Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге.
Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения Высшего профессионально образования «Кемеровский государственный университет»
Факультет Экономический Кафедра Экономики
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ДС.2 Товарная политика Для специальностей 080502 - Экономика и управление на предприятии (промышленность)._
Цикл дисциплин учебного плана ДС Компонент учебного плана: ВУЗОВСКИЙ Формы обучения ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ
Составитель(и) конспекта лекций Ст. преподаватель Черкасова В.В.
Новокузнецк, 2008
Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Экономика и управление на предприятии» (08.05.02).
Составитель: Ст. преподаватель Черкасова В.В.
Утвержден на заседании кафедры Протокол №______от___________2008г.
Зав. кафедрой__________________ Новиков Н.И.
Утвержден методической комиссией экономического факультета
Председатель методической комиссии экономического факультета
____________________Черкасова В.В..
СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Конспект лекций 5 Лекция 1 «Теоретические основы понятия «ТОВАР» 5 Лекция 2 «Товар и его коммерческие характеристики» 7 Лекция 3 «Классификация товаров» 10 Лекция 4 «Управление жизненным циклом товара» 12 Лекция 5 «Управление ассортиментом и номенклатурой» 19 Лекция 6 « Управление конкурентоспособностью товара» 31 Лекция 7 «Российское законодательство в области товаров» 35 Список литературы 41
ВВЕДЕНИЕ Товарная политика предприятия – дисциплина, рассматривающая деятельность фирмы в области разработки и совершенствования ее товарного предложения. Работа с товаром важный инструмент конкурентной борьбы. Данный курс необходим для подготовки специалистов в области экономики и управления на предприятии. Цель курса – дать целостное представление о товарной политике как одном из важнейших элементов комплекса маркетинга фирмы. Основной акцент в рамках курса делается на процесс разработки товарного предложения фирмы, формирование товарного ассортимента, его товарную поддержку. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и конкурентоспособности предлагаемой фирмой товаров. Рассматривается законодательные акты РФ в области товарной политики. Курс «Товарная политика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Маркетинг», «Логистика», «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Управление конкурентоспособностью». Задачи товарной политики: 1. Управление ЖЦТ · Анализ, планирование и контроль создания новых товаров · Анализ, планирование и контроль состояния ЖЦТ · Анализ, планирование и контроль снятия товара с производства 2. Управление ассортиментом и номенклатурой · Анализ и планирование товарного ассортимента · Анализ и планирование товарной номенклатуры 3. Управление качеством и конкурентоспособностью товара · Управление качеством продукции · Решения в области марочной политики · Решения в области упаковки · Решения в области сервиса и гарантийного обслуживания 4. Рассмотрение Российского законодательства в области товаров.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ЛЕКЦИЯ 1 -ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ТОВАР» Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге. 2. Восприятие и признание товара покупателем.
Определение понятий «товар» и «продукт», в экономической теории и маркетинге. В настоящее время с появлением маркетинга не всегда различаются понятия “товар” и “продукт”. Кроме того, в маркетинге и экономической теории при характеристике товара акценты ставятся по разному. Дпя представителей классической школы экономики (Д. Рикардо, К. Маркс и др.) термин, «товар» обозначают в первую очередь результат производственной деятельности, выставляемый на продажу для возмещения понесенных издержек и извлечения прибыли. ( продукт труда, произведенный для продажи ) Общепринятое определение товара остается справедливым и в маркетинге. Однако все издания по маркетингу подчеркивают не столько свойство товара обмениваться на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять. В целом формулу товара в маркетинговом значении можно выразить следующим образом: ПРОДУКТ + ПОДДЕРЖКА + ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА= ТОВАР Расшифруем ее: Продукт - конкретный результат исследований, разработок и производства. Продукт несет в себе те свойства, ради которых товар затем кем-то будет куплен. Он обладает качествами, которые характеризуют его основную направленность (для питания, гардероба, продолжения производства и т.д.). Поддержка продукта - это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта. · Все, что помогает сберечь потребительские свойства продукта, вплоть до момента продажи (транспортные услуги, упаковка и маркировка, средства хранения). · Меры по обеспечению потребителя документацией на продукт (обучение пользованию продукта, необходимые гарантии, выполнение первой помощи по ремонту). · Сопутствующие продукты и услуги, без которых не может быть успешным использование основного продукта (например электробатарейки для будильника, пластинки для электрофона и т.д.) Инструменты маркетинга.к ним относятся: · грамотная реклама компании; · налаженный сбыт; · эффективное обслуживание; · прочные связи с общественностью; · гибкая политика цен. Но конечный потребитель все же приобретает не товар, а продукт, ту ценность, то благо, которое должно удовлетворить его потребность. ( Метаморфоза «ПРОДУКТ - ТОВАР-ПРОДУКТ»). Таким образом, использовать термин «ТОВАР» с акцентом на потребление и «ПРОДУКТ» равновозможно. За товаром закрепилось представление как о материальном объекте. Следует обратить внимание, что в системе национальных счетов, которая применяется на международном уровне, товары и услуги рассматриваются на одном уровне классификации. Таким образом, товары и услуги следует считать разновидностями продукта. 2. Восприятие и признание товара покупателем.
Товар в глазах потребителя воспринимается как набор полезных свойств, призванный удовлетворить определенную потребность. Процесс развития потребностей проходит ряд стадий и, в конечном счете, приводит к покупке. Выделяется 5 этапов, через которые проходит потребитель: 1. Осознание проблемы (потребительская мотивация); 2. Поиск информации; 3. Оценка вариантов; 4. Решение и покупка; 5. Реакция на покупку. Осознание проблемы (потребительская мотивация). Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Главной движущей силой в этом процессе является потребность или потребительская мотивация. Мотив – внутренняя сила, побуждающая к действию. На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить: а) какие именно ощутимые нужды и проблемы возникли; б) чем вызвано их возникновение; в) каким образом вывели они человека на конкретный товар. Поиск информации. Потребитель может заняться и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить легко доступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам: 1. Личные источники - семья, друзья, соседи, знакомые...: 2. Коммерческие источники - реклама, продавцы, дилеры, выставки: 3. Общедоступные источники - средства массовой информации: 4. Источники эмпирического опыта - осязание, изучение, использование товара. Оценка вариантов . Каждый потребитель рассматривает любой данный товар, как определенный набор свойств. Фотоаппарат - резкость получаемых фотоснимков, диапазон выдержки, размеры, цена. Губная помада - цвет, вид упаковки, жирность, престижность, вкус, аромат и т.д. .Вышеперечисленные свойства обычно интересуют всех, но разные потребители считают актуальными для себя разные свойства.. Решение о покупке. У потребителя формируются намерения совершить покупку. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться два фактора: а) отношение других людей к покупке; б) непредвиденные факторы обстановки.(Например: ожидаемая премия не состоялась, т.е. нет денег для приобретения компьютера; либо цены резко возросли и т.д..) Реакция на покупку. Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него появится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятелей рынка. Итак, выяснив каким образом потребители преодолевают этапы осознания проблемы, поиска информации, оценки вариантов и принятия решения о покупке, их реакции на покупку, деятель рынка может собрать немало сведений о том, как лучше удовлетворить своих покупателей. Нужно помнить, что о каждом случае недовольства одного покупателя, узнают около сорока потенциальных покупателей. Процесс принятия решения о закупках от имени предприятия. Закупками на предприятиях занимается служба снабжения. Процесс аналогичен процессу принятия решений о покупке частными лицами, но преодолевается большее число этапов ( выявление факторов. Влияющих на объем продаж, осознание проблемы,формаоизованное описание нужды, оценка характеристик товара, определение набора предложений, выбор поставщика, разработка процедуры выполнения заказа, оценка работы поставщика) , и этот процесс более формализован.
ЛЕКЦИЯ 2 -ТОВАР И ЕГО КОММЕРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (УРОВНИ РАЗРАБОТКИ ТОВАРА)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |