Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге.



2019-12-29 769 Обсуждений (0)
Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге. 0.00 из 5.00 0 оценок




Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионально образования

«Кемеровский государственный университет»

 

Факультет       Экономический

Кафедра        Экономики

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

ДС.2 Товарная политика

Для специальностей 080502 - Экономика и управление на предприятии (промышленность)._

 

Цикл дисциплин учебного плана ДС

Компонент учебного плана: ВУЗОВСКИЙ

Формы обучения ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ

 

 


Составитель(и) конспекта лекций

Ст. преподаватель Черкасова В.В.

 

 

Новокузнецк, 2008


 

Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Экономика и управление на предприятии» (08.05.02).   

 

 

                                              Составитель: 

                           Ст. преподаватель Черкасова В.В.

                

Утвержден на заседании кафедры

           Протокол №______от___________2008г.

 

           Зав. кафедрой__________________ Новиков Н.И.

 

           Утвержден методической комиссией

           экономического факультета

 

           Председатель методической комиссии

           экономического факультета

 

            ____________________Черкасова В.В.. 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                        4

Конспект лекций                                                                                                          5

Лекция 1 «Теоретические основы понятия «ТОВАР»                                            5

Лекция 2 «Товар и его коммерческие характеристики»                                                      7

Лекция 3 «Классификация товаров»                                                                       10

Лекция 4 «Управление жизненным циклом товара»                                               12

Лекция 5 «Управление ассортиментом и номенклатурой»                                     19

Лекция 6 « Управление конкурентоспособностью товара»                                    31

Лекция 7 «Российское законодательство в области товаров»                                 35

Список литературы                                                                                                      41

 

ВВЕДЕНИЕ

Товарная политика предприятия – дисциплина, рассматривающая деятельность фирмы в области разработки и совершенствования ее товарного предложения. Работа с товаром важный инструмент конкурентной борьбы.

Данный курс необходим для подготовки специалистов в области экономики и управления на предприятии.

Цель курса – дать целостное представление о товарной политике как одном из важнейших элементов комплекса маркетинга фирмы. Основной акцент в рамках курса делается на процесс разработки товарного предложения фирмы, формирование товарного ассортимента, его товарную поддержку. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и конкурентоспособности предлагаемой фирмой товаров. Рассматривается законодательные акты РФ в области товарной политики.

Курс «Товарная политика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Маркетинг», «Логистика», «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Управление конкурентоспособностью».

Задачи товарной политики:

1. Управление ЖЦТ

· Анализ, планирование и контроль создания новых товаров

· Анализ, планирование и контроль состояния ЖЦТ

· Анализ, планирование и контроль снятия товара с производства

2. Управление ассортиментом и номенклатурой

· Анализ и планирование товарного ассортимента

· Анализ и планирование товарной номенклатуры

3. Управление качеством и конкурентоспособностью товара

· Управление качеством продукции

· Решения в области марочной политики

· Решения в области упаковки

· Решения в области сервиса и гарантийного обслуживания

4. Рассмотрение Российского законодательства в области товаров.

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1 -ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТОВАР»

Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге.

2. Восприятие и признание товара покупателем.

 

 

Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге.

В настоящее время с появлением маркетинга не всегда различаются понятия “товар” и “продукт”. Кроме того, в маркетинге и экономической теории при характеристике товара акценты ставятся по разному.

Дпя представителей классической школы экономики (Д. Рикардо, К. Маркс и др.) термин, «товар» обозначают в первую очередь результат производственной деятельнос­ти, выставляемый на продажу для возмещения понесенных издержек и извлечения прибыли. 

( продукт труда, произведенный для продажи )

Общепринятое определение товара остается справедливым и в маркетинге. Однако все издания по маркетингу подчеркивают не столько свойство товара обмениваться на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять.

В целом формулу товара в маркетинговом значении можно выразить следующим образом:

ПРОДУКТ + ПОДДЕРЖКА + ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА= ТОВАР

Расшифруем ее:

Продукт - конкретный результат исследований, разработок и производства. Продукт несет в себе те свойства, ради которых товар затем кем-то будет куплен. Он обладает качествами, которые характеризуют его основную направленность (для питания, гардероба, продолжения производства и т.д.).

