ТЕМА: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СПИННОЙ МОЗГ,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ
Белгород - 2008 Белгородский государственный университет медицинский факультет кафедра анатомии и гистологии человека
Должиков А.А., Михайлик Т.А., Заболотная С.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ
Белгород - 2008
Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов по частной гистологии / А.А. Должиков, Т.А. Михайлик, С.В. Заболотная. – Белгород, БелГУ, 2008. - 47 с. Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов лечебного, и педиатрического факультетов, а также для практических занятий и самостоятельной работы студентов стоматологического факультета по непрофильной части курса. Структура и содержание пособия соответствуют типовой и рабочей программам по гистологии, цитологии и эмбриологии, полностью отражают объем требований при изучении дисциплины.
Рецензенты: Иванов А.А. – зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Курского государственного медицинского университета, к.м.н., доцент. Чурносов М.И. – зав. кафедрой медико-биологических дисциплин медицинского факультета Белгородского государственного университета, д.м.н., профессор.
© Коллектив авторов © БелГУ
ВВЕДЕНИЕ Гистология - наука, изучающая микроскопические структуры на клеточном и тканевом уровнях, а также рассматривающая их развитие и структурные основы функций. Поэтому основное значение на практических занятиях имеет микроскопическое изучение препаратов, которое носит характер учебно-исследовательской работы и требует хорошей предварительной теоретической подготовки. Данное пособие включает рекомендации по изучению теоретического материала, практической работе с микропрепаратами, а также задания для самостоятельной работы по частной гистологии. Рекомендации составлены в соответствии с действующей Программой изучения гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинских ВУЗах (М.,2002). Обязательным условием успешного изучения микроскопического строения органов является повторение материала курса цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Это касается эмбрионального развития и возрастных изменений структур органов, особенностей их тканевого состава, цитофизиологических характеристик паренхимы и стромы. Кроме этого, такие структуры как кровеносные сосуды, нервные элементы будут встречаться практически в каждом препарате. Необходимо уметь их находить и давать правильную микроскопическую характеристику. Для контроля теоретической подготовки в каждой теме имеется перечень вопросов, а для контроля правильности выполнения рисунков приводятся ссылки на иллюстрации в учебнике и атласах. Протоколирование работы на практических занятиях, а также самостоятельно выполненных заданий производится в виде рисунков в отведенном в рекомендациях свободном месте. В конце каждой темы приводится список дополнительной литературы для углубленного изучения материала. Основные ссылки ориентированы на практикум «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии /Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского - М.:Медицина,1999», который является одним из обязательных учебных пособий. При подготовке к занятиям необходимо особенно обращать внимание на раздел практикума «Необходимый исходный уровень знаний», а также ссылки на другие разделы в методических рекомендациях к каждой теме.
При выполнении практической работы следует помнить следующие основные правила обращения со световым микроскопом: 1) освещение устанавливается только с объективом малого увеличения; следует обязательно проверить центровку положения объектива; конденсор должен быть поднят до упора; 2) при помещении препарата на предметный столик покровное стекло должно быть сверху; 3) при фокусировке следует помнить, что расстояние между нижней линзой объектива и препаратом при малом увеличении (х8) - около 10 мм, при большом (х40) - менее 1 мм; 4) при переводе с малого увеличения – на большое следует: -расположить исследуемый участок препарата в центре поля зрения, -перевести револьвер с объективом 40 и отцентрировать его положение, -наблюдая сбоку, приблизить объектив почти до полного касания с покровным стеклом препарата, делая это с помощью макровинта, -наблюдая в окуляр, медленно с помощью макровинта приподнимать тубус до получения четкого изображения, -дальнейшее изучение объекта производить, пользуясь микровинтом, вращая его на 0.5-1 оборот. 5) по окончании работы приподнять тубус микроскопа и перевести его на малое увеличение. Для изучения дисциплины необходима следующая основная литература. Для получения более детальных знаний рекомендуется дополнительная литература, список которой приведен ниже, а также в конце рекомендаций к каждому занятию. Основная литература: 1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. – М.: МИА, 2002. 2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология.-СПб.:SOTIS,1998. 3. Гистология /Под ред. Ю.И.Афанасьева.-М.: Медицина, 1989. 4. Гистология: Учебник, 6-е издание./Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А. Юриной. – М.:Медицина, 1999. 5. Гистология (введение в патологию)/Под ред.Э.Г.Улумбекова и Ю.А.Челышева.-М.:ГЭОТАР,1997. 6. Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 672 с. 7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского.-М.:Медицина,1999. 8. Лекционный материал. Дополнительная литература: 1. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов; Под ред. Р.П. Самусева. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2004. – 400с. 2. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас/ Под ред. О.В.Волковой и Ю.К.Елецкого.-М.:Медицина,1996. 3. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 231 с. 4. Крстич Р.В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. – СПб.: СОТИС, 2001. – 536 с. 5. Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии /Вольфганг Кюнель; пер. с англ. Е Погосян. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 533 с. 6. Терминологический словарь по цитологии, гистологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, К.К. Рогажинская, Р.П. Самусев и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева и С.Л. Кузнецова. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002. – 224 с. 7. Тестовые задания для проверки знаний студентов по курсу цитологии, эмбриологии и гистологии /Под ред. С.Л. Кузнецова. – М.: ГЭОТАР, 2000.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, рекомендуемые для самостоятельной работы: 1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф». 2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА. 3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА. 4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003. 5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф». 6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005 7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006.
Internet – ресурсы 1. Региональный ресурсный центр БелГУ: Гистология (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.17. 2. Региональный ресурсный центр БелГУ: Морфология плаценты человека (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.18. 3. Сайт Ярославской государственной медицинской академии «Гистология в интернет» http://hist.yma.ac.ru. 4. Сайт морфологов www.alexmorph.narod.ru. Используя указанные электронные ресурсы, Вы сможете найти электронные варианты изображений всех микроструктур, что должно облегчить самостоятельную работу на практических занятиях и при подготовке к ним. ТЕМА: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СПИННОЙ МОЗГ,
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |