Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Активные методы обучения ИЯ (метод проектов)



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Активные методы обучения ИЯ (метод проектов) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на этот процесс. Стоит отметить, что ошибки или невнимательность преподавателя к данному вопросу снижают эффективность обучения, профессиональной и, как следствие, иноязычной подготовки студентов. Именно поэтому внимание преподавателей и ученых к проблеме методов обучения всегда было велико.

Стоит, однако, отметить, что в настоящее время не существует единой общепринятой классификации методов обучения. Это частично объясняется тем, что дидакты, при разработке классификации и номенклатуры методов обучения прибегают к разной основе. Таким образом, существуют многочисленные классификации методов обучения, предложенные такими исследователями, как Ю.К.Бабанским [2], И.Я. Лернером [22], Р.С. Пионовой [29], И.П. Подласым [31], И.Ф. Харламовым [43] и другими известными педагогами-дидактами.

Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов. Обучение иностранным языкам в как в языковом, так и в неязыковом вузе, сегодня понимаемое как обучение межкультурной коммуникации, неразрывно связано с использованием современных методов и инфокоммуникационных технологий. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и, соответственно, специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. При организации занятий преподаватели университета используют ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, метод конкретных ситуаций (кейс-метод), работу в малых группах, деловые игры и другие современные методы обучения. Говоря о современных методах обучения иностранному языку, следует отметить такие как: метод проектов, использование ресурсов сети Интернет, е-mail, проекты, видеофильмы. Чуть позже мы подробнее рассмотрим некоторые ресурсы сети Интернет, которые, на наш взгляд, лучше всего отражают современные требования к формированию иноязычной коммуникативной компетентности.

Задачами любой учебной дисциплины является формирование определенных компетенций в соответствии с компетентностной моделью специалиста. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно сложно. Поэтому важной задачей преподавателя является создание на уроке реальных и воображаемых ситуаций общения с использованием различных приемов работы, таких как, ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др. Важным условием восприятия студентами иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия является формирование социокультурной компетенции, т.е. воспитание уважения к культуре, обычаям и традициям страны изучаемого языка.

Основная цель активных методов обучения иностранному языку, на наш взгляд, — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция или компетентность как практическая реализация общей компетенции в современ­ном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранный язык. Даже если дальнейшая специализация выпускника вуза не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Несмотря на то, что информационно-предметные среды, содержащиеся в Интернете на разных языках, стремительно развиваются, основная информация представлена в сети на английском языке. В условиях стремительно развивающихся технологий образованный человек должен владеть информацией в сфере своих профессиональных интересов.

Один из методов, способствующих повышению результатов в обучении иноязычному общению, это использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. Благодаря имеющейся возможности подключения к системе Интернет, преподаватели получили новые перспективы творческой работы, а студенты - новые горизонты общения и личного опыта. Очевидно, что Интернет обладает неисчерпаемыми информационными возможностями. Но, являясь информационно-предметной средой, это лишь средство реализации учебных целей и задач, определённых целями образования. Поэтому, прежде всего, следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, предоставляемые всемирной сетью.

Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов: веб-страницы всех газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедии. Студенты на практических занятиях по иностранному языку работают, используя компьютерные словари, работают также в страноведческих сайтах, которые дают возможность получить полезную информацию о быте и культуре страны изучаемого языка. Также в сети Интернет можно найти немало сайтов, посвященных обучению иностранной грамматике. Не вызывает сомнений тот факт, что такой вид работы является продуктивным при отработке и актуализации грамматических и лексических навыков и интересен студентам, отражает современную реальность - компьютеризацию всех сфер деятельности человека. Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а также велика его роль в повышении мотивации обучения, а следовательно, эффективности обучения. Студенты наглядно представляют себе, для чего им нужны хорошие языковые знания.

Все это развивает самостоятельность в изучении языка, формирует информационную и языковую компетенции будущих специалистов, способствует развитию аналитических способностей.

Особенно интересно использование материалов Интернета при работе над проектом. Преподаватель может поискать подчас даже противоречивую информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Интернет необходим нам для создания потребности в общении на иностранном языке — письменном или устном (вспомним, насколько важно реальное общение для формирования коммуникативной компетенции, межкультурного взаимодействия). Возможности сети Интернет позволяют и то, и другое. Поэтому одним из современных методов можно назвать работу с е-mail проектами. Мы считаем, что применение электронной почты целесообразно в процессе изучения иностранного языка, поскольку:

1) студенты знакомятся с мнениями своих сверстников за рубежом;

2) появляется возможность общения с другими сверстниками, новыми людьми, приобретается опыт работы с представителями другой культуры;

3) сочетается групповая и индивидуальная работа, исследовательская и творческая деятельность.

