Численность тракторов, автомобилей, с/х машин и их использования представлены в таблицах 1.2., 1.4., 1.6., 1.7.
В марочном составе тракторного парка преобладающий вес занимают универсально-пропашные трактора МТЗ (69%) и трактора общего назначения ДТ-75, Т-150К (20%). Это связано с тем, что хозяйство дополнительно специализируется на выращивании картофеля и овощей открытого грунта.
Автомобильный парк представлен в основном грузовиками ГАЗ-53, ГАЗ-САЗ-3507, ГАЗ-3307 и их модификациями (до 90%). Имеется также небольшое количество машин марок ЗИЛ-130/131 и КАМАЗ. Кроме того, большой объём транспортных работ выполняется тракторами, для чего в хозяйстве есть 9 тракторных прицепов.
Анализ марочного состава кормоуборочной техники показал, что на предприятии, в основном, используются самоходные комбайны серии Е-281, Марал-125 и косилки серии Е-300, ворошилки ВРН, грабли ГВД/ГВР, прицепные косилки КИР-1,5, навесные косилки КРН-2,1, КРР-1,85, пресс-подборщики ПРФ-145, К-454, ПРП-1,6 и их модификации:
Многие марки машин изготавливаются промышленностью уже более 30 лет и в какой-то степени морально устарели.
Однако используемая на предприятии техника устарела не столько морально, сколько физически. Средний срок службы тракторов и автомобилей составляет соответственно 14,0 и 10,8 года, а амортизация- 93 и 78%.
Возраст самоходных комбайнов и косилок находится в пределах 11…14 лет при уровне амортизации 94% и нормативном сроке службы 9 лет. У прицепных и навесных с/х машин сравнительные показатели не лучше. В этих условиях практически не может использоваться такой важный фактор развития инженерно-технической сферы АПК, как амортизационные отчисления, которые призваны играть решающую роль в накоплении средств на обновление техники.
Анализ затрат на машинно-тракторный и автомобильный парки (табл.1.3.,1.5.) позволяет отметить, что на техническое обслуживание и ремонт тракторов, автомобилей и с/х машин тратиться в 5 - 10 раз больше денежных средств, чем на амортизационные отчисления. Следовательно, эксплуатируемые в хозяйстве машины, отработав положенный аморти-зационный срок, перестали зарабатывать деньги на своё обновление, а то, что было получено - обесценилось в 90-е годы из-за инфляции. В результате процесс накопления происходит в настоящее время очень медленно, и для хозяйства решить задачу технического переоснащения собственными силами не представляется возможным. Количество списанной техники намного превышает приобретение новой.
Таблица 1.2. - Тракторный парк
№ п/п
| Марка
трактора
| Год
выпуска
| Срок службы
| Усл. эт. тракторов
| % амортизации
|
1
| ДТ-75
| 1991
| 16
| 1
| 100
|
2
| ДТ-75
| 1989
| 18
| 1
| 100
|
3
| ДТ-75
| 1992
| 15
| 1
| 100
|
4
| К-702
| 1995
| 10
| 1,34
| 100
|
5
| МТЗ-1221
| 1999
| 8
| 1,34
| 60
|
6
| МТЗ-80
| 1990
| 17
| 0,73
| 100
|
7
| МТЗ-80
| 1988
| 19
| 0,73
| 100
|
8
| МТЗ-80
| 1988
| 19
| 0,73
| 100
|
9
| МТЗ-80
| 1990
| 17
| 0,73
| 100
|
10
| МТЗ-80
| 1987
| 20
| 0,73
| 100
|
11
| МТЗ-82
| 1990
| 17
| 0,73
| 100
|
12
| МТЗ-82
| 1993
| 14
| 0,73
| 100
|
13
| МТЗ-82
| 1987
| 20
| 0,73
| 100
|
14
| МТЗ-82
| 1999
| 8
| 0,73
| 60
|
15
| МТЗ-82
| 1991
| 16
| 0,73
| 100
|
16
| МТЗ-82
| 1994
| 13
| 0,73
| 100
|
17
| МТЗ-82
| 1988
| 19
| 0,73
| 100
|
18
| МТЗ-82
| 1991
| 16
| 0,73
| 100
|
19
| МТЗ-82
| 1993
| 14
| 0,73
| 100
|
20
| МТЗ-82
| 1994
| 13
| 0,73
| 100
|
21
| МТЗ-82
| 1993
| 14
| 0,73
| 100
|
22
| МТЗ-82
| 1988
| 19
| 0,73
| 100
|
23
| МТЗ-82
| 1987
| 20
| 0,73
| 100
|
24
| МТЗ-82
| 1988
| 19
| 0,73
| 100
|
25
| МТЗ-82.1
| 1999
| 8
| 1,34
| 60
|
26
| МТЗ-82.1
| 1999
| 8
| 1,34
| 60
|
27
| МТЗ-82.1
| 1999
| 8
| 1,34
| 60
|
28
| Т-150К
| 1985
| 22
| 1,85
| 100
|
29
| Т-150К
| 1984
| 23
| 1,85
| 100
|
30
| Т-150К
| 1990
| 17
| 1,85
| 100
|
31
| Т-150К
| 1990
| 17
| 1,85
| 100
|
32
| Т-170
| 1991
| 16
| 1,34
| 100
|
33
| Т-25
| 1990
| 17
| 0,3
| 100
|
34
| ТДТ-55
| 1989
| 18
| 1,34
| 100
|
35
| ЭО-3323А
| 1998
| 9
| 1,34
| 70
|
Итого
|
| 15,6
|
| 93,4
|
Таблица 1.3. – Показатели использования тракторов
Показатель
| Значение
|
1.Выполнено трактор.работ, усл.эт.га
| 40786
|
2.Выработка на физ.трактор, усл.эт га
| 670
|
3.Потребность в горючем, всего, т
| 96
|
4.Расход горючего на 1 усл.эт.га, л
| 9,3
|
5.Всего затрат на тракторы, тыс.руб.
