Анализ и оценка процесса формирования расходной части бюджета Республики Мордовия
Основные социально-экономические показатели свидетельствуют о достаточно благополучном положении Республики Мордовия по сравнению с соседними субъектами Российской Федерации. По показателю среднедушевых денежных доходов населения она занимает 29-е место из 89. При этом величина прожиточного минимума несколько ниже среднего по стране показателя, что говорит о том, что реальные денежные доходы населения невелики. По собственным доходам консолидированного бюджета республики на душу населения РМ находится на 29-м месте. Как и в большинстве регионов Российской Федерации в Республике Мордовия большая часть расходов регионального и местных бюджетов финансируется за счет «совместных» налогов, распределяемых между федеральным и региональными бюджетами, а далее между региональными и местными бюджетами на долевой основе. Некоторая часть расходов финансируется за счет безвозмездных перечислений, финансовой помощи и компенсаций из вышестоящих бюджетов. Доходы консолидированных бюджетов большинства регионов Российской Федерации в основном формируются за счет отчислений от регулирующих федеральных налогов, поэтому нормативы отчислений, устанавливаемые на федеральном уровне, играют ключевую роль в определении бюджетной обеспеченности регионов. В таблице 2 представлены данные о структуре расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия в функциональной классификации по результатам исполнения бюджетов с 2005 по 2007 г. Таблица 2 – Структура расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия
Самой крупной статьей расходов по функциональной классификации на протяжении этих трех лет были расходы на образование: 17,6 % в 2005 г., 18,7 % в 2006 г. и 18,2 % в 2007 г. от общих расходов консолидированного бюджета республики. Второе место в 2005 г. занимали расходы на ЖКХ (16,9 %), а в 2006 и 2007 гг. – расходы на здравоохранение и физическую культуру (15,9 и 16,4 %, соответственно). Снижение доли расходов на ЖКХ в 2006 г. (13,3 %) и в 2007 г. (14,3 %) по сравнению с 2005 г. скорее всего можно объяснить повышением доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. В целом за три года с 2005 по 2007 г. доли расходов на основные бюджетные услуги в общих расходах консолидированного бюджета республики сохранялись достаточно стабильными: первое место устойчиво занимали расходы на образование, второе (за исключением 2005 г.) – на здравоохранение и третье – на жилищно-коммунальное хозяйство. Для оценки сбалансированности консолидированного бюджета используют такие показатели, как: Текущий дефицит (профицит) – он представляет собой разность между текущими доходами и текущими расходами. В идеале (и это «золотое правило» бюджетных финансов) текущий дефицит должен быть равен нулю: текущие расходы должны полностью покрываться текущими доходами. Суммарный дефицит (профицит), который равен превышению суммы текущих и капитальных расходов над текущими (из года в год воспроизводимыми) доходами. Таким образом, суммарный дефицит показывает, сколько всего средств необходимо получить из забалансовых источников, чтобы уровнять доходы с расходами. К забалансовым источникам финансирования относятся: привлечение заемных средств, финансовая помощь на покрытие дефицита, субсидии на осуществление проектов капитального строительства, продажа государственного имущества и сокращение остатков средств на бюджетном счете. В Республике Мордовия в течение указанного периода консолидированный бюджет закрывался с текущим профицитом, при этом величина текущего профицита увеличивалась год от года, достигнув в 2007 г. более 2 млрд. руб. С учетом капитальных расходов и выданных бюджетных ссуд консолидированный бюджет республики в течение трех лет исполнялся с дефицитом, который начиная с 2005 г. стал сокращаться. Таким образом, финансовую позицию консолидированного бюджета Республики Мордовия, определенную в соответствии с международными стандартами, можно признать вполне удовлетворительной. Республиканский бюджет Республики Мордовия включает только доходы и расходы области, т. е. без учета доходов автономных округов и муниципальных образований. Структура расходов регионального бюджета представлена в таблице 3. Самой крупной статьей расходов в течение трех лет была финансовая помощь местным бюджетам. В 2005 г. ее доля во всех расходах составила 34,4 %. В 2006 и 2007 гг. эта доля несколько сократилась (до 15,5 и 18,3 %, соответственно), но финансовая помощь нижестоящим бюджетам оставалась тем не менее самой крупной статьей расходов регионального бюджета. Таблица 3 – Структура расходов регионального бюджета Республики Мордовия (функциональная классификация)
Подавляющую часть финансовой помощи составляли дотации, на которые в 2005, 2006 и 2007 гг. приходилось 26,7, 13,3 и 17,5 % от всех расходов, соответственно. Доля взаимных расчетов снизилась с 7,3 % в 2005 г. до 2,17 % в 2006 г., а в 2007 г. их доля во всех расходах составила менее 1 %. Финансовая помощь в виде субвенций местным бюджетам практически не выделялась: в 2005 г. субвенции компенсационного характера нижестоящим бюджетам составили всего 0,4 % от расходов регионального бюджета, а в 2006 и 2007 гг. вообще не предоставлялись. Отсутствие субвенций среди финансовой помощи, предоставляемой местным бюджетам, связано с тем, что в Республике Мордовия исполнение государственных полномочий местными органами власти осуществляется за счет средств, полученных за счет собственных доходов, отчислений от регулирующих доходов и дотаций, причем объем средств, получаемых местными бюджетами за счет последних двух источников, определяется в процессе межбюджетного регулирования, учитывающего потребности муниципальных образований в средствах на исполнение государственных полномочий. Большую долю в расходах регионального бюджета составляют так называемые «прочие расходы»: в 2005 г. они стояли на втором месте после финансовой помощи местным бюджетам, составляя 19,6 % от всех расходов. В 2006 г. доля прочих расходов сократилась до 11,7 %, и они заняли четвертое место, уступив, помимо финансовой помощи местным бюджетам, здравоохранению и физической культуре, а также расходам на сельское хозяйство и рыболовство. Тем не менее в 2007 г. доля «прочих расходов» вновь возросла (до 18,8 % от всех расходов), заняв первое место среди всех статей расходов. Значительную долю в расходах регионального бюджета занимают расходы на здравоохранение и физическую культуру: 7,2 % в 2005 г., 15,2 % в 2006 г., 15,1 % в 2007 г. Увеличение доли расходов регионального бюджета на здравоохранение и физическую культуру связано с разграничением собственности между областью и муниципальными образованиями, образованными по поселенческому принципу, в результате чего на республиканский бюджет была передана значительная часть объектов здравоохранения, находившаяся до этого на балансе районных администраций. Очевидно, что уменьшение доли расходов на оказание финансовой помощи в региональном бюджете и увеличение расходов по ряду статей в 2006 и 2007 гг. по сравнению с 2005 г. отражает изменение способа финансирования социальной сферы: если до 2006 г. средства передавались из республиканского бюджета районам в виде финансовой помощи, а затем из районных бюджетов осуществлялось непосредственное финансирование, то начиная с 2006 г. по ряду статей средства напрямую направляются на финансирование социальной сферы из регионального бюджета. На следующем месте находятся расходы на сельское хозяйство и рыболовство, которые составляли в 2005, 2006 и 2007 гг. 12,2, 13,3 и 8,8 %, соответственно. Эти расходы представляют собой субсидии предприятиям соответствующих отраслей. Доля расходов на управление росла в течение трех лет, занимая восьмое место в 2005 г. (4,3 %), седьмое в 2006 г. (8,7 %) и пятое в 2007 г. (9,0 %). Двукратное увеличение (в долевом выражении) расходов регионального бюджета в 2006 и 2007 гг. на управление по сравнению с 2005 г. может быть объяснено повышением сложности управления в связи в переходом на организацию местного самоуправления по поселенческому принципу, в результате которого исчез районный уровень. Удельный вес других статей расходов регионального бюджета был небольшим. При этом динамика долей расходов на образование и социальную политику подтверждает тенденцию, замеченную в отношении расходов на здравоохранение: доля этих расходов заметно возрастает в 2006 и 2007 гг. по сравнению с 2005 г., что сопровождается уменьшением объема финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Сбалансированность регионального бюджета характеризуется следующими данными. В течение последних трех лет бюджет РМ исполнялся с текущим профицитом, т. е. текущие доходы превышали текущие расходы, причем это превышение возрастало в течение трех лет не только в абсолютном выражении, но и в относительном, как доля от текущих доходов: в 2005 г. превышение составляло 19 %, в 2006 г. – 23 % и в 2007 г. – 33 % от текущих доходов. С учетом капитальных расходов и бюджетных ссуд (за вычетом их погашения) в 2005 г. наблюдался небольшой суммарный дефицит. Тем не менее в 2006 и 2007 гг. бюджет был исполнен с суммарным профицитом, что свидетельствует о финансовой устойчивости бюджета Республики Мордовия. Целью бюджетного анализа является также получение и представление информации в доступной форме для органов власти и населения: о целях и приоритетах бюджетной политики и возможности участия граждан и организаций в бюджетном процессе; об основных моментах и параметрах бюджетного процесса; особенностях бюджетного планирования; основных тенденциях и структуре бюджета. В целях более полной реализации поставленной цели методика анализа бюджета Республики Мордовия, очевидно, должна включать анализ и оценку качественных характеристик бюджета посредством расчета ряда финансовых коэффициентов, таких как: коэффициент автономии бюджета; коэффициент зависимости; устойчивости; коэффициент деловой активности; социальной защищенности населения и пр. Впервые в России анализом устойчивости бюджета начал заниматься доктор экономических наук Г.Б. Поляк, определенные разработки в этой области есть и у ряда других экономистов – В.И. Клисторина, Т.В. Сумской и др. [16, с. 47]. Предлагаемый ими комплекс коэффициентов в большей степени рекомендован для оценки автономности бюджетов муниципальных образований, хотя, по нашему мнению, с определенным допущением могут быть использованы и для субъектов Федерации. Однако использование существующих коэффициентов вызывает затруднение, связанное в первую очередь с изменением бюджетного законодательства, в частности в части определения собственных доходов бюджета и упразднения такого понятия, как «регулирующие доходы». На последнем этапе анализа бюджета фактические значения показателей следует сравнить с нормативными и провести рейтинговую оценку независимости и устойчивости регионального бюджета (приложение А). Проиллюстрируем применение предлагаемых коэффициентов на примере бюджета Республики Мордовия в период 2004 – 2006 гг., когда наблюдался достаточно интенсивный рост социально-экономических показателей развития республики, благотворно отразившихся на пополнении доходной части бюджета и на уровне бюджетной обеспеченности населения территории. Проведенные расчеты и рейтинговая оценка показывают, что за последние три года бюджет Республики Мордовия заметно укрепил свою устойчивость и независимость, пройдя путь от нестабильного региона с неустойчивым бюджетом к стабильно развивающейся территории с высоким уровнем финансовой независимости и абсолютно устойчивым бюджетом (табл. 4). Таблица 4 – Рейтинговая оценка бюджета Республики Мордовия в 2004 – 2006 гг.
В целом, все показатели рейтинговой оценки бюджета Республики Мордовия за период 2004 – 2006 гг. повысились (рисунок 1 и табл. 1), а сама рейтинговая оценка выросла в 7 раз и имеет дальнейшие перспективы роста.
Рисунок 1 – Рейтинговая оценка бюджета Республики Мордовия в 2004 – 2006 гг. Комплексная оценка при минимуме расчетов и достаточно высоком уровне наглядности может служить инструментом сравнительного территориального бюджетного анализа, являться основой текущего и стратегического регионального бюджетного планирования. Ее результаты могут быть использованы в процессе выбора возможных вариантов социально-экономического развития изучаемой территории, обоснования необходимости и целесообразности выделения финансовой помощи вышестоящим бюджетом, повышения информированности населения и других целей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |