Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформирование сферы образования в



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Реформирование сферы образования в 0.00 из 5.00 0 оценок




Республике Беларусь

 

На сегодняшний день сфера образования в Республике Беларусь переживает этап реформирования, которое затрагивает все этапы системы непрерывного образования. Другими словами, пересматриваются цели и задачи обучения, воспитания и развития начиная с детского сада и кончая последипломным образованием или образованием взрослых. Речь идет не просто об изменении содержания образования, но и овладении информационной культурой, которая в свою очередь представляет собой слагаемое общей культуры человека, понимаемой как высшее проявление образованности, включая развитие личностных качеств человека и его профессиональную компетентность.

В контексте такого понимания культуры сегодня для становле­ния учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию челове­ческих сообществ.

Современные информационные и коммуникационные техно­логии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ве­дут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свиде­телями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информа­ции, реклама, банковская система, торговля и т. п. Первенство в практиче­ском внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образова­нии). В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в сво­ей работе с определенными противоречиями, практически нераз­решимыми в рамках их современной структуры.

В качестве примеров таких трудностей можно привести следующие:

рост информации, тем или иным образом определяющей со­держание образования, несовместим с ограниченным временем обучения; вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоя­тельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако при том что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, огра­ничены и возможности современных технологий, в том числе — информационных; также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, со­блюдая общие требования соответствующих государственных стан­дартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов; высшие учебные заведения дают образование людям, уже сде­лавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказы­вается далеко не так, и требуется вариативный подход к органи­зации учебно-воспитательного процесса, особенно это представляется актуальным, когда речь заходит о иноязычном образовании. Ожидается, что именно широкое использование информаци­онных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные ре­шения — от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганиза­ции структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных техно­логий в другие сферы человеческой деятельности. И в том, и в другом случае данные изменения должны обога­щать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного выс­шего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творче­ских и профессиональных навыков учащихся на основе потенци­альной многовариантности содержания и организации учебно-вос­питательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а зна­чительно расширить возможности имеющихся традиционных тех­нологий обучения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педаго­гов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвы­чайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, хи­мия, биология, литература и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть не­обходима основательная подготовка в сфере современных инфор­мационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового по­коления должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют со­держанию и целям изучения конкретной дисциплины, способ­ствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Таким образом, содержание педагогического образования, обо­гащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информаци­онная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

· создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации республиканских программ информатизации образования;

· значительного повышения уровня профессионального и об­щегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благо­даря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

· появлении качественно новых, условий для реализации твор­ческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к науч­ным, учебным и другим культурно и социально значимым ресур­сам сети Internet,

· повышении эффективности самостоятельной работы студен­тов с традиционными и электронными ресурсами благодаря раз­витым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

· реализации непрерывного открытого образования, когда сту­денты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время бла­годаря телекоммуникациям.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать до­стижению основной цели модернизации иноязычного образования — улучше­нию качества обучения, увеличению доступности иноязычного образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствую­щая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информаци­онной образовательной среды Республики Беларусь, основное назначение ко­торой — сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал.

Цель настоящего исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических условий для повышения эффективности формирования иноязычной компетентности путем использования новейших информационных технологий в учебном процессе вуза.

Объект: иноязычная подготовка с использованием информационных технологий в системе высшего образования на примере специальности ”Международное право”.

Предмет: повышение эффективности формирования иноязычной компетентности у студентов международного права через современные информационные технологии.

В высших учебных заведениях, готовящих будущих специалистов международного права, студентам должны быть созданы самые благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информа­ции, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т.д. Преподаватели же, освобожденные от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми, смогут приложить свои силы к тому, что и должно составлять суть их работы. Речь идет о выработке подходов к изучению иностранного языка с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, обучении последних в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие про­блемы. Для учебного заведения, готовящего будущих юристов-международников, очень важно то, что даже традиционные аудиторные формы рабо­ты наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку вре­мя, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному об­щению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их про­фессиональной иноязычной подготовки.

