что развитие самих по себе производительных сил не гарантирует человеческого блага. Ста­ли обращаться к более синтетическим показателям общественного про­гресса: качество жизни, образ жизни. Они в свою очередь наполнялись более конкретным содержанием: продолжительность жизни, детская и материнская смертность, уверенность в будущем, чувство удовлетво­ ренности жизнью и т.д. Одним из интегральных выражений общественно­го прогресса выступает счастье людей. Следует обратить внимание на современные естественнонаучные прогнозы судеб человека, биосферы, ноосферы, Земли, Солнца.

Контрольные вопросы:

7. Как понимался общественный прогресс в истории философии?

8. Общественный прогресс это реальность или иллюзия?

9. Какие можно выделить критерии общественного прогресса?

10. Что угрожает современному человечеству?

11. Каково возможное будущее человечества?

12. Критерии общественного прогресса в марксистской философии (общий критерий прогресса).

 

 Темы рефератов

1. Постмодернистская «смерть человека».

2. Вкус к другому: выбор не похожего, а отличного.

3. Симулятивное письмо по Бодрийяру.

4. Традиционалистский террор по отношению к телесности.

5. Скользящее, или плавающее, означающее Лакана.

6. Феномен современности: история и теория.

7. Постмодерн как эпоха гиперконформизма.

8. Структура и особенности исторического нарратива.

9. Модернизация - визитная карточка современности.

10. Симуляция и симулякры Бодрийяра.

11. Легитимация и коммуникация.

12. Место и роль «замечаний» Р.Барта в историописании.

13. Об упадке оригинальности и «проговоренности» всех смыслов.

14. Перформативная концепция истины. Проблемы истины.

15. Язык как самореферентная система.

16. «Эффект реальности» в историческом познании.

17. Антропологическая субъективность модерна.

18. «Пост» как «конец» всех принятых линий-традиций анализа.

19. Постмодернистское «раскрепощение частей».

20. Экологический кризис: постмодернистская перспектива.

21. Этничность и расовость в постмодернистской перспективе.

22. Ризоматические линии анализа.

23. «Децентрированный» человек постмодерна.

24. Шизофреническая эволюция желания.

25. Соотношение биологического и социального в проблеме пола человека.

26. Проблема женской субъективности или идентичности.

27. Феномен плюрализма: история и современность.

28. Микрополитика - что это такое?

29. Моральный дискурс: особенности и цели.

30. Феномен семиотической власти.

31. Этика диалога.

32. Поверхность и повседневность в постмодернистской перспективе.

33. Деконструкция как способ раскрытия возможных смыслов текста.

34. Мифология водки в русской культуре.

35. Власть как феномен культурного принуждения.

36. Субъективность: контроверза постмодерна и модерна.

37. Человек как языковое животное.

38. Идеология и политика тела в русской культуре.

39. Место и роль модерна, или современности, в истории человечества.

40. Ризоматический мир Делеза и Гваттари.

41. Коммуникативная рациональность Хабермаса.

42. Истинность и легитимность: проблемные взаимосвязи.

43. Постмодернистская проблематика желания.

44. Метафора, метонимия, синекдоха и ирония как модусы историописания.

45. Языковый характер познания и смыслообразования в постмодернизме.

46. История как нарративный текст.

47. Историческая реальность в постмодернистской перспективе.

48. От «смерти Бога» к «смерти Человека».

49. Особенности социализации в условиях постмодерна.

50. Постмодернизм и гуманизм.

51. Постмодернизм и теология.

52. Глобализм и постмодернизм.

53. Постмодернизм: смерть или обновление культуры?

54. Постмодернизм и проблема идентичности.

55. Проблема «Другого» в постмодернизме.

56. Деконструктивизм Дерриды.

57. Шизоаналитическая деэдипизация бессознательного.

58. Феминизм и постмодернизм: перспектива симбиоза.

59. Плюрализм как социальная парадигма.

60. Дискурсивность и научность.

61. Постмодернистская релятивизация морали.

62. Философия различия.

63. Компаративистика и интертекстуальность.

64. Интенциональность и интертекстуальность

65. Нарративная методология.

66. Кулинария как знаковая система.

67.  Историческая ситуация современности: одновременность разновременного.

68. Наука и радикальный плюрализм.

69. Философская антропология М.Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера,                       Э. Кассирера;

70. Психоаналитическая антропология (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм);

71. Духовная ситуация нашего времени. Чувство духовного тупика в трудах Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс», (1930г.), Г. Лебона, Сержа Московича «Век толп», А. Камю «Бунтующий человек»;

72. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию.

73. Эволюционный гуманизм в трудах В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена, Джулиана Хаксли и др.

74. Основные идеи работы С. Л. Франка «С нами Бог» (М. 2003г)

75. Основные идеи работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»

76. Значение Дейла Карнеги в понимании человека;

77. Основные идеи Карла Ясперса (1883-1969гг.)

78. Основные идеи работы Сагатовского В.Н. «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?» Серия: Россия накануне XXI века;

79. Проблемы человека в современной философии;

80. Концепция информационного общества (И. Масуда, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Д. Белл… и др.)

81. Традиционное общество и общество модерна. Их основные характеристики;

82. Концепция третьего пути.

83. Христианская концепция человека и смысла его жизни;

84. Проблема свободы человека в экзистенциализме;

85. Проблема коэволюции человечества;

86. Антропный принцип в современной космологии;

87. Пути и проблемы глобализации современного мира;

88. Проблема смысла жизни в русской идеалистической философии.

89. Учение о человеке, его добродетелях и государстве в этике Аристотеля. Ликей

90. Учение о человеке и Боге в философии Августина («Исповедь») Теоцентризм

91. Становление светских представлений о человеке и обществе в эпоху Возрождения (Н. Маккиавелли и Т. Кампанелла). Гуманизм (Ф. Петрарка)

92. Человек как предмет немецкой классической философии (И. Кант, Г.В. Ф. Гегель, Л. Фейербах)

93. Концепция человека в учении русских массонов. Влияние западной мистической традиции

94. Философия русского Просвещения. Представление о человеке и его бессмертии у А. Радищева

95. Концепция личности А. Хомякова и И. Киреевского. Идея мистической Церкви. Принцип соборности

96. Концепция богочеловечества и софийности в творестве Н. Федорова и В. Соловьева

97. Антропологическая концепция Н. А. Бердяева

98. Человек в символической реальности (Э. Кассирер). Становление проблематики языка в современности.

99. Философия всеединства В. Соловьёва

100. Тема исчезновения «человека» в постмодернизме. Смерть автора (М. Фуко)

101. Варианты будущей эволюции человека в работах Г.Хакена и Э. Тоффлера

102. Модель сознания человека по Ф. Капре

103. Картография бессознательного у С. Грофа

104. Проблема коэволюции природы, общества, человека.

105. Движущая сила самоорганизации организма согласно Г. Бейтсону

106. Экзистенциализм. Тема Свободы, абсурда и смерти в философии Ж.-П. Сартра и А. Камю

Содержание

1.Цели и задачи дисциплины................................................................................................................. 2

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины .............................................................. 3

Тема 1. Предмет, функции и специфика философского знания в системе духовной культуры. Мифо-религиозная, философская и научная картины мира. Философия, её роль в жизни общества и человека........................................................................................................................................................... 5

Тема 2. Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия................................................................................................................. 6

Тема 3. Бытие......................................................................................................................................... 18

Тема 4. Системность и самоорганизация. Законы развития, диалектика как система........................ 19

Тема 5. Философское учение о сознании. Творчество......................................................................... 22

Тема 6. Многообразие форм и способов духовно-практического освоения мира в истории философии и науке......................................................................................................................................................... 23

Тема 7. Научное знание, его структура и динамика.............................................................................. 25

Тема 8. Формирование научной рациональности как центральная идея западной философии Нового Времени. Доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность......................................................................................................................................................... 26

Тема 9. Философия техники. Роль техники в культуре........................................................................ 28

Тема 10. Природа как предмет философского осмысления. Взаимодействие природы и общества 29

Тема 11. Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека........................................................................................................................ 30

Тема 12. Ценностный мир человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах......................................................................................................................................................... 32

Тема 13. Общество как саморазвивающаяся сложная (гетерогенная) система: его структура, элементы, взаимосвязи, самоорганизация, уровни организации................................................................... 34

Тема 14. Смысл и понимание направления исторического развития. Понятие цивилизационного развития......................................................................................................................................................... 35

Тема 15. Информационная цивилизация как исторический этап в развитии общества..................... 38

Тема 16. Восток – Запад. Восточная и Западная философии в понимании мира............................... 39

Тема 17. Философия прогностики: распутья и драмы XXI века.......................................................... 40

Темы рефератов.................................................................................................................................... 42

 



2019-12-29 198 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)