Подготовка учителя к традиционному уроку
2.1. Этапы планирования урока В методической литературе существует большое число разнообразных рекомендаций по подготовке урока. Обобщая эти рекомендации, можно предложить следующую схему. Ø Определение места конкретного урока в рамках курса и системы школьного исторического образования в целом. Основания: анализ государственного стандарта и учебной программы; анализ познавательных возможностей учащихся (в том числе особенностей конкретного класса); тематическое планирование. Ø Определение целей и задач урока (структурно-функциональный анализ). Ø Определение типа урока; первичный анализ и выбор адекватных методических средств и форм; определение вида урока. Ø Формулировка темы урока[4]; конструирование структуры урока; составление сокращенного плана. Ø Отбор учебного содержания. Окончательный выбор адекватных методических средств. Ø Составление развернутого плана урока. Данная последовательность не является жесткой; возможно, при подготовке к конкретному уроку придется возвращаться к «пройденным» этапам. 2.2. Составление кратких и развернутых планов урока Ниже описываются форматы планов урока, комбинированного как по типу, так и по виду. Краткий план имеет следующий вид (в приведенном примере предполагается работа по учебнику: Загладин Н.В., и др. История Отечества: XX в.: 9 кл.) : Тема урока: Внутренняя и внешняя политика новой власти (1917-1918 гг.) Тип урока: комбинированный. Вид урока: комбинированный. Цели урока: - формирование представлений об основных мероприятиях Советской власти в конце 1917 – нач.1918 гг.; обстоятельствах заключения Брестского мира, его внешне- и внутриполитических последствиях; начале гражданской войны и иностранной интервенции; ужесточении курса советского правительства в условиях гражданской войны; - развитие умений учащихся: сравнительный анализ исторических источников; работа с текстом учебника (составлени смыслового плана). Оборудование: § 10 (с гл. «Первые декреты советской власти»), § 11, документы на С. 99-100. Ход урока: 0. Оргмомент (1-2 мин.) I. Проверка домашнего задания по теме «Революционный 1917 год: от февраля – к октябрю» (индивидуальный опрос по вопросам учебника, 10-12 мин.) II. Изучение нового материала (25 мин.) 1. Первые месяцы советской власти (рассказ учителя с элементами беседы, 5-6 мин.) 2. Брестский мир (рассказ учителя, работа с документами, 6-7 мин.) 3. Последствия Брестского мира (проблемная беседа, рассказ учителя, 5 мин.) 4. Политика партии большевиков весной и летом 1918 г. (работа с учебником, 7 мин.) III. Организация домашнего задания (2-3 мин.) Традиционной формой развернутого плана урока является так называемый план-конспект. Форма плана-конспекта дана ниже (см. форма 1). С примерами планов-конспектов можно познакомиться, напр.: Берельковский И.В., и др. История: Методика преподавания… - С. 112-137. Но план-конспект в современных условиях вряд ли может рассматриваться как оптимальная форма планирования урока (хотя именно его часто требуют при разнообразных проверках). Минусы плана-конспекта: - громоздкость; - неизбежная схоластичность попыток полностью предусмотреть поминутный ход урока; - невозможность предусмотреть разные варианты осуществления плана в реальном учебном процессе; - «подталкивание» учителя к преимущественному выбору монологических приемов и средств обучения. Единственный, пожалуй, плюс плана-конспекта как формы планирования – необходимость моделирования деятельности учеников, «расшивания» приема или средства работы на действия учителя и действия ученика. В качестве альтернативы плану-конспекту можно порекомендовать вариант упрощенного развернутого плана (см. форма 2). Потенциальным серьезным минусом такого способа планирования, однако, является опасность «потерять ученика», то есть запланировать исключительно деятельность учителя, не предусмотрев достаточных механизмов обратной связи.
Форма 1: План-конспект урока Класс, дата, предмет: … Тема урока: … Тип урока: … Вид урока: … Цели урока: … Оборудование: …
Форма 2: Упрощенный развернутый план урока Класс, дата, предмет: … Тема урока: … Тип урока: … Вид урока: … Цели урока: … Оборудование: …
В приложении к таблице приводятся критерии оценки выполнения заданий, тексты карточек, тестовых работ, и пр. Приложение 2
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |