Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патриотического воспитания через средства и методы народной педагогики.



2019-12-29 482 Обсуждений (0)
Патриотического воспитания через средства и методы народной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Оно содержит богатейший материал, позволяющий говорить о то, что предметом особенной заботы народных педагогов было воспитание в детях любви к Родине – родным местам, народу, доброты честности. 

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как действующая сила в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания.

Методы народного воспитания его целями, содержанием и средствами. В этнопедагогике выделены следующие средства народного воспитания: слово, дело, религия, природа, искусство, традиции, игра, общественное мнение. В соответствии с этим методы народного воспитания можно объединить в следующие группы: воспитание словом , воспитание делом, воспитание религией, воспитание природой и искусством, воспитание традициями, воспитание игрой, воспитание общественным мнением.

Пословицы и поговорки.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющие форму законченного предложения.

Конечной целью всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности.

В пословицах получили отражения идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное богатство».

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народных масс: патриотизм, мужество и стойкость при защите Родины, трудолюбие.Очень много пословиц про родную землю, дом (в чужом доме долго не проживешь; человек, забывший свою родину – заблудившийся человек).   

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы , терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от и употребления пропадет. Примером таковых служат русские пословицы, которые воспитатель может использовать в воспитательном процессе:

1. родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. где сосна взросла, там она и красна.

3. велика святорусская земля, везде солнышко.

4. русский человек без родни не живет.

5. одна мать родна, и родина одна.

6. всякому мила своя сторона.

Сказки.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров.

 В сказках ярко отражался характер патриотического воспитания: богатыри всегда вставали на защиту своей Родины, герои народных сказок в конце концов всегда возвращались на родину . в эпической форме предания доводили до подрастающего поколения сведения о давно минувших событиях, фактах, подвигах богатырей, которые воспитывали у молодежи любовь к родной земле, уважение к родным героям, формировали у них патриотическое сознание и чувства («Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

Былины – это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин (от слова быль) или старин. Былины – грандиозное создание народного искусства.

Важно, что героям былин судьба Родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.

Включение былин в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. Поэтому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений – например И.В. Карнауховой (сборник «Русские богатыри»).

Народные песни.

В песнях отражаются  вековые чаяния, ожидания, мечты народа. Их роль в воспитании огромна. Герой- космонавт Андриан Николаев сказал: « Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном. Пусть даже возникнут трудности с материнским языком… благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти».

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя не только высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы.

Колыбельные песни предназначены для младенцев, поет ее преимущественно мать. Основное содержание колыбельных - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о счастливом будущем. В колыбельных песнях любят не только своего ребенка, любят детей вообще, с радостью рассказывают о других детях, которые уже уснули. Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца, матери, бабушки, да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее.

В такой простой форме преподносится мало что понимающему ребенку своеобразный вкус «родиноведения», построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни. Патриотизм – одно из самых глубоких чувств, оно неотторжимо от любви к детям и во всей полноте проявляется в колыбельных песнях. С детских лет слышал русский человек народные песни о родных полях, лесах, водах, о горечи разлуки с родиной и родными. Сужение мира, вселенной до родной деревни свидетельствует не об ограниченности патриотического чувства народа, а о конкретности его проявлений, о восторженно-возвышенном отношении к родному краю.

 

Народная игра.

Многовековый опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство воспитания ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки и легенды. Народная игра содержит в себе информацию о многих поколениях, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Народные игры – это игры, различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, поэтического и изобразительного искусства.

В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы нельзя с помощью народной игры. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение к правилам поведения. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Через игру у детей формируется положительное отношение действительности, любви к родине, своему народу.

Существует масса народных игр, которые являются в своем содержании способствуют формированию патриотизма. В играх «орешек», «башни», «с города долой» дети борются за какой-то объект, завоевав его они должны так же и отстоять. Таким образом формируется чувство патриотизма – ты должен отстоять то, что у тебя есть, защитить свою родину.

Традиции и искусство.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции.

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс деградации, духовных потерь, деформаций.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе ли о какой-то стороне его бытия. Свойственная традициям черта консервативизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета.

Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.

Искусство свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Народное искусство противостоит массовой культуре. Искусство – от словесного творчества до самой малой бытовой мелочи,- обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждая народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающего поколения.

В детском саду отмечаются праздники. Важно, чтобы праздники проходили на основе русских традиций, так как это внесет разнообразие в жизнь детей. Им станет намного интересней, тем самым будет формироваться интерес к культуре русского народа.

Народная игрушка.

Создавая игрушки народ преследовал разные цели. Одной из целей было развлечь дитя, занять игрой и привить первые трудовые навыки. На сегодня сохранилось достаточно много игрушек народного промысла. Следует знакомить современных детей с игрушками, которыми играли в прошлом. К народным игрушкам относятся: Городецкая, хохлома, глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), гжель, матрешки. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, они отличаются от современных игрушек. Воспитателю следует обратить на этот интерес особое внимание, так как через народную игрушку  легче всего ознакомить с культурой русского народа. Рассказывая о том, как изготовляются игрушки, что это нелегкий труд, у детей вырабатывается чувство гордости за игрушки родного края, чувство уважения к мастерам, создавшим этиигрушки.



2019-12-29 482 Обсуждений (0)
Патриотического воспитания через средства и методы народной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патриотического воспитания через средства и методы народной педагогики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)