Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Населения в региональных центрах СЗФО , тыс. руб.



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Населения в региональных центрах СЗФО , тыс. руб. 0.00 из 5.00 0 оценок




Город 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

2008

2009 2008 г. к 2000 г., раз
Мурманск 6,6 н/д 13,7 20,4 28,2 39,3 47,6 54,2

54,2

н/д 8,2
Санкт-Петербург 6,5 н/д 12,4 16,5 21,9 27,5 33,1 41,6 50,4 н/д 7,7
Вологда 2,4 6,7 8,9 10,5 15,9 23,3 30,4 37,4 44,3 48,9 18,5
Архангельск 5,3 н/д

11,6

14,6

22,8 31,8 44,1 57,1 43,6 н/д 8,3
Сыктывкар 5,0 н/д

1,3

1,8

20,8 25,9 33,7 41,1

43,4

н/д 8,6
Великий Новгород 5,1 н/д

10,1

15,3

20,3 26,6 32,0 39,2 41,2 н/д 8,1
Калининград 5,1 н/д

10,7

13,7 16,9 22,8 30,6 37,1 38,7 н/д 7,6
Петрозаводск 3,7 н/д

8,4

13,0

17,6 22,3 28,7 33,6 38,4 н/д 10,5
Псков 3,8 н/д 9,0 12,6 17,3 20,4 26,4 30,7 35,4 н/д 9,3

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

 

Итак, развитие потребительского рынка очень неоднородно как в разрезе регионов, так и городов СЗФО. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов и посадочными местами на предприятиях общественного питания, ассортиментом представленных товаров и услуг (т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли), так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др. (т.е. параметрах, оказывающих влияние на развитие потребительского рынка).

Исследуя функционирование потребительского рынка в городе Вологде, следует отметить, что до 2008 г. он имел положительную динамику развития. Однако в 2009 г. под влиянием мирового финансового кризиса, вследствие которого произошло снижение доходов большей части жителей города, стало наблюдаться замедление темпов его роста. Но в 2010 году отмечается повышение товарооборота в торговой деятельности, что свидетельствует о восстановлении и стабилизации экономики муниципального образования «Город Вологда» (табл. 6).

 

Таблица 6

Динамика развития потребительского рынка в городе Вологде,

Тыс. руб. на душу населения

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оборот бытовых услуг Населению Платных услуг

В сопоставимых ценах 2010 г.

2000 32,9 4,5 2,6
2001 36,1 4,7 3,2
2002 41,2 4,7 3,8
2003 44,4 4,2 3,9
2004 50,7 4,3 3,9
2005 54,3 5,3 3,6
2006 61,0 5,2 3,7
2007 76,0 5,9 4,2
2008 79,1 6,2 4,3
2009 77,0 3,4 4,4
2010 90,9 4,0 5,2
2010 г. к 2000 г., раз 2,8 0,9 2,0

В текущих ценах

2000

14,8

0,7

0,2

2001

18,9

0,9

1,3

2002

23,9

1,1

1,6

2003

28,7

1,3

1,9

2004

36,1

1,5

2,2

2005

42,1

2,1

2,4

2006

49,4

2,4

2,8

2007

66,3

4,7

3,5

2008

79,1

5,7

4,1

2009 77,0 3,4 4,4
2010 90,9 4,0 5,2
2010 г. к 2000 г., раз

6,0

5,7

26,0

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

Используя методику, аналогичную применяемой агентством «РБК. Рейтинг», проведен сравнительный анализ развития потребительского рынка 18 городов России для ведения бизнеса по итогам 2010 года.

Критерий «торговля» формируется из 3 показателей: общая площадь на 1 тыс. жителей, оборот розничной торговли на 1 жителя и доля малого бизнеса в обороте розничной торговли.

Город Вологда занимает 6 место, опережая Череповец на 10 позиций (16 место), но уступая таким городам, как Самара, Тамбов, Ростов-на-Дону, Архангельск.

Стоит отметить, что из 3 показателей данного блока наилучшее значение достигается по обеспеченности жителей торговой площадью – 112 кв. м., что соответствует 1 месту в рейтинге (Череповец – 9 место и 67,9 кв. м., последнее место у Ярославля с 45,4 кв. м. на человека).

Доля малого бизнеса в обороте розничной торговли составляет 56,4%, что соответствует 13 месту в выборке.

Таблица 7

Рейтинг 18 городов России по показателям, характеризующим развитие потребительского рынка города

 

 

№ п/п

Города России

Общая торговая площадь на 1 тыс.жителей Рейтинг Оборот розничной торговли на 1 жителя Рейтинг Доля малого бизнеса в обороте розничной торговли Рейтинг

Итоговый рейтинг

кв. м. тыс. руб. %

1

Архангельск 61,260 12 154,065 5 83,400 1 5

2

Вологда 112,010 1 86,167 10 56,418 13 6

3

Череповец 67,930 9 82,705 12 35,700 18 16

4

Брянск 62,420 11 37,976 16 73,900 2 12

5

Владимир 70,750 8 120,668 8 49,600 16 11

6

Воронеж 72,780 7 127,541 6 61,300 9 8

7

Иваново 85,000 4 93,816 9 53,700 14 10

8

Кострома 57,390 15 19,032 18 68,200 4 14

9

Липецк 51,390 16 77,480 13 45,000 17 17

10

Орел 46,450 17 55,973 14 51,900 15 18

11

Рязань 73,180 6 125,472 7 57,800 12 9

12

Тамбов 65,550 10 200,079 2 72,700 3 3

13

Тверь 59,870 14 85,560 11 61,500 8 13

14

Тула 60,870 13 186,266 3 60,500 10 7

15

Ярославль 45,430 18 37,641 17 66,500 5 15

16

Казань 87,760 3 227,877 1 65,000 6 1

17

Самара 103,960 2 176,952 4 64,400 7 2

18

Ростов-на-Дону 76,810 5 41,600 15 58,400 11 4

 

Что касается территориального размещения предприятий потребительского рынка города, то наибольшее их количество расположено в Центральной и Западной части города Вологды, что обусловлено их выгодным местоположением и транспортным сообщением (рис. 2). Следовательно, при дальнейшей планировке размещения предприятий потребительского рынка города Вологды приоритетным направлением будет Заречье и Восточная часть города Вологды.

