Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование конъюнктуры рынка туризма



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Исследование конъюнктуры рынка туризма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок туризма делится на выездной, въездной и внутренний. Также возможно сегментирование рынка на пляжный, познавательный, экстремальный, спортивный и т.д. В настоящий момент за границу выезжает всего около 3-4% населения России. В таблицах 1.1 и 1.2 представлена динамика въезда в Россию и выезда за границу по данным российской государственной статистики.

Ёмкость российского рынка туризма в настоящий момент составляет около US$ 10 млрд. в год, а в течение ближайших 8-10 лет может вырасти до US$ 20 млрд.

 

Таблица 1.1

Въезд в Россию иностранных граждан (страны дальнего зарубежья; тысяч поездок)[5]

 

Число прибытий иностранных граждан в Россию

  1995г. 2000г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Всего 5311 7410 8148 8661 9398 8818 8347 8551

в том числе по целям поездок:

служебная 2186 1997 2038 2057 2591 2417 2293 2945
туризм 1787 2215 2779 2637 2251 2275 2123 2168
частная 544 2239 2404 3016 3516 3134 2853 2389
транзит 84 90 131 131 148 109 133 105
обслуживающий персонал 710 869 796 820 892 883 945 945

Данные таблицы свидетельствуют, в целом, о наличии колебаний в численности въезда иностранных граждан в Россию. В целом, начиная с 2006г. наблюдается сокращение численности въезжающих иностранных туристов. Положительные тенденции наблюдаются только в отношении роста про служебным целям. Основными причинами являются: неразвитость туризма, низкий уровень сервиса и высокий уровень цен в России.

 

Таблица 1.2

Выезд за границу российских граждан по целям поездок[6]

 

Число выездов российских граждан за границу

  1995г. 2000г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Всего 8396 9819 11645 13147 14838 15666 18690 20464

в том числе по целям поездок:

служебная 1696 1611 1985 1748 1864 1898 1712 1614
туризм 2555 4252 4615 5791 6405 7132 9039 10822
частная 2925 2867 3614 4194 5149 5246 6070 6072
транзит - - - - - - - -
обслуживающий персонал 1220 1089 1431 1414 1420 1390 1869 1956

 

Выезд российских граждан за границу имеет более устойчивые тенденции роста, что связано с повышением уровня и качества жизни россиян.

В таблице 1.3 представлены статистические данные по целям поездок российских граждан за границу.


Таблица 1.3

Число выездов российских граждан за границу по целям поездок в 2008г. (в страны дальнего зарубежья; тысяч поездок)[7]

 

Всего

в том числе по целям поездок

служебная туризм частная обслуживающий персонал
Число выездов - всего 20464 1614 10822 6072 1956
в том числе в страны:          
Болгария 254 6 208 24 16
Германия 960 161 330 391 78
Греция 419 6 349 35 29
Египет 1610 6 1427 92 86
Испания 452 14 365 45 28
Италия 547 38 398 74 38
Китай 3167 527 2059 373 207
Кипр 208 5 172 19 12
Латвия 209 35 46 108 20
Литва 741 43 78 567 54
Объединенные Арабские Эмираты 290 11 228 33 19
Польша 399 28 46 295 30
Соединенное Королевство (Великобритания) 230 43 87 78 21
США 171 30 56 74 11
Таиланд 301 7 259 17 17
Турция 2718 63 2213 288 154
Финляндия 3172 237 667 1613 655
Франция 373 52 229 64 27
Чешская Республика 304 21 227 41 16
Швейцария 173 30 83 52 7
Эстония 1495 42 77 1337 40
Япония 139 14 32 11 82

 

Данные таблицы показывают, что лидерами 2008г. являются Китай, Финляндия, Турция, Египет. Наибольшее число поездок приходится на туризм. В служебных целях лидирует Китай, в туризме лидеры Китай, Финляндия, Турция, Египет, по частным поездкам выделяется Финляндия и страны Балтийского региона.

Основные показатели туристских фирм представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4

Основные показатели деятельности туристких фирм[8]

  2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число туристских фирм (на конец года) - всего 4010 5079 5842 6639 6477
в том числе занимались:          
туроператорской деятельностью 938 970 1007 1008 928
турагентской деятельностью 2558 3523 4060 4761 4787
только продвижением туров (путевок) 189 149 174 183 164
иной туристской деятельностью 325 271 350 377 290
только экскурсионной деятельностью - 166 251 310 308
Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), тыс. человек 33 35 41 44 42
Число реализованных населению туристских путевок - всего, тыс. 2034 4326 4641 5819 4305
из них гражданам России:          
по территории России 739 1378 1460 1659 1030
по зарубежным странам 1140 2748 3027 4057 3183
Стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, млн. руб. 29846 76301 88749 124133 117811
из них гражданам России:          
по территории России 7030 13757 20761 26761 17736
по зарубежным странам 18843 52727 66578 96307 98940

 

Данные таблицы показывают, что число туристских компаний в 2008г. уменьшилось, что в большей степени связано с государственным регулированием рынка. Снижение количества проданных путевок определяется кризисными явлениями 2008г.

Кризис значительно затронул туристический бизнес.

Согласно мировой статистике, представленной ежегодником «World Tourism Barometer», в 2009 году въездной турпоток потерял 4 процента, которые, впрочем, ему предстоит отыграть на уровне 3-4% в 2010 году. По мнению издания, возобновление роста в секторе, пришедшееся на последний квартал 2009 года, связано с активностью Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного рынков, которые в первую очередь обеспечили достижение показателей, превысивших прогнозы аналитиков.

Это не помешало Генеральному секретарю UNWTO Талебу Рифаи (Taleb Rifai), выступая на одной из пресс-конференций, оценить 2009 год как «один из самых трудных периодов для туристической индустрии в долгосрочной ретроспективе».

По его словам, прошедший год, судя по всему, оказался одним из самых напряженных за последние два десятилетия, обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-го сентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минус мировой экономики. Сказав о том, что распространившийся по планете вирус А (H1N1) породил состояние неопределенности, усугубив кризисное состояние мировых финансов», Рифаи отметил, что достигший нулевой отметки туристический рынок вступил в фазу оживления. «Показатели последних месяцев указывают на начало выздоровления, наступившее раньше и протекающее гораздо более уверенными темпами, чем изначально предполагалось»,- отметил чиновник UNWTO, добавив, что 2010 год также потребует больших усилий для сохранения наметившейся тенденции.

«Большинство стран незамедлительно отреагировали на кризис, приняв действенные меры, направленные на смягчение его последствий и стимулирование роста. Мы ожидаем, что в 2010 году сектор вернется в плюс. Вместе с тем, преждевременный отказ от этих оздоровительных мер и соблазн увеличения налогового бремени ставят под угрозу темпы выздоровления мирового туризма»,- сказал далее Рифаи[9]. Сообщая о 6%-ном сокращении поступлений в туристическом секторе в 2009 году, финансовые аналитики сравнивают их с фатальным 12%-ным спадом мирового экспорта, ставшего жертвой кризиса на всех финансовых рынках.

Рифаи также отметил «заметный рост» внутреннего туризма, выделив такие крупные страны, как Китай, Бразилия и Испания, что также связал с мировой рецессией. По его словам, туристическая отрасль «не смогла выработать стойкий иммунитет» против пандемии свиного гриппа. Как отметил Рифаи, на региональном уровне Европа и Северная Америка пропустили вперед лидеров «гонки» - Азию и Ближний Восток.

Чрезвычайное оживление наблюдается на Азиатско-Тихоокеанском направлении, потерявшем в прошлом 2% в туристическом сегменте. Отмечая это, аналитики UNWTO, прогнозируют продолжение взятого курса и в 2010 году. Отметив в период с января по июнь 7%-ный спад въездного турпотока, во второй половине 2009 года регион перешел в позитив (+3%), как «отражение уже достигнутых экономических показателей и сигналов на будущее».

Число туристов, посетивших Ближний Восток, сократилось на 6%. По-прежнему далекий от темпов роста, отмеченных в прошлые годы, во второй половине года регион перешел в плюс по этому показателю. Африка с ее 5%-ным ростом движется, по словам авторов отчета, «против течения[10].

В минусе (6%) закончила 2009 год Европа. Среди причин отчет называет чрезвычайно сложную экономическую ситуацию в первой половине года, когда особенно тяжело пострадали центральное, восточное и северное направления.

В обеих Америках, потерявших 5% въездного турпотока, года рост возобновился в Карибском бассейне, где он пришелся на последние четыре месяца 2009 года. В остальных регионах американского сектора, экономика сохраняла значительную инертность на фоне вспышки вируса А(H1N1), усугубившей последствия экономического кризиса. Об этом также говорится в отчете.

В 2010 году мировая туристическая отрасль встанет крепко на ноги, оставив позади один из самых трудных годов, отмеченный экономическим кризисом и пандемией свиного гриппа. Такой прогноз сделала Всемирная организация туризма ООН (UNWTO).

В кратко- и среднесрочной перспективе рынок туризма ожидает значительный рост, обусловленный:

общемировой тенденцией, в соответствии с которой потребители отдают всё большее предпочтение таким ценностям, как здоровье, отдых, комфорт, развлечение;

растущим благосостоянием россиян и существенным изменением структуры их потребления (по мере удовлетворения первичных потребностей расходы на туризм растут с существенным опережением роста доходов населения).

Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет ёмкость рынка туризма в физическом выражении будет расти темпом 10-15%.

По состоянию на 2009 г., в России выдано около 6477 лицензий на операторскую и агентскую деятельность. Соотношение операторов и агентов по официальным данным составляет 15:85.

Распределение туристических фирм по территории России далеко неравномерно. Безусловно, с большим отрывом лидирует Москва, за ней идет Санкт-Петербург. Только в 20 регионах количество фирм превышает 50 (например, в Новосибирске действует 140 фирм, в Казани – 190). В Москве же работает около 7 тыс. фирм, из которых около 60% находятся в центре города.

Несколько лет назад доля Москвы в общем объеме потребления туристических услуг составляла 85%, что соответствовало существенно более высокому благосостоянию москвичей в сравнении с жителями регионов. К настоящему времени этот показатель снизился до 50%. Прогнозируется, что доля регионов будет и далее расти, а через 5-10 лет может достичь 60%. При этом основная часть регионального спроса на туристические услуги будет сконцентрирована в крупных экономических центрах.

Как правило, средняя стоимость туристической путевки из региона ниже, чем из столицы. В регионах более популярны безвизовые направления, поскольку большинство посольств и консульств находится в Москве, а провинциалу весьма хлопотно оформлять визу в столице, даже при посредничестве туристической фирмы.

Российский рынок туроператоров продолжает оставаться фрагментарным, т.е. его отличает немалое количество сравнительно небольших игроков. Их можно сгруппировать следующим образом.

Лидеры географических направлений. Примерно 20 операторов специализировались на одном или двух из самых массовых и доходных направлений (Турция, Египет, Испания, Италия и т.д.) с числом туристов более 50 тыс. в год. Их стратегия заключалась в завоевании лидерства по «своему» направлению и постепенным расширением числа направлений. Характерные особенности реализации этой стратегии заключаются в организации продаж исключительно или преимущественно через партнерские агентства, расширении сети продаж в Москве и регионах, выкупе и организации чартерных программ. Эта группа операторов представлена только столичными фирмами. Наиболее яркими их представителями являются Tez Тур, Натали Турс, Капитал Тур, Пак групп.

Диверсифицированные многофункционалы. Эти операторы строят свою деятельность на модели «всё и всеми способами». Они, как правило, занимаются, всеми сегментами туристического рынка: въездной, выездной и внутренний туризм, все направления и страны. Продажи производятся как собственной сетью, так и агентства-ми-партнерами. Они занимаются реализацией авиабилетов, содержат собственный автобусный парк и т.д. Такие операторы полагают, что могут удовлетворить абсолютно любой запрос любого клиента. Наиболее яркими представителями это группы являются «Интурист», Инна Тур, Нева.

Исчезающие мелкие и средние столичные операторы. Они копируют методы работы операторов первой или второй группы, но гораздо менее успешно из технологических и финансовых ограничений. Эффективность деятельности всё сильнее зависит от её масштаба, поэтому они постепенно теряют долю рынка.

Крепкие регионалы. Их существованию способствует удаленность столичных операторов, а также заметные преимущества в организации отдыха из конкретного региона (без транзита через Москву). В условиях неразвитого и слабо структурированного рынка в национальном масштабе они имеют возможности для прибыльной деятельности.

Продолжится и даже ускорится концентрация. За последние три года её уровень сильно возрос: среднегодовые темпы прироста доходов двадцати крупнейших операторов составили 46%, десяти крупнейших операторов – 37%, т.е. существенно выше прироста рынка в целом. Скорее всего, через несколько лет на рынке останется 10-20 мощных операторов, работающих на массовых направлениях.

Крупнейшие столичные операторы вытеснят региональных операторов. Региональные операторы вынуждены будут либо перейти в статус агентств, либо войти в состав столичных операторов. Исключение могут составить только операторы из Санкт-Петербурга.

Крупные операторы расширят предложение географических направлений, несмотря на большие затраты и риски. Так, Tez Тур, выходя на испанское направление, потерял в первый год около US$ 1 млн., а Туральянс на австрийском и тунисском направлениях – сотни тысяч долларов. Примерами успеха являются 13-процентная доля Tez Тур на испанском и 14-процентная доля Библио-Глобус на тунисском направлениях на второй год после выхода. При этом рост доли новых игроков происходит не за счет крупных операторов, а в результате вытеснения мелких фирм. Например, доля четырех крупнейших операторов испанского направления за 2 года выросла с 75 до 82%, несмотря на то, что Tez Тур отвоевал себе 13%.

Крупнейшие операторы будут создавать собственную инфраструктуру туризма и тем самым увеличивать капитализацию своего бизнеса. Tez Тур уже имеет несколько отелей в Турции. Пегас Туристик получил в управление на пять лет несколько египетских отелей, вт.ч. и Royal Rojana 5* (400 номеров) в Шарм-эль-Шейхе.

Крупнейшие операторы будут продавать свои туры через агентства. Уже сейчас доля прямых продаж многих игроков не превышает 20-25%. Более 90% продаж Натали Турс и 100% продаж Капитал Тур приходится на агентства. Региональная сеть Tez Тур предназначена для поддержки агентов и рыночных исследований, а не для прямых продаж. Крупнейшие операторы продолжат выход на рынки СНГ. На российском рынке появятся международные игроки.

На агентском рынке также наблюдаются тенденции консолидации.

В настоящий момент сформировалось несколько мощных общероссийских сетей туристических агентств. Существуют еще ряд региональных и московских сетей, но их вес и потенциал не значительны.

Основным товаром-заменителем туристической отрасли на рынке потенциальных потребителей услуг является игральный бизнес. Все, что связано с игральным бизнесом тревожит общественность. Хотя игральный бизнес является легальным и достаточно прибыльным для местных бюджетов, тем не менее, все понимают, что наибольший вред он наносит семейным бюджетам и негативно действует на подрастающее поколение. Альтернативой является туристическая отрасль, которая через возможность узнать об истории нашего края и страны, традиции и вероисповедания других народов, способствует пониманию, как окружающей действительности, так и других культур и миров, которые являются важным фактором развития самого человека и налаживания связей.

Отраслевой анализ на основе аналитических материалов проведем по следующей схеме.

1. Основные экономические характеристики отрасли туризма: каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль (табл. 1.5).

 

Таблица 1.5

Основные экономические характеристики туристической отрасли

Характеристика Стратегическая важность Вывод
Размеры рынка Активное развитие рынка обусловливается различными факторами Большой рынок привлекателен для конкурентов
Темпы роста рынка Годовой прирост до 20% Высокие темпы роста отрасли привлекательны для конкурентов
Прибыльность отрасли По оценке представителя известной компании, прибыль, составляет около 10% Среднеприбыльная отрасль - привлекательна для конкурентов
Препятствия для выхода на рынок или ухода с рынка Инвестиции в создание нового предприятия средние Низкие барьеры создают угрозу появления новых конкурентов
Цена—наиболее важный фактор для покупателей Пока у нас нет многочисленного среднего класса, имеет смысл оказывать услуги, рассчитанные на различные слои потребителей Ситуация благоприятна для роста конкуренции
Стандартные товары Стандартный товар Потребитель может переключиться на другую компанию
Быстрые технологические изменения Область невысоких технологических изменений Снижение риска инвестиций из-за морального старения
Требования к размерам необходимых капиталовложений Открытие небольшой турфирмы требует инвестиций от 100 до 800млн. Руб. Средний размер инвестиций
Вертикальная интеграция Наличие крупных зарубежных и российских компаний на российском рынке Повышает барьеры выхода на рынок
Экономия на масштабах производства Наличие на рынке крупных и мелких компаний Приводит к увеличению объема инвестиций и их риска
Быстрое обновление ассортимента продукции Консервативность ассортимента Увеличивает жизненный цикл Снижает долю рынка

туризм фирма конкурентный

Выполненный анализ экономических характеристик отрасли выявил наличие большинства привлекательных факторов для выхода нового предприятия на рынок. Для существующих на рынке предприятий имеется значительная угроза потери доли рынка в связи с возможностью усиления конкуренции.

2. Анализ конкурентной среды: какие конкурентные силы действуют в отрасли и какова степень их влияния.

Этот раздел выполним, используя модель пяти сил Портера (табл. 1.6).

 

Таблица 1.6

Анализ конкурентной среды по модели пяти сил Портера

Сила Характеристика Вывод
Позиция поставщиков Предложение выше спроса по традиционным ресурсам и соответствует спросу по специфическим Сильная позиция по специфическим продуктам и слабая по традиционным
Позиция покупателя Спрос на элитный туризм в процессе формирования Тенденция увеличения спроса Слабая позиция Позиция имеет тенденцию к росту
Конкуренция внутри отрасли Наблюдается рост рынка Каждый месяц в Санкт-Петербурге открываются новые турагентства Конкуренция усиливается, но средняя из-за возрастающего потребления
Угроза появления новых конкурентов Планирование и выход на российский рынок крупных зарубежных и российских компаний Угроза появления новых конкурентов увеличивается
Угроза появления товаров - заменителей В качестве товара - заменителя в России можно рассматривать игорный бизнес Невелика

 

Данные анализа свидетельствуют о благоприятном для выхода на рынок соотношении пяти сил, поскольку конкуренция, хотя и увеличивается, но пока невысокая. Основная угроза для бизнеса – зависимость от поставщиков, которая определяется в большей степени рекреационными факторами.

3. Движущие силы: что вызывает изменение в структуре конкурентных сил отрасли, и какое влияние эти факторы окажут в будущем.

Выполненный аналитический обзор позволяет заключить, что основными движущими силами отрасли выступают:

Ø Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни (повышение качества жизни, стремление к здоровому образу жизни).

Ø Переход потребительских предпочтений от стандартных товаров к дифференцированным.

Ø Выход на рынок крупных фирм (усиление конкуренции).

4. Конкурентная позиция основных групп фирм: у каких компаний наиболее сильные/слабые конкурентные позиции.

Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

· первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

· второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция.

Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

· стратегия в области экспансии на рынке;

· стратегия в области ценовой политики;

· стратегия в области технологии и др.

На рынке туристического бизнеса в сегменте премиум класса основными игроками рынка в Москве выступают следующие группы компаний:

1) Крупные компании с сильной позицией.

2) Компании среднего бизнеса со средней долей рынка с ориентацией на среднего клиента:.

3) Нишевые компании.

4) Прочие мелкие компании.

5. Ключевые факторы успеха: какие ключевые факторы определят успех или неудачу в конкурентной борьбе.

Основные ключевые факторы успехов для развития турбизнеса представлены в табл. 1.7.

 

Таблица 1.7

Ключевые факторы успеха в туристическом бизнесе

Тип КФУ КФУ
Относящиеся к реализации  продукции • широкая сеть агентов; • широкий доступ/присутствие на рынке; • уровень сервиса; • низкие расходы по реализации; • качество
Относящиеся к маркетингу • высокая квалификация сотрудников отдела маркетинга; • доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании; • аккуратное исполнение заказов покупателей (небольшое количество ошибок и возвратов); • разнообразие видов услуг; • искусство продаж; • гарантии для покупателей
Относящиеся к профессиональным навыкам • особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг); • ноу-хау в области контроля за качеством; • степень овладения (знание) определенной технологией; • способность (умение) создавать эффективную рекламу
Прочие КФУ • благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей; • общие низкие затраты (не только производственные); • выгодное расположение; • приятные в общении, доброжелательные служащие; • доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях)

6. Общая привлекательность отрасли: насколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли выше средней.

Выполненный анализ внешней среды показал, что туристическая отрасль достаточно привлекательна для развития бизнеса по следующим причинам:

· Средняя конкуренция в отрасли;

· Средние входные барьеры и объем инвестиций для среднего бизнеса;

· Наличие спроса на продукцию;

· Стадия роста жизненного цикла, как отрасли, так и продукции.

Факторы, снижающие привлекательность отрасли:

· Угроза усиления конкуренции со стороны крупных компаний, выходящих на рынок;

· Зависимость от поставщиков ресурсов (природно-климатические факторы);

· Необходимость дополнительных усилий по формированию спроса на туристический бизнес.



2019-12-29 226 Обсуждений (0)
Исследование конъюнктуры рынка туризма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование конъюнктуры рынка туризма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)