Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможность применения зарубежного опыта формирования                     расходной части бюджета в отечественной практике



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Возможность применения зарубежного опыта формирования                     расходной части бюджета в отечественной практике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Принципиальное отличие внутреннего устройства российского общества от американского вытекает из их исторического пути. Поэтому в России на руководителей (от царя либо президента до директора организации) традиционно возлагают больше ожиданий, чем в США.

Имеет свои особенности экономика и менеджмент в странах ислама (запрет на дачу денег в рост) и в Японии (традиции пожизненного найма).

В течение ХХ в. во всех экономически развитых странах общество возлагает на экономику все больше обязанностей. Речь идет о социальных гарантиях – пенсиях, пособиях малоимущим, безработным, всеобщем бесплатном образовании, медицинском обслуживании и т.д. Кроме того, в ХХ в. резко возросли расходы на оборону, обеспечение безопасности. В европейских странах государству принадлежит значительная часть предприятий. В результате во всех без исключения экономически развитых странах значительно выросла роль государства в экономике. В табл. 5 (данные Всемирного Банка) показана динамика роли государства в рыночной экономике.

 

Таблица 5 – Государственные расходы (расходная часть бюджета) в процентах от валового внутреннего продукта

№ п/п Страна 1870 г. 1913 г. 2000 г. 2006 г.
1 Швеция 5,7 10,4 31,1 58,5
2 Франция 12,6 17,0 34,6 54,3
3 Бельгия - 13,6 30,3 49,4
4 Италия 11,9 11,1 30,1 49,1
5 Нидерланды 9,1 9,0 33,7 47,2
6 Германия - 14,8 32,4 46,9
7 Норвегия 5,9 9,3 29,9 46,9
8 Великобритания - 12,7 32,2 40,2
9 Япония - 8,3 17,5 36,9
10 Австралия 18,3 16,5 21,2 32,9
11 США 7,3 7,5 27,0 32,8
12 Среднее по 11 странам 10,1 11,8 29,1 45,0

 

Для России динамика расходной части бюджета в процентах от ВВП резко отличается от аналогичной динамики для остальных стран. В 1913 г. Россия по этому показателю была в центре всех остальных стран. В период СССР (1960 г.) она заметно (более чем в 2 раза) опережала другие страны. Зато в 2006 г. она вернулась на уровень 1913 г., отставая примерно в 3 раза от США и в 5 раз – от Франции. Движение наперекор общемировой тенденции – результат политических решений, а не экономической необходимости.

Рассмотрим более подробно опыт формирования расходов на оборону в Германии и США и возможности его применения в отечественной практике.

Современная Германия образована 3 октября 1990 года в результате объединения двух немецких государств на основе Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, а также объединительного договора между ГДР и ФРГ.

Военно-политическая деятельность руководства Германии ориентирована на укрепление лидирующих позиций страны в Европе, усиление ее влияния на мировую политику, а также повышение роли в решении ключевых проблем международной безопасности. Германия настойчиво добивается предоставления ей статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, принимает широкое участие в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира, в том числе с применением военной силы.

В рамках военной реформы к 2006 году численность личного состава бундесвера планируется сократить до 282 тыс. человек, а гражданских служащих (к 2010-му) – со 120 тыс. до 80 – 90 тыс. человек.

По планам министерства обороны Германии, в дальнейшем будет сокращена на 25 % численность формирований боевой авиации, на 30 – зенитно-ракетных подразделений, на 50 – радиолокационных формирований и тыловых подразделений.

В январе 2002 года началось преобразование командования флота, а с января 2008-го предполагается начать расформировывать школы снабжения ВМС.

Возможность реализации вышеназванных планов находится в прямой зависимости от проблем финансирования и комплектования национальных вооруженных сил, которые в связи с активным включением Германии в проведение международной антитеррористической операции и миротворческой операции в Афганистане приобрели особую актуальность. После террористических актов 11 сентября для участия в ней Германия выделила 3,9 тыс. солдат и офицеров, 1,8 тыс. моряков направлены в район Африканского Рога и около 1,5 тыс. военнослужащих бундесвера будут действовать непосредственно в Афганистане. Кроме того, в настоящее время в Боснии и Герцеговине находятся 2 тыс. военнослужащих бундесвера, еще 4,9 тыс. были направлены в сербский край Косово. Германия играет ведущую роль в операции по поддержанию мира в Македонии, где она представлена 570 военнослужащими.

Что касается США, то там в последнее время в бюджете расходов на оборону доминируют расходы на технические средства обучения. Проанализируем сущность этой статьи расходов, так как в России такой статьи расходов нет, хотя, по нашему мнению, это является приемлемым опытом.

В милитаристских приготовлениях Пентагона наряду с дальнейшим развитием и совершенствованием оружия и военной техники серьезное внимание уделяется вопросам создания (разработки и производства) учебно-тренировочных систем и моделирующих комплексов. Это обусловливается стремлением военного руководства к постоянному повышению боевой готовности вооруженных сил, возрастанием сложности систем оружия и их стоимости, усложнением и удорожанием процессов подготовки личного состава.

Непосредственное руководство разработками и производством технических средств обучения в масштабе вооруженных сил осуществляет аппарат заместителя министра обороны по приобретению оружия и военной техники во взаимодействии с соответствующими органами министерства обороны и видов вооруженных сил.

Работы по созданию тренажеров различного предназначения ведутся как всеми видами вооруженных сил, так и промышленностью. В процессе развития технических средств обучения виды вооруженных сил осуществляют деятельность по повышению эффективности процесса подготовки личного состава, снижению материальных и финансовых затрат, созданию единых баз данных для тренажеров различных типов и т. д.

Эти работы финансируются по бюджету министерства обороны, ежегодно утверждаемому конгрессом США. Распределение выделяемых министерству обороны средств отводится по основным программам, целевому назначению и видам вооруженных сил.

Денежные средства на разработку, закупку, техническое обслуживание и ремонт технических средств обучения, строительство военных объектов для их развертывания выделяются по статьям расходов видов вооруженных сил: НИОКР, «Закупки оружия в боевой техники», «Боевая подготовка, содержание личного состава, эксплуатация и ремонт оружия и военной техники, прочие», «Военное строительство и жилищное обеспечение».

С целью удовлетворения возросших требований к подготовке войск продолжается программа модернизации существующих и строительства новых полигонов, учебных полей и стрельбищ. Начавшаяся в 2002 году программа модернизации полигонов армии США превращается в эффективную систему совершенствования оружия и тренажеров. По бюджету армии на строительство полигонов в 2002-2007 финансовых годах было выделено 358 млн. долларов.

Всего на строительство учебных объектов только по линии учебного командования ВВС по бюджету на 2007 финансовый год планировалось выделить 84,3 млн. долларов.

Приведенный далеко не полный перечень расходов министерства обороны США на технические средства обучения свидетельствует о большом внимании, уделяемом Пентагоном развитию своей учебной базы и разработке для нее современных сложных учебно-тренировочных средств.

Проведенный анализ зарубежного опыта формирования расходов на оборону показал, что в Германии и в США большое значение уделяется развитию материально-технической базы национальной обороны, совершенствованию квалификации личного состава ВВС. Это можно рекомендовать в качестве предложений по совершенствованию бюджетных расходов РФ на оборону. По остальным направлениям специфика распределения бюджетных средств по подразделам раздела «Национальная оборона» в России идентична практике зарубежных стран.


Заключение

 

Существующая бюджетная система РФ имеет целый ряд существенных недостатков, к которым можно отнести следующие:

- система не опирается на основы теории и практики, которые разработаны к настоящему времени, хотя и сама методология построения бюджетной системы и формирова­ния бюджетов требует дальнейшего обоснования;

- бюджетная классификация доходов и расходов услож­нена и требует упрощения;

- законодательная база, определяющая структуру бюд­жетов и бюджетный процесс, недостаточно четко формули­рует принципы бюджетного федерализма, перераспределения средств между бюджетами различных уровней, имеет множе­ство подзаконных актов, усложняющих бюджетный процесс;

- наличие в бюджетах различного уровня множества внебюджетных, бюджетных или специальных фондов ведет к децентрализации бюджетных средств, их нецелевому ис­пользованию, содержанию многочисленных бюрократических структур, а зачастую и просто способствует воровству;

- бюджеты различных уровней не увязаны в единое це­лое, не учитывают специфику регионов, их экономику, со­циальную сферу, демографию и т. д., и поэтому «центр» за­бирает на себя большую часть налоговых доходов, а затем в виде финансовой помощи (дотаций, трансфертов, субсидий) перечисляет часть бюджетных средств регионам, усложняя тем самым информационные потоки и увеличивая числен­ность обслуживающего персонала, что ведет к перерасходо­ванию бюджетных средств;

- отсутствие в бюджетах низших уровней бюджетной системы достаточного объема денежных средств ведет к не­равномерности развития их инфраструктур, задолженностям по своевременным выплатам, нарушает кругооборот денеж­ной массы и порождает постоянный дефицит денежных средств в территориальных образованиях;

- бюджетная политика не строится на принципе при­оритетности направлений вложения средств, а действует по принципу «закрытия пятен» или «латания дыр».

Реформирование бюджетной системы должно учиты­вать теорию и практику построения и функционирования бюджетных систем и идти в направлениях:

- сокращения числа звеньев бюджетной системы с це­лью упрощения структуры системы, бюджетного процесса и сокращения расходов;

- изменения законодательной базы, определяющей бюд­жетный процесс, перераспределение бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, перераспределение источников дохода бюджетов и их закрепление за соответ­ствующими территориальными образованиями;

- упрощения бюджетной классификации по формирова­нию бюджетов и расходованию бюджетных средств;

- упрощения системы налогообложения как основного источника доходов бюджетов всех уровней с целью повы­шения эффективности собираемости налогов и установле­ния действенного контроля за поступлением средств в бюд­жеты;

- исключения из практики образования всевозможных фондов и выделения средств на определенного рода цели непосредственно по прямым статьям бюджетной классифи­кации, что приведет к сокращению числа звеньев бюджет­ной системы, средств расходов на содержание аппарата, не­целевого использования средств, эффективному и экономно­му использованию бюджетных средств.

Методика расходова­ния бюджетных средств должна содержать аппарат расчета показателей по каждой статье дохода или расхода средств бюджета. Аппарат расчетов может быть логическим, логико-математическим или математическим. Главное, чтобы он по­зволял объективно производить расчеты и анализировать ситуации, которые могут возникнуть в процессе моделиро­вания (планирования) бюджета.



2019-12-29 227 Обсуждений (0)
Возможность применения зарубежного опыта формирования                     расходной части бюджета в отечественной практике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможность применения зарубежного опыта формирования                     расходной части бюджета в отечественной практике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)