АНАЛИЗ РАСТВОРА СМЕСИ СОЛЕЙ
Цель работы: Используя аналитические реакции катионов и анионов, определить какие соли находятся в исследуемом растворе. Оборудование: Растворы: NH4OH (конц.), NaOH (2H), KOH (2H), HNO3(конц.), K2[HgI4], KI, HCl (2H), (NH4)2C2O4, BaCl2, K2CrO4, CH3COOH (2H), H2O2, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], NaBiO3, NH4SCN, изоамиловый спирт, AgNO3, ализарин, дифениламин, диметилглиоксим. Фенолфталеиновая бумага, пробирки, стеклянные палочки, водяная баня, пробиркодержатели. Литература: Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия.-М.:Просвещение, 1979. С.11-27.
Теоретическая часть Анализ раствора, содержащий смесь катионов и анионов, проводится дробным или систематическим методом. Дробный метод заключается в том, что части исследуемого раствора (3-4 капли) переносят в отдельные пробирки, в каждой из которых проводят аналитические реакции на определенные катионы или анионы. Систематический ход анализа используют в тех случаях, когда открытие ионов дробным методом невозможно. Систематический ход анализа представляет собой определенную последовательность проведения реакций, при которой катионы отделяются не по одному, а целыми группами. Применение групповых реагентов (табл.1 и табл.2) и осаждение элементов целыми группами позволяет разбить сложную задачу анализа смеси катионов и анионов на ряд более простых задач. Кроме того, если какая-нибудь группа катионов отсутствует, то групповой реагент укажет это. Экспериментальная часть Описание опыта Исследуемый раствор может содержать 2-3 катиона и 2-3 аниона. Порядок выполнения 1. Описать внешний вид и цвет анализируемого раствора. Принять во внимание, что ионы Cr3+ окрашивают раствор в сине-фиолетовый, Fe2+ - желто-зеленый, Fe3+ - желтый, Cu2+ - голубой, Co2+ - розовый, Ni2+ -зеленый цвет. Сделать вывод о возможности, либо невозможности присутствия указанных ионов в растворе. 2. Определить pH раствора с помощью универсального индикатора. Сделать вывод о возможности присутствия ионов NH4+, CO32- и других в зависимости от pH. Учесть, что щелочная реакция раствора обусловлена присутствием в растворе солей сильных оснований и слабых кислот (Na2CO3, K2S и т.п.), кислая реакция раствора - присутствием солей сильных кислот и слабых оснований (NH4Cl, AlCl3 и т.п.), нейтральная реакция раствора - содержанием солей сильных кислот и сильных оснований (NaCl, K2SO4 и т.п.) или солей слабых кислот и слабых оснований (NH4CH3COO и т.п.). 3. Определить в растворе присутствие ионов NH4+. 4. Действием групповых реагентов определить присутствие в растворе катионов II-VI групп. 5. Открыть в отдельных пробирках дробным методом катионы II-VI групп. 6. Действием групповых реагентов определить присутствие в растворе анионов. Задание 1. Оформить отчет о проделанной работе. 2. Результаты анализа раствора занести в таблицу:
3. На основе найденных катионов и анионов, указать, какие соли были в исследуемом растворе. 4. Оформите отчет о лабораторной работе №11.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1 Стандартные окислительно-восстановительные потенциалы
Приложение 2 Произведения растворимости некоторых малорастворимых соединений при 25оС
Приложение 3 Константы диссоциации некоторых слабых электролитов
Приложение 4
Растворимость солей и оснований в воде
Таблица 5
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |