Реформирование сферы образования в
Республике Беларусь
На сегодняшний день сфера образования в Республике Беларусь переживает этап реформирования, которое затрагивает все этапы системы непрерывного образования. Другими словами, пересматриваются цели и задачи обучения, воспитания и развития начиная с детского сада и кончая последипломным образованием или образованием взрослых. Речь идет не просто об изменении содержания образования, но и овладении информационной культурой, которая в свою очередь представляет собой слагаемое общей культуры человека, понимаемой как высшее проявление образованности, включая развитие личностных качеств человека и его профессиональную компетентность. В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ. Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании). В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры. В качестве примеров таких трудностей можно привести следующие: рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения; вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако при том что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе — информационных; также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов; высшие учебные заведения дают образование людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса, особенно это представляется актуальным, когда речь заходит о иноязычном образовании. Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения — от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сферы человеческой деятельности. И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий: · создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации республиканских программ информатизации образования; · значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных; · появлении качественно новых, условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet, · повышении эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем; · реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям. Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации иноязычного образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности иноязычного образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствующая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информационной образовательной среды Республики Беларусь, основное назначение которой — сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал. Цель настоящего исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических условий для повышения эффективности формирования иноязычной компетентности путем использования новейших информационных технологий в учебном процессе вуза. Объект: иноязычная подготовка с использованием информационных технологий в системе высшего образования на примере специальности ”Международное право”. Предмет: повышение эффективности формирования иноязычной компетентности у студентов международного права через современные информационные технологии. В высших учебных заведениях, готовящих будущих специалистов международного права, студентам должны быть созданы самые благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т.д. Преподаватели же, освобожденные от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодействия с обучаемыми, смогут приложить свои силы к тому, что и должно составлять суть их работы. Речь идет о выработке подходов к изучению иностранного языка с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов, обучении последних в ходе дискуссий, совместном проектировании и критическом анализе полученных результатов, нестандартном взгляде на стоящие проблемы. Для учебного заведения, готовящего будущих юристов-международников, очень важно то, что даже традиционные аудиторные формы работы наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной иноязычной подготовки. На сегодняшний день Республика Беларусь занимает 24 позицию в общем рейтинге стран по проникновению Интернета, являясь лидером среди всех стран СНГ. Такое положение не может не являться результатом широкой информатизации населения, высоким уровнем образования и развитой мотивации к получению новых знаний. Ориентация государства на использование инновационных технологий во всех сферах жизни в первую очередь направлена на повышение качества производства, а также выход на принципиально новый уровень предоставления услуг. Учебный процесс неразрывно связан с инновационными технологиями, без которых на сегодняшний день не обходится ни одно учебное заведение. Инновационные технологии вкупе с современными информационными каналами способны предоставлять практически неограниченные возможности для планирования, формирования и осуществления учебно-познавательной деятельности. Если еще буквально десять лет назад оснащение техническими средствами обучения являлось первоочередной задачей, которую необходимо было решить как на локальном уровне, т.е. руководителям учебных заведений, так и на высшем уровне путем принятия соответствующих постановлений, то сегодня техническое оснащение учебных заведений соответствует принятым нормам, обеспечивающим качественно новое направление в учебном процессе. Таким образом, гипотеза исследования заключается в том, что повышение эффективности иноязычного обучения в вузе возможно при соблюдении следующих условий: 1) при использовании активных методов обучения вкупе с современными информационными технологиями, повышающими мотивацию к изучению иностранного языка (ИЯ); 2) при использовании новейших ресурсов глобальной сети Интернет; 3) при непрерывном повышении качества предоставляемого учебного материала в соответствии с методологией менеджмента качества высшего образования как системы принципов и методов обеспечения и повышения качества образования в вузе [7]; 4) при грамотном использовании технических средств обучения; 5) при индивидуализации иноязычного обучения, возможной благодаря современным мультимедийным комплексам. Во всех последующих параграфах данной главы мы представим теоретическое обоснование вышеназванных условий. Творческий элемент коммуникативного подхода позволяет организовать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности, включая общение, сферу обслуживания, бизнес, менеджмент, юриспруденцию, занятие искусством, самообразование. В этом слиянии речевого и экстраречевого аспектов проявляется онтологическая сущность речевого общения, которое с необходимостью включается в продуктивную деятельность обучающихся. В то же время многие специалисты подчеркивают, что обучение иностранному языку должно происходить с учетом требований, предъявляемых будущей профессиональной деятельностью обучаемого. Для этого используют профессионально-ориентированное общение на иностранном языке, осуществляемое с помощью устно-речевой деятельности и/или коммуникативной деятельности. Проблема профессионально- ориентированного общения рассматривается в работах С.Ф. Шатилова [47], М.Е. Дуранова [5], О.Ю. Искандровой [13], И.В. Коломиец [15], Л.В. Макар [23], А.Л. Мирзоян [24], Н.И. Прокопьевой [36], В.А. Сырецкой [42] и др. В свою очередь, проблема обучения иностранному языку на основе принципов профессионально-ориентированного общения тесно связана с вопросами мотивации. Такие исследователи как А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Е.Н. Краснянская, В.А. Сырецкая, О.А. Артемьева, А.Г. Здравомыслов и др. рассматривали в своих работах мотивационные особенности коммуникативной познавательной деятельности студентов. На основании анализа их работ можно сделать вывод, что студенты не могут в полной мере реализовать свои возможности в овладении иностранным языком из-за низкой мотивации к его изучению. Для успешной реализации целей и задач настоящего исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: Теоретические: сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме настоящего исследования; анализ современных учебных пособий и учебников по английскому языку для студентов международных специальностей; изучении и обобщение передового педагогического опыта. Эмпирические: обсервационные – наблюдение; анализ результатов деятельности студентов; социологические методы сбора информации – анкетирование, опрос, интервьюирование, собеседование; прогностические – экспериментально-констатирующий эксперимент, преподавание; статистические – табличная интерпретация полученных экспериментальных данных.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |