Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления развития образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров в ЮКО



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Направления развития образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров в ЮКО 0.00 из 5.00 0 оценок




    При определении возможных направлений развития сферы подготовки и переподготовки кадров в Казахстане, в том числе в ЮКО, необходимо учитывать опыт развитых стран. Многие страны (Великобритания, Австралия и другие) сокращают расходы на сохранение или создание рабочих мест, в то же время увеличивая затраты на обучение и переобучение персонала. 

    В таких странах в программах переподготовки курс берется в основном на субсидирование их проведения на предприятиях. Важное значение в политике занятости отводится поощрению мелкого предпринимательства, в том числе создания собственного дела безработными, различным инициативам, осуществляемым на низовом уровне на основе совместных действий местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций. Главной целью современной политики занятости развитых стран становится повышение занятости всего населения путем выявления неиспользуемых способностей, вовлечение совокупной рабочей силы в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.Исходным пунктом такого подхода служит признание того, что проблема безработицы не может решаться изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития "человеческих ресурсов", повышение их производительной силы, что более производительная экономика увеличивает спрос на рабочую силу, поскольку при этом увеличивается производство, меняется стоимость продукции, что создает условия для расширения сбыта.  Для Шведской модели характерна активная политика занятости, проводимая государством, которая уделяет большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего через проф. подготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство (примерно 70%), хотя в бюджете доля, идущая на занятость не больше, чем в других развитых странах.В США сложилась децентрализованная экономика и традиционно проводится политика поддержания ее конкурентного состояния, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работника на индивидуальный успех. Роль федеральных органов на рынке ограничена. Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на высокую мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму.  По мнению зарубежных специалистов, знаний, получаемых в вузе, достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Квалификация рабочих морально устаревает в среднем через каждые 10 лет (причем система образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет).В странах с развитой рыночной экономикой профессиональная ориентационная работа и профессиональная подготовка признаны не только законодательно, но и стали важной функцией социальной политики.Результатом такой политики является более высокая профессиональная (примерно 10%) и географическая (примерно 6-7%) мобильность, относительно высокий уровень безработицы по сравнению, например с Японией и Швецией.Модель занятости в Канаде в основном ориентирована на создании системы профессиональной ориентации и занятости населения.Она обладает интересным опытом в создании систем профессиональной ориентации и занятости населения. В последнее время здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, но и на взрослых работников), налаживается ее тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирования подготовки и использования рабочей силы. Важнейшей для молодежи форма познаний “мира профессий” становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (''центр выбора"). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они, главным образом, по методу самообслуживания. Придя в "центр выбора", молодой или любого возраста человек может получить информацию в виде текста на экране дисплея. По каждой из них даются следующие сведения - содержание трудовых функций работника данной профессии; - необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; - пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; - спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.Информация по последнему вопросу придается важное значение. Предоставляемая в виде текущих оценок и двухгодичных прогнозов, такая информация содействует тому, чтобы профессиональные интересы определялись с учетом насущных потребностей хозяйства. Проведя с помощью того же компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель “Центра выбора” может оценить степень соответствия своих личных качеств, способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности. Если же, после всего этого, возникает необходимость в советах консультантов, то обращаются уже в специальные отделы службы содействия найму. В настоящее время в Канаде действует около 70 ''центров выбора" (т.е. в среднем один на приблизительно 200 тыс. человек экономически активного населения, или на 60 тыс. человек в возрасте от 15 до 24 лет). Создание таких ''центров выбора" потребовало немалых затрат. Они были связаны не только с установкой видео и компьютерной техники, но и с основательной научно-организационной подготовкой. В течение нескольких лет, по заказу федерального министерства занятости и иммиграции, разрабатывается новый "словарь профессий" - новый не только по многим названиям, но, главное, по принципу классификации. Прежде она строилась по отраслевой и профессионально - квалификационной принадлежности. Теперь за основу взято содержание трудовых функций и требования, предъявляемые к знаниям и навыкам работников. Указаны родственные, смежные специальности и возможные варианты трудоустройства.Параллельно с этим, составляется, так называемый, перечень индивидуальных профессиональных интересов и склонностей, а психологи вносят изменения и уточнения в набор тестов для оценки профессиональной пригодности.Однако, как показала практика, большие затраты себя оправдывают. Самый широкий спектр предоставляемых профессий, оптимальная по объему и содержанию, доходчиво изложенная информация, по-своему, занимательные формы ее подачи, высокая пропускная способность ''центров выбора'', работающих по методу самообслуживания, - все это поднимает профессиональную ориентацию на качественно новый уровень.В 80-е годы в Канаде значительно расширились масштабы мероприятий по профессиональной ориентации взрослых, которые заметно отличаются от мероприятий, рассчитанных, главным образом, на молодежь, в ней гораздо выше удельный вес психологической подготовки. Результаты переобучения взрослых работников находятся в сильнейшей зависимости от настроя на освобождение от инерции привычного и на восприятие этих задач связано развитие службы консультирования по вопросам выбора профессии: переобучения и трудоустройства.Важным условием расширения консультативных функций службы содействия найму стало внедрение автоматизированных систем для сбора, анализа и распространения информации о свободной рабочей силе и вакансиях. Основное "орудие труда" консультантов - группа при министерстве занятости и иммиграции. Тесты, составленные с учетом взрослых, образовательных и прочих характеристик различных категорий клиентов, позволяют более быстро и точно диагностировать их проблемы, наметить возможные варианты решения. Для многих клиентов консультирование заканчивается кратким инструктажем относительно того, где и как им стоит искать работу. Остальные, нуждаясь в более интенсивной помощи, получают направление на участие в государственных программах, предназначенных для групп населения, которые испытывают особые сложности при трудоустройстве. Это молодые люди, не прошедшие полный курс обучения в школе, женщины, возвращающиеся к работе после длительного перерыва, недавние иммигранты, инвалиды, бывшие заключенные. В зависимости от конкретной группы предусмотрен тот или иной курс профессионального обучения и инструктажа по "технике трудоустройства", поскольку дело касается тех, кому особенно нелегко вести конкретную борьбу за рабочее место. Частным компаниям, организовывающим производственную практику, государство выплачивает специальные субсидии. Таким образом, доля трудоустроенных после получения интенсивной помощи составляет приблизительно 40 процентов.