Поддержка продукта - это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта.
В группу поддержки продукта входят следующие элементы:

· Все, что помогает сберечь потребительские свойства продукта, вплоть до момента продажи (транспортные услуги, упаковка и маркировка, средства хранения).

· Меры по обеспечению потребителя документацией на продукт (обучение пользованию продукта, необходимые гарантии, выполнение первой помощи по ремонту).

· Сопутствующие продукты и услуги, без которых не может быть успешным использование основного продукта (например электробатарейки для будильника, пластинки для электрофона и т.д.)

Инструменты маркетинга.к ним относятся:

· грамотная реклама компании;

· налаженный сбыт;

· эффективное обслуживание;

· прочные связи с общественностью;

· гибкая политика цен.

Но конечный потребитель все же приобретает не товар, а продукт, ту ценность, то благо, которое должно удовлетворить его потребность. ( Метаморфоза «ПРОДУКТ - ТОВАР-ПРОДУКТ»).

Таким образом, использовать термин «ТОВАР» с акцентом на потребление и «ПРОДУКТ» равновозможно.

За товаром закрепилось представление как о материальном объекте. Следует обратить внимание, что в системе национальных счетов, которая применяется на международном уровне, товары и услуги рассматриваются на одном уровне классификации. Таким образом, товары и услуги следует считать разновидностями продукта.

2. Восприятие и признание товара покупателем.

 

Товар в глазах потребителя воспринимается как набор полезных свойств, призванный удовлетворить определенную потребность.

Процесс развития потребностей проходит ряд стадий и, в конечном счете, приводит к покупке.

Выделяется 5 этапов, через которые проходит потребитель:

1. Осознание проблемы (потребительская мотивация);

2. Поиск информации;

3. Оценка вариантов;

4. Решение и покупка;

5. Реакция на покупку.

Осознание проблемы (потребительская мотивация). Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Главной движущей силой в этом процессе является потребность или потребительская мотивация. Мотив – внутренняя сила, побуждающая к действию. На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить: а) какие именно ощутимые нужды и проблемы возникли; б) чем вызвано их возникновение; в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.

Поиск информации. Потребитель может заняться и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить легко доступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:

1. Личные источники - семья, друзья, соседи, знакомые...:

2. Коммерческие источники - реклама, продавцы, дилеры, выставки:

3. Общедоступные источники - средства массовой информации:

4. Источники эмпирического опыта - осязание, изучение, использование товара.

Оценка вариантов . Каждый потребитель рассматривает любой данный товар, как определенный набор свойств. Фотоаппарат - резкость получаемых фотоснимков, диапазон выдержки, размеры, цена. Губная помада - цвет, вид упаковки, жирность, престижность, вкус, аромат и т.д. .Вышеперечисленные свойства обычно интересуют всех, но разные потребители считают актуальными для себя разные свойства..

Решение о покупке. У потребителя формируются намерения совершить покупку. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться два фактора: а) отношение других людей к покупке; б) непредвиденные факторы обстановки.(Например: ожидаемая премия не состоялась, т.е. нет денег для приобретения компьютера; либо цены резко возросли и т.д..)

Реакция на покупку. Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него появится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятелей рынка. Итак, выяснив каким образом потребители преодолевают этапы осознания проблемы, поиска информации, оценки вариантов и принятия решения о покупке, их реакции на покупку, деятель рынка может собрать немало сведений о том, как лучше удовлетворить своих покупателей. Нужно помнить, что о каждом случае недовольства одного покупателя, узнают около сорока потенциальных покупателей.

 Процесс принятия решения о закупках от имени предприятия.

Закупками на предприятиях занимается служба снабжения. Процесс аналогичен процессу принятия решений о покупке частными лицами, но преодолевается большее число этапов ( выявление факторов. Влияющих на объем продаж, осознание проблемы,формаоизованное описание нужды, оценка характеристик товара, определение набора предложений, выбор поставщика, разработка процедуры выполнения заказа, оценка работы поставщика) , и этот процесс более формализован.

 

ЛЕКЦИЯ 2 -ТОВАР И ЕГО КОММЕРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (УРОВНИ РАЗРАБОТКИ ТОВАРА)



2019-12-29 769 Обсуждений (0)
Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)