Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ




МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ В АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ

(Конспект лекций для самостоятельного изучения

Дисциплины студентами и слушателями ФПО и ЗО

Спец. 7.050107 «Экономика предприятия»,

Менеджмент организации»,

Учет и аудит»)

 

 

Харьков - ХНАГХ - 2005

 

 

УДК 65.012

 

Модели и методы принятия решений в анализе и аудите. Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины. Авт. К.А. Фисун - Харьков: ХНАГХ, 2005. - 136 с.

 

В конспекте лекций рассмотрены задачи, методы и содержание процедур принятия решений в анализе и аудите, определена роль этих процедур с точки зрения эффективности системы управления предприятием. Раскрыты вопросы процесса подготовки, анализа альтернатив, выбора и обоснования вариантов управленческих решений. Изложены основные положения анализа предпосылок развития предприятия, стратегического управления, моделей и методов принятия решений в финансовом менеджменте.

Основное назначение данного конспекта лекций - ознакомить слушателей экономических, а также других специальностей с теорией и практикой моделирования, прогнозирования и обоснования управленческих решений.



Рис.- 30.  Табл.- 9.   Библиография - 42 назв.

 

Рецензент: д. э. н. А.Е. Ачкасов

 

 

Утверждено Ученым советом ХНАГХ, протокол № 10 от 30.08.2004.

 

© Харьковская национальная академия

городского хозяйства, К.А. Фисун, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Система управления(СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией — это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. «Управлять значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов», — так охарактеризовал процесс управления А. Файоль.

процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено — необходимый элемент любой организации. На этом уровне принимаются управленческие решениякак результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение — это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть — это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации. Так, если речь идет о деловой организации, осуществляющей управление финансами, скажем, о банке, то на его вход поступают денежные средства или их заменители (ценные бумаги, векселя, акции и т.п.). Выходом является информация по управлению финансовыми потоками и денежными средствами. Во многих случаях банк осуществляет выплату наличных денежных средств.

Чтобы координировать действие управляемой части, необходимо использовать систему научного управления, обоснованную Ф. Тейлором в его книге «Принципы научного управления», вышедшей в свет в 1911 г. Ф. Тейлор впервые отделил процесс планирования труда от самого труда, выделив, таким образом, одну из основных управленческих функций. Основные положения системы научного управления по Тейлору формулируются следующим образом:

• создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные, практически сложившиеся методы работы;

• отбор и обучение сотрудников на основе научных критериев;

• взаимодействие между администрацией и исполнителями с целью практического внедрения научно разработанной системы организации труда;

• равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и исполнителями.

Позже Г. Эмерсон сформулировал 12 принципов производительности труда, относящиеся к звену управления организацией, определив истинную миссию и назначение управленческого труда:

• отчетливо поставленные цели;

• здравый смысл;

• компетентная консультация;

• дисциплина;

• справедливое отношение к персоналу;

• быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

• диспетчирование;

• нормирование операций;

• эффективное планирование;

• нормализация условий труда;

• стандартные письменные инструкции;

• вознаграждение за производительность.

Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал А.Файоль, ученик и последователь Ф. Тейлора и один из основателей научной теории управления. Он выделил 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную. По его мнению, наиболее характерными задачами звена управления являются:

• планирование общего направления действия и предвидение конечного результата;

• «организовывание», т.е. распределение и управление использованием материальных и человеческих ресурсов;

• выдача распоряжений для поддержания действий работников в оптимальном режиме,

• координация различных действий для достижения общих целей;

• выработка норм поведения членов организации и проведение мероприятий по соблюдению этих норм;

• контроль за поведением членов организации.

Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале XX в. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно-техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно, повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название «контроль за исполнением решения». Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением современных IТ - процедур (информационных технологий). В связи с широким внедрением вычислительной техники в управление производством математическое программирование стало одним из основных инструментов оптимизации. Опыт создания и развития автоматизированных систем управления для решения различного рода технических, социально-экономических, научных задач, задач планирования и прогнозирования показали, что формализация технико-экономических и управленческих решений осложняется рядом особенностей современного этапа научно-технического прогресса. Неразумно рассчитывать на построение моделей, которые полностью отражали бы природу, охватывали все количественные взаимосвязи внутри управляемого объекта и его связи с внешним окружением. Реальные задачи разработки и эксплуатации СУ требуют в качестве неотъемлемого элемента решения участия людей, т.е. представляют собой системы типа "человек-машина". Сам процесс принятия решений всегда предполагает ориентацию не только на количественные данные, но и на информацию качественного характера, т.е. на обычный здравый смысл. Большиенадежды, которые ранее возлагались на математические методы оптимизации, формализованные приемы решения оптимизационных задач, на практике часто не оправдываются. Есть примеры, когда решения, полученные полностью формализованным путем, хуже решений, принятых на основе интуиции и опыта. Поэтому развитие процедур обучения, формирование систем трансформации информации в знания, накопление опыта работы «знание – базированного бизнеса» являются важнейшими направлениями совершенствования методов принятия решения в любых моделях управления.

 

Тема 1. СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7