Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Музыкально-литературная композиция




Проведение музыкально-литературных гостиных

«Умейте найти и полюбить хорошую песню,

умейте хранить ей верность!»

(для организации внеклассной работы в общеобразовательной школе)

Разработано Щербак Эллиной Юрьевной

учителем музыки высшей категории

 

2009

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Музыкально-литературная композиция «Нам песня строить и жить помогает»,  посвященная творчеству И.О. Дунаевского  . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Музыкально-литературная композиция «Споёмте, друзья», посвященная творчеству В.П. Соловьева-Седого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

3. Музыкально-литературная композиция «Пути - дороги», посвященная творчеству Н.В. Богословского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

4. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Любимые песни военных лет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

5. Музыкально-литературная композиция «Пусть всегда будет солнце»,

 посвященная творчеству Л.И. Ошанина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

6. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пусть всегда будет солнце», посвященная творчеству А.И. Островского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49



7. Музыкально-литературная композиция «Когда мои друзья со мной», посвященная творчеству В.Я. Шаинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

8. Музыкально-литературная композиция «Детство – это я и ты», посвященная творчеству Ю.М. Чичкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68

9. Музыкально-литературная композиция «Мы сильны нашей верною дружбой», посвященная творчеству М.Г. Фрадкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

10. Музыкально-литературная композиция «Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь», посвященная творчеству Я.А. Френкеля . . . . . . . . . . . . 87

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

 


Введение

 

Актуальность настоящей разработки связана с организацией внеклассной работы со школьниками, формированием их музыкальной культуры. Песня – это первое, что человек слышит в младенчестве: колыбельная его матери – первое музыкальное впечатление. Песня – это один из каналов связи с историей, с фольклором, с корнями народа, в котором он живёт. Слова и мелодию передавали из поколения в поколение неграмотные крестьяне, создавали песни лучшие поэты и музыканты.

Поэт Михаил Светлов о песне сказал так: «Для меня словосочетание «человек и песня» звучит как «человек и воздух». Если воздуха не хватает – человек задыхается. Александр Твардовский говорил: «Песня – это высшая форма поэзии».

Песня может воспитывать художественный массовый вкус. А может, если это рифмованная подделка под творчество, его испортить: ведь её слушают миллионы, и песня, звучащая на нашей эстраде, воспринимается как своеобразный эталон уровня поэзии и музыки. В соответствии с этим целью предлагаемых музыкально-литературных гостиных является познакомить школьников с непреходящими ценностями – песнями, которые позволят им сделать шаг дальше в понимании искусства, способствовать эстетическому развитию.

По нашему мнению, эта цель выполнима, так как школьники могут познакомиться с песнями, которые были любимы и пелись вчера, не утратили своего значения, живы и звучат сегодня и, весьма вероятно, будут звучать и завтра. Песня словно оживает для исполнителей и слушателей, когда им становится известна история её создания, когда авторы перестают быть лишь фамилиями на титуле, когда за каждой нотой, за каждой строкой песни встаёт то, что не уместилось в ней.

Предлагаемые сценарии музыкально-литературных гостиных тематически и жанрово разнообразны. Они охватывают разные периоды развития песни XX века. Ведь в песне, как и в жизни, каждое десятилетие всё меняется – имена авторов, кумиров-исполнителей, тематические пристрастия.

30-х годы представлены оптимистичными и бодрыми песнями И. Дунаевского. В них скрыта великая сила музыки, которая облагораживает, воспитывает, служит делу мира и дружбы.

Власть песен 40-50-х годов В. Соловьёва-Седого, Н. Богословского и М. Блантера над людскими сердцами остаётся неизменной.

Огромна популярность школьных и молодёжных песен А. Островского, Ю. Чичкова и В. Шаинского. Есть в них то, что выделяет их среди множества других, – открытая эмоциональность, праздничность, удивлённо-восторженный взгляд на мир.

Встреча с поэзией 60-годов Льва Ошанина, знакомит учеников с ярким эмоциональным образным языком его стихов.

Полные искренности и задушевности песни 70-х годов Яна Френкеля, выдержав вкус моды, различных направлений, течений, запечатлели самобытное видение мира композитора.              

Мелодия нашего сердца обретает голос и крылья в песнях М. Фрадкина.

Учителя музыки и литературы, классные руководители, организаторы внеклассной работы найдут в данном сборнике любопытные малоизвестные сведения и факты из истории советской музыки.

 

 


Музыкально-литературная композиция

«Нам песня строить и жить помогает»

 (посвящается творчеству И.О. Дунаевского)

 

Учитель:  Нужно ли объяснять, что такое песня? Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. С детства до старости человек «с песней по жизни шагает». Огромный мир мыслей, чувств, образов заключён в этом самом простом и доступном музыкальном жанре.

Песен всегда создавалось множество, хотя лишь части из них была суждена долгая жизнь. Но зато из лучших песен можно составить целую летопись жизни нашей страны.

Слушание фрагмента «Выходной марш» из к/ф «Цирк»

Ученик 1: Двадцатый век. Тридцатые годы. «"Великий немой" заговорил» – этой крылатой фразой деятели киноискусства приветствовали рождение звукового кино. О многих звуковых фильмах того времени можно сказать также  «"Великий немой" запел» – такую важную роль в их драматургии стала играть песня.

Замечательную музыку к ряду кинофильмов создали такие разные композиторы, как Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников. Но, начиная с 1934 г. и вплоть до первых дней войны, на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский. Им написано свыше ста песен, музыка к 28 кинофильмам и 30 театральным постановкам.

Ученик 2: В своей музыке к фильмам Дунаевский выступал как полноправный соавтор режиссёра. Сам композитор так говорил об этом: «Я ставлю своей задачей создание центральной песни в картине – и, отталкиваясь от этой песни, создаю музыкальное оформление фильма». Центральная песня картины становилась лейтмотивом и стержнем фильма. Она подхватывалась зрителями и долгое время пелась.

Ученик 3: В 1934 г. Дунаевский написал музыку к кинокомедии Григория Александрова «Весёлые ребята». «Марш весёлых ребят» стал музыкальным центром фильма, выразителем главной мысли «Да здравствует жизнь!»

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7