Работа с электронной почтой и Интернетом широко используется и зарубежной методике. Необходимо применять новые информационные технологии, способные быстро изменяться и также быстро изменять мир вокруг себя.

Исходя из того, что традиционных форм и способов организации процесса обучения иностранному языку уже недостаточно для подготовки конкурентоспособных специалистов, актуализируется проблема внедрения в процесс профессиональной подготовки специалистов активных методических приемов обучения иноязычному общению, одним из которых является профессионально- ориентированная учебно-речевая ситуация.

Опыт обучения иностранному языку в классическом университете показывает, что в решении задач профессиональной подготовки специалистов преподаватели иностранного языка не часто отдают предпочтение активным приёмам и формам обучения, в частности, профессионально-ориентированным учебно-речевым ситуациям. Однако их использование позволяет не только обучать студентов предусмотренным учебной программой правилам и особенностям иностранного языка, но и погружает студентов в языковую среду, формирует у них необходимые навыки и умения профессионального общения.

Проблемой учебно-речевых ситуаций в процессе обучения иностранному языку занимались многие исследователи, в частности, М. Л. Вайсбурд, М. В. Ляховицкий, Р. П. Мильруд, Л. А. Пасечная, Е.И. Пассов, В.Г. Рогова, В.Л. Скалкин, Ю.Е. Юдин и другие. В.А. Бухбиндер [4] указывает на значение ситуативности при изучении трех аспектов английского языка. Л. А. Пасечная [27] рассматривает учебно-речевые ситуации как средство индивидуализации обучения, а Е. И. Пассов [28] утверждает, что речевая ситуация должна быть проблемной, то есть иметь в своей основе задачу (проблему), требующую речевого поступка.

Можно заключить, что профессионально-ориентированные проблемные учебно-речевые ситуации позволяют студентам достичь успехов в процессе овладения иноязычной профессиональной коммуникацией, которая, в свою очередь, является основой последующего иноязычного профессионального общения. Усвоенный в процессе обсуждения материал речевых ситуаций может быть перенесён в среду реальной коммуникации с представителями других стран, использован в процессе работы со специализированной литературой и работы с другими источниками информации.

Бесспорно, коммуникативная компетенция важна не только на уроках иностранного языка, но и становится частью современного общества. Однако любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использования в профессиональной деятельности. Для решения данной задачи всё шире применяется метод учебного проекта. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В них нашли своё яркое отражение и коммуникативный, и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). То есть, метод проектов является технологией, которая позволяет, во-первых, создавать педагогические ситуации на различных основаниях (ситуация неопределенности, кооперации и т.п.) и на основе разного предметного содержания. Во-вторых, и это особенно ценно, сам процесс деятельности и полученный образовательный результат будет, несомненно, вариативно-личностным.

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Обучаемый не только приобретает новые знания или способы деятельности, но и развивает свою систему ценностей, рефлексивно оценивает достижения, опираясь на собственные представления, на личностный опыт.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, Е.С. Полат рассматривает проектную методику «как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта» [33].

В целом, проект можно охарактеризовать как самостоятельно планируемую и реализуемую учащимися работу, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе, повышению мотивации учащихся, развитию коммуникативных и общеучебных умений.

Работа над творческими проектами включает в себя следующие этапы:

· Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

· Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

· Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Как любая технология, метод учебного проекта имеет чёткую организационную структуру: включение студента в данную поисковую деятельность, выбор проблемы постановки цели и задач, сбор и переработку информации, завершение работы, составление "портфолио" студента, презентацию проекта.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это самостоятельная, творческая деятельность, групповая и индивидуальная, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

Зачем нужен метод проектов и как он может использоваться при обучении иностранному языку? Прежде всего, преподаватель обучает студентов способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку, отдавая отчёт в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определённого уровня. Для формирования коммуникативной компетенции внеязыкового окружения недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. При использовании проектной технологии обучения иностранный язык становится процессом самостоятельного овладения учебной познавательной деятельностью.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Для успешного выполнения проекта студентам требуется не только знание языка, но и овладение большим объёмом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, студенты должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений является задачей обучения различным видам речевой деятельности. Хотелось бы подчеркнуть, что данный метод направлен на генерирование и воплощение идей, мыслей, а язык должен выполнять свою прямую функцию — формирования и формулирования этих мыслей.

Вышеупомянутый метод может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные студентам проблемы с учётом особенностей культуры страны и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Каждая новая потребность вызывает интерес студентов, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.

Технологию проектного обучения нужно как можно шире и глубже вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности. Метод проектов позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами и способности решать на уроках интересные практически значимые и доступные учащимся проблемы межкультурного взаимодействия. Данный метод может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Всё зависит от выбора проблемы, требующей определённых языковых средств для её разработки и решения.



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
Активные методы обучения ИЯ (метод проектов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Активные методы обучения ИЯ (метод проектов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)