 Подготовка кадров в гуманитарном направлении превышает потребность на рынке труда, тогда как численность подготавливаемых рабочих кадров составляет всего 18% от ожидаемого выпуска специалистов. В целях урегулирования несоответствия спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда и решения проблем в системе подготовки кадров необходимо совершенствование механизма прогнозирования спроса на рабочую силу и формирование конкурентоспособных кадров путем средне- и долгосрочного прогнозирования спроса на кадры технического профиля. В ЮКО из-за отсутствия специалистов необходимой квалификации полностью удовлетворить спрос на рабочую силу местными кадрами сейчас не имеется возможности, в связи с чем, в области все еще привлекаются иностранные рабочие силы. Например, текстильному кластеру угрожает дефицит квалифицированных специалистов. Проблему с кадрами для текстильной промышленности пытаются решить инвесторы, преподаватели вузов и сами производители.  Сложно найти профессионала для предприятия. Мало того, что текстильная отрасль в финансовом плане не перспективная, а значит зарплата минимальная. В вузах учебники  с советских времен, нужны более новые учебники, соответствующие новым современным технологиям, не хватает учебников на государственном языке.  Специалистов текстильной промышленности готовят в 4-х вузах страны. Причем большая часть из них учатся в ЮКГУ, и все они получают образование по государственному заказу. В прошлом году уже был один выпуск, впервые за 10-летия застоя текстильной отрасли. Но преподаватели сейчас понимают, что своими силами местный университет не справится с требованиями предприятий. В местном вузе сейчас получают специальность около 1000 человек. Однако потребность предприятий после их запуска в специальной экономической зоне составит 1538 человек. Кроме того, в этом году в СЭЗ начнут реализацию еще двух проектов по строительству текстильных предприятий. А значит, необходимо будет еще больше рабочих рук.  

  Для мониторинга состояния рынка труда создана база данных, отражающая фиксируемый спрос и предложение на рабочую силу в разрезе городов и районов. Анализ свидетельствует, что в настоящее время в области существует достаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда. Причина дефицита состоит в несоответствии качества подготовки и профессионально-квалификационной структуры предложения и низкой трудовой мобильности населения. В связи с этим, из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессиональному признаку на одно свободное рабочее место претендует в среднем 32 безработных. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволяет решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рабочую силу.

Из всего вышесказанного можно выделить следующие направления деятельности по развитию образовательных услуг для безработных:

· поощрение безработных на создание собственного дела путем обучения их на специальных курсах, дающих базовые знания и навыки по организации малого бизнеса;

· создание центров профессиональной ориентации – «Центры выбора». Эта идея применима как для взрослых безработных, так и для молодых людей, только собирающихся сделать выбор профессии;

· психологическая подготовка безработных, настрой на освобождение от инерции привычного;

· профессиональное обучение и инструктаж по "технике трудоустройства;

· развитие образовательных учреждений при крупных предприятиях;

· для корректировки перекосов в соотношении выпускаемых в Казахстане гуманитарных и технических кадров необходимо повышать популярность технических профессий среди молодежи через повышение оплаты труда технарей, показ по телевидению социальных видеороликов;

· обновить библиотечный фонд по техническим специальностям в профессиональных учебных заведениях.

Заключение

В настоящей работе автор провел исследование государственного регулирования безработицы и обучения кадров в ЮКО.

В первой главе показаны основные положения научных исследований причин безработицы, установлено, что существует большое многообразие подходов к объяснению этих причин, описано понятие безработицы, рассмотрены существующие формы безработицы, приведена классификация занятых и безработных, уточнено понятие экономически активного населения. Далее здесь изучен зарубежный опыт регулирования безработицы и обучения кадров. В данном подразделе показана история развития системы занятости, в промышленно развитых странах начиная с 60-х годов, рассмотрены наиболее интересные модели развития общества таких стран как Швеция, Канада, Франция, США и др. В последнем подразделе первой главы рассмотрены существующие программы по образованию в РК. Показаны регулирующие законы, утвержденные правила и постановления РК по подготовке и повышению квалификации кадров.

Во второй главе рассмотрено история органов защиты населения до сегодняшнего дня по ЮКО, изучено какие функции выполняют отделы занятости. Рассмотрено, какие проводят и разрабатывают планы мероприятий по социальной поддержке населению в ЮКО. Во втором подразделе дан анализ текущего состояния рынка труда в ЮКО по трудовому отношений по снижению уровня безработицы. Далее рассмотрено по подготовке и переподготовке кадров в ЮКО за 2008-2009 годы. Дана характеристика экономической деятельности по оказанию услуг в образовательной сфере и механизм работы ТОО «Аулие Ата Group».  

В третьей главе предложены пути совершенствования государственного регулирования безработицы и обучения кадров, а также напрпавления развития образовательных услуг в ЮКО.

Вот наиболее важные меры такого рода:

8. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

9. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу­дарством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

10. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере­подготовки кадров и повышения квалификации.

11. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по­лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

12. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра­ченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

13. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

14. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули­ровании рынка труда.

Повышение квалификации и переподготовка кадров является основной формой дополнительного профессионального образования. Основным принципом дополнительного профессионального образования должна стать непрерывность совершенствования профессиональной подготовки в течение всей жизни. Для реализации поставленных задач необходимо обеспечить переход к новым технологиям обучения, ориентированным на углубление и развитие профессиональной компетентности.

Государственная политика в сфере науки должна быть направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Это предполагает взаимовыгодное участие государственного и частного секторов в выборе приоритетов, поиске, отборе и экспертизе научных исследований и разработок для финансирования в сфере развития человеческих ресурсов и инфраструктуры, в привлечении инвестиций, а также распределении и юридическом закреплении прав на интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами.

Изучая тему дипломной работы в заключении можно сделать следующие выводы и предложения: 

1. Создание вариативных моделей обучения, обеспечивающих максимальное разнообразие содержания, форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом запросов организаций образования и в соответствии с мировыми стандартами;

2. Развитие в организациях образования принципов наставничества;

3. Осуществление переподготовки руководителей организаций образования и учителей с учетом нового содержания образования, изменения технологии обучения и методики преподавания;

4. Разработка различных по содержанию и срокам обучения образовательных и профессиональных программ;

5. Создание условий для доступности дополнительного профессионального образования;

6. Удовлетворение потребности личности в непрерывном получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

7. Изучение, обобщение и распространение передового научного опыта в сфере образования

Резюме



2019-12-29 223 Обсуждений (0)
Направления развития образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров в ЮКО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления развития образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров в ЮКО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)