На сегодняшний день Республика Беларусь занимает 24 позицию в общем рейтинге стран по проникновению Интернета, являясь лидером среди всех стран СНГ. Такое положение не может не являться результатом широкой информатизации населения, высоким уровнем образования и развитой мотивации к получению новых знаний.

Ориентация государства на использование инновационных технологий во всех сферах жизни в первую очередь направлена на повышение качества производства, а также выход на принципиально новый уровень предоставления услуг.

Учебный процесс неразрывно связан с инновационными технологиями, без которых на сегодняшний день не обходится ни одно учебное заведение. Инновационные технологии вкупе с современными информационными каналами способны предоставлять практически неограниченные возможности для планирования, формирования и осуществления учебно-познавательной деятельности. Если еще буквально десять лет назад оснащение техническими средствами обучения являлось первоочередной задачей, которую необходимо было решить как на локальном уровне, т.е. руководителям учебных заведений, так и на высшем уровне путем принятия соответствующих постановлений, то сегодня техническое оснащение учебных заведений соответствует принятым нормам, обеспечивающим качественно новое направление в учебном процессе.

Таким образом, гипотеза исследования заключается в том, что повышение эффективности иноязычного обучения в вузе возможно при соблюдении следующих условий:

1) при использовании активных методов обучения вкупе с современными информационными технологиями, повышающими мотивацию к изучению иностранного языка (ИЯ);

2) при использовании новейших ресурсов глобальной сети Интернет;

3) при непрерывном повышении качества предоставляемого учебного материала в соответствии с методологией менеджмента качества высшего образования как системы принципов и методов обеспечения и повышения качества образования в вузе [7];

4) при грамотном использовании технических средств обучения;

5) при индивидуализации иноязычного обучения, возможной благодаря современным мультимедийным комплексам.

Во всех последующих параграфах данной главы мы представим теоретическое обоснование вышеназванных условий.

Творческий элемент коммуникативного подхода позволяет организовать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности, включая общение, сферу обслуживания, бизнес, менеджмент, юриспруденцию, занятие искусством, самообразование. В этом слиянии речевого и экстраречевого аспектов проявляется онтологическая сущность речевого общения, которое с необходимостью включается в продуктивную деятельность обучающихся.

В то же время многие специалисты подчеркивают, что обучение иностранному языку должно происходить с учетом требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью обучаемого. Для этого используют профессионально-ориентированное общение на иностранном языке, осуществляемое с помощью устно-речевой деятельности и/или коммуникативной деятельности. Проблема профессионально- ориентированного общения рассматривается в работах С.Ф. Шатилова [47], М.Е. Дуранова [5], О.Ю. Искандровой [13], И.В. Коломиец [15], Л.В. Макар [23], А.Л. Мирзоян [24], Н.И. Прокопьевой [36], В.А. Сырецкой [42] и др.

В свою очередь, проблема обучения иностранному языку на основе принципов профессионально-ориентированного общения тесно связана с вопросами мотивации. Такие исследователи как А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Е.Н. Краснянская, В.А. Сырецкая, О.А. Артемьева, А.Г. Здравомыслов и др. рассматривали в своих работах мотивационные особенности коммуникативной познавательной деятельности студентов. На основании анализа их работ можно сделать вывод, что студенты не могут в полной мере реализовать свои возможности в овладении иностранным языком из-за низкой мотивации к его изучению.

Для успешной реализации целей и задач настоящего исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

Теоретические: сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме настоящего исследования; анализ современных учебных пособий и учебников по английскому языку для студентов международных специальностей; изучении и обобщение передового педагогического опыта.

Эмпирические: обсервационные – наблюдение; анализ результатов деятельности студентов; социологические методы сбора информации – анкетирование, опрос, интервьюирование, собеседование; прогностические – экспериментально-констатирующий эксперимент, преподавание; статистические – табличная интерпретация полученных экспериментальных данных.



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Реформирование сферы образования в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформирование сферы образования в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)