Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


АНАЛИЗ РАСТВОРА СМЕСИ СОЛЕЙ




Цель работы: Используя аналитические реакции катионов и анионов, определить какие соли находятся в исследуемом растворе.

Оборудование: Растворы: NH4OH (конц.), NaOH (2H), KOH (2H), HNO3(конц.), K2[HgI4], KI, HCl (2H), (NH4)2C2O4, BaCl2, K2CrO4, CH3COOH (2H), H2O2, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], NaBiO3, NH4SCN, изоамиловый спирт, AgNO3, ализарин, дифениламин, диметилглиоксим. Фенолфталеиновая бумага, пробирки, стеклянные палочки, водяная баня, пробиркодержатели.

Литература: Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия.-М.:Просвещение, 1979. С.11-27.

 

Теоретическая часть

Анализ раствора, содержащий смесь катионов и анионов, проводится дробным или систематическим методом.

Дробный метод заключается в том, что части исследуемого раствора (3-4 капли) переносят в отдельные пробирки, в каждой из которых проводят аналитические реакции на определенные катионы или анионы. Систематический ход анализа используют в тех случаях, когда открытие ионов дробным методом невозможно. Систематический ход анализа представляет собой определенную последовательность проведения реакций, при которой катионы отделяются не по одному, а целыми группами. Применение групповых реагентов (табл.1 и табл.2) и осаждение элементов целыми группами позволяет разбить сложную задачу анализа смеси катионов и анионов на ряд более простых задач. Кроме того, если какая-нибудь группа катионов отсутствует, то групповой реагент укажет это.



Экспериментальная часть

Описание опыта

Исследуемый раствор может содержать 2-3 катиона и 2-3 аниона.

Порядок выполнения

1. Описать внешний вид и цвет анализируемого раствора. Принять во внимание, что ионы Cr3+ окрашивают раствор в сине-фиолетовый, Fe2+ - желто-зеленый, Fe3+ - желтый, Cu2+ - голубой, Co2+ - розовый, Ni2+ -зеленый цвет. Сделать вывод о возможности, либо невозможности присутствия указанных ионов в растворе.

2. Определить pH раствора с помощью универсального индикатора. Сделать вывод о возможности присутствия ионов NH4+, CO32- и других в зависимости от pH. Учесть, что щелочная реакция раствора обусловлена присутствием в растворе солей сильных оснований и слабых кислот (Na2CO3, K2S и т.п.), кислая реакция раствора - присутствием солей сильных кислот и слабых оснований (NH4Cl, AlCl3 и т.п.), нейтральная реакция раствора - содержанием солей сильных кислот и сильных оснований (NaCl, K2SO4 и т.п.) или солей слабых кислот и слабых оснований (NH4CH3COO и т.п.).

3. Определить в растворе присутствие ионов NH4+.

4. Действием групповых реагентов определить присутствие в растворе катионов II-VI групп.

5. Открыть в отдельных пробирках дробным методом катионы II-VI групп.

6. Действием групповых реагентов определить присутствие в растворе анионов.

Задание

1. Оформить отчет о проделанной работе.

2. Результаты анализа раствора занести в таблицу:

 

Обнаружены

Ионно-молекулярные реакции Признаки
катионы анионы    
       

 

3. На основе найденных катионов и анионов, указать, какие соли были в исследуемом растворе.

4. Оформите отчет о лабораторной работе №11.

 


П Р И Л О Ж Е Н И Я

                                                                             

Приложение 1

Стандартные окислительно-восстановительные потенциалы

 

Элемент Электродный процесс Ео, B
1 2 3
Ag Ag+ + ē = Ag 0,8
Bi Bi3+ +3 ē = Bi 0,21
Br Br2 + 2 ē = 2Br- 1,07
Cl Cl2 + 2 ē = 2Cl- 1,36
Co Co2+ + 2 ē = Co -0,28
  Co3+ + ē = Co2+ 1,81
Cr Cr3+ + 3 ē = Cr -0,74
  CrO42- +4H2O +3 ē = Cr(OH)3 + 5OH- -0,13
  Cr2O72- + 14H+ + 6 ē = 2Cr3+ + 7H2O 1,33
Cu Cu2+ + ē = Cu+ 0,15
  Cu2+ + 2 ē = Cu 0,34
  Cu+ + ē = Cu 0,52
F F2 + 2 ē = 2F- 2,87
Fe Fe2+ + 2 ē = Fe -0,44
  Fe3+ + 3 ē = Fe  -0,04
  Fe3+ + ē = Fe2+  0,77
H H2 + 2 ē = 2H- -2,25
  2H+ + 2 ē = H2  0,00
I I2 + 2 ē = 2I-  0,54
  2IO3- +12H+ + 10 ē = I2 + 6H2O 1,19
Li Li+ + ē = Li  -3,04
Mg Mg2+ + 2 ē = Mg -2,36
Mn MnO4- + ē = MnO42- 0,56
  MnO4- + 2H2O + 3 ē = MnO2 + 4OH- 0,60
  MnO2 + 4H+ + 2 ē = Mn2+ + 2H2O 1,23
  MnO4- + 8H+ +5 ē = Mn2++ 4H2O 1,51
N NO3- + 4H+ + 3 ē = NO + H2O 0,96
  NO3- + 3H+ + 2 ē = HNO2 + H2O 0,94
  NO3- + H2O + 2 ē = NO2- + 2OH- 0,01
  NO3- + 2H+ + ē e = NO2 + H2O 0,80
Ni Ni2+ + 2 ē = Ni -0,23
1 2 3
  Ni(OH)3 + ē = Ni(OH)2 + OH- 0,49
O O2 + 2H2O + 4 ē = 4OH- 0,40
  O2 + 2H+ + 2 ē = H2O2   0,68
  O2 + 4H+ + 4 ē = 2H2O 1,23
  H2O2 + 2H+ + 2 ē = 2H2O 1,78
Pb Pb2+ + 2 ē = Pb -0,13
  Pb4+ + 2 ē = Pb2+   1,69
S S + 2H+ + 2 ē = H2S   0,17
  S2O82- + 2 ē = 2SO42- 2,01
  SO42- + 10H+ + 8 ē = H2S + 4H2O 0,3
  H2SO3 + 4H+ + 4 ē = S + 3H2O 0,45
  SO42- + 4H+ + 2 ē = H2SO3 + H2O 0,17
  SO42- + 8H+ + 6 ē = S + 4H2O 0,36
  SO42- + H2O + 2 ē = SO32- + 2OH- -0,93
Sn Sn2+ + 2 ē = Sn -0,14
  Sn4+ + 2 ē = Sn2+ 0,15
Zn Zn2+ + 2 ē = Zn -0,76

 

Приложение 2

Произведения растворимости

некоторых малорастворимых соединений при 25оС

Электролит Ks Электролит Ks
AgBr 5,3 10-13 СdS 7,8 10-27
AgCl 1,8 10-10 CuS 6,3 10-36
AgI 8,3 10-17 Fe(OH)2 8,0 10-16
Ag2CrO4 1,1 10-12 Fe(OH)3 6,3 10-38
Al(OH)3 1,9 10-33 Mg(OH)2 7,1 10-12
BaCO3 5,1 10-9 MnS 2,5 10-10
BaC2O4 1,1 10-7 PbCl2 1,6 10-5
BaSO4 1,1 10-10 PbSO4 2,3 10-7
CaCO3 4,8 10-9 SrCO3 1,1 10-10
CaC2O4 2,3 10-9 SrSO4 2,3 10-7
CaSO4 6,1 10-5 ZnS 1,6 10-24

 

Приложение 3

Константы диссоциации некоторых слабых электролитов

Электролит К рК=-lgК
Азотистая кислота HNO2 4· 10-4 3,40
Аммония гидроксид NH4OH 1,8· 10-5 4,75
Борная кислота H3BO3 5,8· 10-10 9,24
Бромноватистая кислота HBrO 2,1· 10-9 8,68
Водорода пероксид H2O2 2,6· 10-12 11,58
Кремниевая кислота H2SiO3                          K1 2,2· 10-10 9,66
                                                      K2 1,6· 10-12 11,80
Муравьиная кислота HCOOH 1,8· 10-4 3,74
Селенистая кислота H2SeO3                                       K1 3,5· 10-3 2,46
                                                      K2 5· 10-8 7,3
Селеноводород H2Se                                  K1 1,7· 10-4 3,77
                                                      K2 1· 10-11 11,0
Серная кислота H2SO4                                                    K2 1,2· 10-2 1,92
Сернистая кислота H2SO3                                            K1 1,6· 10-2 1,80
                                                      K2 6,3· 10-8 7,21
Сероводород H2S                                        K1 6· 10-8 7,22
                                                      K2 1· 10-14 14
Теллуристая кислота H2TeO3                                    K1 3· 10-3 2,5
                                                      K2 2· 10-8 7,7
Угольная кислота H2CO3                                              K1 4,5· 10-7 6,35
                                                      K2 4,7· 10-11 10,33
Уксусная кислота CH3COOH 1,8· 10-5 4,75
Хлорноватистая кислота HclO 5,0· 10-8 7,30
Фосфорная кислота H3PO4                                          K1 7,5· 10-3 2,12
                                                      K2 6,3· 10-8 7,20
                                                      K3 1,3· 10-12 11,89
Фтороводород HF 6,6· 10-4 3,18
Циановодород HCN 7,9· 10-10 9,10
Щавелевая кислота H2C2O4                                       K1 5,4· 10-2 1,27
                                                     K2 5,4· 10-5 4,27

Приложение 4

 

Растворимость солей и оснований в воде

Анион

Катион металла

K+ Na+ Ba2+ Ca2+ Mg2+ Al3+ Cr3+ Fe2+ Fe3+
OH- P P P M M H H H H
Cl- P P P P P P P P P
S2- Р Р Р М Р - - Н -
SO32- Р Р Н Н Н - - Н -
SO42- Р Р Н М Р Р Р Р Р
PO43- Р Р Н Н Н Н Н Н Н
CO32- Р Р Н Н Н - - Н Н
SiO32- Р Р Н Н Н Н Н Н Н
NO3- Р Р Р Р Р Р Р Р Р
CH3COO- Р Р Р Р Р М Р Р Р

 

  Mn2+ Zn2+ Ag+ Hg+ Hg2+ Cu2+ Pb2+ Bi3+ Sn2+
OH- H H - - - H H H H
Cl- P P H H P P M - P
S2- H H H H H H H H H
SO32- H H H H H H H H -
SO42- P P M M P P H - P
PO43- H H H H H H H H H
CO32- H H H H H H H H -
SiO32- H H H - - H H - -
NO3- P P P P P P P P -
CH3COO- P P P M P P P - P

 

 

Таблица 5

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7