Рис. 2. Территориальное размещение предприятий потребительского рынка города Вологда,

в % от общего количества

Розничная торговля

Ведущим звеном потребительского рынка г. Вологды является розничная торговля, так как она непосредственно затрагивает интересы населения. Оборот розничной торговли по г. Вологде в 2010 г. составил 26,7 млрд. руб., что в шесть раз выше значений 2000 г., и на 18% выше, чем в 2009 г.[5] (рис.1).

Рис. 3. Оборот розничной торговли в г. Вологде, млн. руб.

 

Рыночная инфраструктура потребительского рынка города Вологды представлена разветвленной сетью организаций торговли, число которых постоянно увеличивается.

На 1 января 2011 г. в городе Вологде функционировало 1465 стационарных магазинов (из них 667 продовольственных и 798 непродовольственных), 721 торговых павильонов, киосков и тонаров, 3 рынка.

По торговой площади наибольшая доля у магазинов в торговых центрах (73% от общей площади) и торговых сетей (18%).

Рис. 4 Структура организаций розничной торговли по площади торгового объекта (2010 год)

 

В сегменте розничной торговли города все большее развитие приобретает сетевая торговля.

В Вологде работают порядка 36 торговых ритейлерских сетей. Наибольшая доля по специализации принадлежит продовольственным сетям -56% (непродовольственным-44%).

По количеству магазинов среди продовольственных сетей на первом месте сеть краснодарских дискаунтеров «Магнит» ЗАО «Тандер» (в городе насчитывается порядка 21 магазина). Второе место занимает торгово-розничная сеть «Макси». В состав компании входят один гипермаркет «Мармелад», 11 супермаркетов «Макси» и 8 мини-маркетов «Мини».

Далее идут магазины ООО «Армез» бренд «лучик» (16 магазинов) и ООО «Лоза» магазины «Гурман» (порядка 16 магазинов).

Наряду с развитием крупных продовольственных сетей в городе Вологде продолжается формирование специализированных магазинов, представленных такими федеральными сетями как «Эльдорадо», «М-Видео», «Позитроника», «Sela», «Центрообувь», «Л’Этуаль», «Белый ветер Цифровой» «Буквоед» и др.

Среди непродовольственных сетей – «Десяточка» (порядка 15 магазинов), «Черная кошка» (порядка 12 магазинов), и «Континент» (4 магазина).

Оценивая торговые сети по площади, отметим, что большая доля у федеральных сетей (около 50%), на втором месте региональные сети (около 40%), 10% у сетей муниципальных.

Сложившаяся ситуация характеризуется масштабным распространением сетевого принципа создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов, осуществляющих продажу товаров методом самообслуживания с применением компьютерных касс и штрихового кодирования товаров. Внедрение современных технологий, форм и методов товарного обслуживания обусловило рост реализации товаров торговыми предприятиями и сокращение товарного оборота на рынках.

В городе функционирует довольно большое количество торговых центров-около 40, которые делятся на две категории. К первой категории относятся торговые центры, масштаб которых можно охарактеризовать как «микрорайонный», ко второй – современные форматные торговые центры, активное строительство которых в Вологде наблюдается в последнее время, таких как ТЦ «Апельсин», ТЦ «Оазис», ТЦ «Форум», ТЦ «Золотой ключик», ТРЦ «Мармелад», ТРЦ «Панорама», ТЦ «Шанталь», ТЦ «Плаза», ТЦ «Луч» и т.д.

Современный формат магазина – магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв.м., имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины «Кэш & Керри», дискаунтеры.

На сегодняшний день торговые площади, расположенные в торговых центрах современного формата составляют 98 тыс. кв.м. Это составляет 25% от общего числа торговых площадей. Обеспеченность населения торговой площадью современного формата предприятий продовольственной торговли составляет 146 кв.м. на 1 тыс. жителей.

Показатели на предприятиях непродовольственной торговли, например, в торговле электробытовыми товарами, средствами мобильной связи, уже в настоящий момент достаточно высоки и в будущем могут существенно превысить указанный показатель. Стратегией развития торговли Российской Федерации определен ориентир в 200-300 кв.м. на 1000 человек (продовольственная группа товаров). До 2014 года на территории муниципального образования «Город Вологда» частными инвестициями запланировано ввести в эксплуатацию 132 тыс. кв.м. торговых площадей современного формата, что позволит достичь запланированных показателей.

На развитие розничной торговой сети положительно влияет рост инвестиций (преимущественно частных), доля которых в данный сектор в 2009 г. составила 6,8% от общего объема инвестиций[6]. Это нашло свое проявление в росте обеспеченности населения торговыми площадями, которая на начало 2011 г. в расчете на 1 тыс. жителей в целом по городу составляла 1,32 тыс. кв. м, что на 32% выше общеевропейского стандарта (1000 кв. м на 1 тыс. жителей) и почти в 3 раза выше норматива по Постановлению правительства Вологодской области №1447 от 13.12.2010 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов Вологодской области. Превышение норматива достигнуто в основном за счет увеличения площади непродовольственных магазинов (табл. 9, рис.).

 

Таблица 8



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Населения в региональных центрах СЗФО , тыс. руб. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Населения в региональных центрах СЗФО , тыс. руб.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)