| 9672
|
в т.ч. з/плата
| 2786
|
ГСМ
| 2698
|
амортизация
| 231
|
ТО и ремонт
| 2468
|
прочее
| 1489
|
6.Себестоимость 1 усл.эт.га, руб.
| 237
|
7.Коэф.Техн.Готовн.
| 0,91
|
8.% амортизации
| 93,4
|
9.Средний срок службы,лет
| 13,6
|
Таблица 1.4. - Автомобильный парк
№ п/п
| Марка автомобиля
| Год выпуска
| Срок службы
| % амортизации
|
1
| ВАЗ-21043
| 2001
| 6
| 60
|
2
| ГАЗ-31029
| 1993
| 14
| 100
|
3
| ГАЗ-31029
| 1994
| 13
| 100
|
4
| ГАЗ-3110
| 1999
| 8
| 80
|
5
| ГАЗ-33021
| 2000
| 7
| 70
|
6
| ГАЗ-3307
| 1993
| 14
| 100
|
7
| ГАЗ-3307
| 1990
| 17
| 100
|
8
| ГАЗ-3307
| 1991
| 16
| 100
|
9
| ГАЗ-3307
| 1993
| 14
| 100
|
10
| ГАЗ-3307
| 1993
| 14
| 100
|
11
| ГАЗ-3307
| 1993
| 14
| 100
|
12
| ГАЗ-3307ац
| 1993
| 14
| 100
|
13
| ГАЗ-3307ЗСА950
| 1993
| 14
| 100
|
14
| ГАЗ-3307ЗСА950
| 1993
| 14
| 100
|
15
| ГАЗ-5312
| 1992
| 15
| 100
|
16
| ГАЗ-5312-Г6ОТЛ
| 1991
| 16
| 100
|
17
| ГАЗ-5312КО5035
| 1992
| 15
| 100
|
18
| ГАЗ-53М33607
| 1981
| 26
| 100
|
19
| ГАЗ-САЗ-3507
| 2003
| 4
| 40
|
20
| ГАЗ-САЗ-3507
| 2003
| 4
| 40
|
21
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1992
| 15
| 100
|
22
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1992
| 15
| 100
|
23
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1993
| 14
| 100
|
24
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1992
| 15
| 100
|
25
| ГАЗ-САЗ-3507
| 2000
| 7
| 70
|
26
| ГАЗ-САЗ-3507
| 2000
| 7
| 70
|
27
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1992
| 15
| 100
|
28
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1993
| 14
| 100
|
29
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1993
| 14
| 100
|
30
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1993
| 14
| 100
|
31
| ГАЗ-САЗ-3507
| 1992
| 15
| 100
|
32
| ГАЗ-САЗ-3507
| 2002
| 5
| 50
|
33
| ГАЗ-САЗ-3511
| 1993
| 14
| 100
|
34
| ГАЗ-САЗ-351166
| 1992
| 15
| 100
|
35
| ЗИЛ-130
| 1986
| 21
| 100
|
36
| ЗИЛ-131
| 1992
| 15
| 100
|
37
| ЗИЛ-133ГЯКС3575А
| 1990
| 17
| 100
|
38
| ЗИЛ-431412
| 1989
| 18
| 100
|
39
| ЗИЛ-431412
| 1993
| 14
| 100
|
40
| ЗИЛ-ММЗ-4502
| 1990
| 17
| 100
|
41
| КАВЗ-3976
| 1993
| 14
| 100
|
42
| КАМАЗ-53212
| 1993
| 14
| 100
|
43
| ПАЗ-3205
| 1995
| 12
| 100
|
44
| ПАЗ-3205
| 1998
| 9
| 90
|
45
| ПАЗ-3205
| 2000
| 7
| 70
|
46
| УАЗ-2206
| 2001
| 6
| 60
|
47
| УАЗ-2206
| 2000
| 7
| 70
|
48
| УАЗ-2206
| 2000
| 7
| 70
|
49
| УАЗ-31512
| 1990
| 17
| 100
|
50
| УАЗ-31512
| 1993
| 14
| 100
|
51
| УАЗ-31514
| 1995
| 12
| 100
|
52
| УАЗ-31519
| 2002
| 5
| 50
|
53
| УАЗ-3303
| 1990
| 17
| 100
|
54
| УАЗ-33036
| 1999
| 8
| 80
|
55
| УРАЛ-4320
| 1992
| 15
| 100
|
Итого
|
| 12,8
| 90,4
|
Таблица 1.5. – Показатели использования автомобилей
Показатель
| Значение
|
1.Производство, всего, т/км
| 1134438
|
2.Потребность в горючем, всего,т
| 76
|
3.Расход горючего на 1 т/км, гр
| 414
|
4.Всего затрат на автотранспорт, тыс.руб
| 8404
|
в том числе:
|
|
зарплата, тыс.руб
| 2656
|
ГСМ, тыс.руб
| 2346
|
амортизация, тыс.руб
| 183,00
|
ТО и ремонт, тыс.руб
| 2307
|
Прочие, тыс.руб
| 912
|
5.Себестоимость 1 т/км, руб
| 7
|
6.% амортизации
| 84,9
|
7.Средний срок службы,лет
| 10,8
|
Таблица 1.6. - Сельскохозяйственные машины
№ п/п
| Марка с/х машины
| Год выпуска
| Срок службы
| % амортизации
|
1
| Борона БДТ-3
| 1990
| 17
| 100
|
2
| Борона БДТ-3
| 1998
| 9
| 90
|
3
| Борона Туме
| 1999
| 8
| 80
|
4
| Борона Туме-4300
| 1997
| 10
| 100
|
5
| Грабли ГВР-6
| 1998
| 9
| 90
|
6
| Грабли ГВР-6
| 1995
| 12
| 100
|
7
| Грабли ГВР-6
| 1995
| 12
| 100
|
8
| Грабли ГВР-6
| 1995
| 12
| 100
|
9
| Картофелекопалка КТ-2Б
| 1990
| 17
| 100
|
10
| Картофелекопалка КТ-2Б
| 1996
| 11
| 100
|
11
| Картофелекопалка КТ-2Б
| 1998
| 9
| 90
|
12
| Картофелекопалка КТ-2Б
| 1996
| 11
| 100
|
13
| Картофелекопалка КТ-2Б
| 1998
| 9
| 90
|
14
| Картофелесажал. КСМ-4
| 1982
| 25
| 100
|
15
| Картофелесажал. КСМ-4
| 1987
| 20
| 100
|
16
| Картофелесажал. САЯ-4
| 1988
| 19
| 100
|
17
| Комбайн ЕМ-11
| 1996
| 11
| 100
|
18
| Комбайн ЕМ-11
| 1996
| 11
| 100
|
19
| Комбайн КПК-2,01
| 1993
| 14
| 100
|
20
| Комбайн КПК-2,01
| 1992
| 15
| 100
|
21
| Комбайн КПК-2,01
| 1996
| 11
| 100
|
22
| Комбайн КПК-2,01
| 1990
| 17
| 100
|
23
| Комбайн МММИ-1А
| 1992
| 15
| 100
|
24
| Комбайн свеклов.
| 1998
| 9
| 90
|
25
| Кормораздатчик КТУ-10
| 1991
| 16
| 100
|
26
| Кормораздатчик КТУ-10
| 1994
| 13
| 100
|
27
| Кормораздатчик КТУ-10
| 1995
| 12
| 100
|
28
| Косилка КИР-1,5
| 1992
| 15
| 100
|
29
| Косилка КИР-1,5
| 1995
| 12
| 100
|
30
| Культиватор КОН-2,8
| 1987
| 20
| 100
|
31
| Культиватор КОН-2,8
| 1997
| 10
| 100
|
32
| Культиватор КЩП-8
| 1987
| 20
| 100
|
33
| Культиватор-доминатор
| 1997
| 10
| 100
|
34
| Опрыскиватель Каси
| 1998
| 9
| 90
|
35
| Опрыскиватель Юнкари
| 1993
| 14
| 100
|
36
| Опрыскиватель Юнкари
| 1996
| 11
| 100
|
37
| Орос.уст-ка Гидрофоглия
| 1996
| 11
| 100
|
38
| Орос.уст-ка Гидрофоглия
| 1996
| 11
| 100
|
39
| Плуг ПКГ-3-35
| 1988
| 19
| 100
|
40
| Плуг ПКГ-3-40
| 1990
| 17
| 100
|
41
| Плуг ПКГ-5-40
| 1995
| 12
| 100
|
42
| Посад.машина РТ-2
| 1996
| 11
| 100
|
43
| Посад.машина РТ-2
| 1998
| 9
| 90
|
44
| Пресс-подбор. ПРФ-145
| 1997
| 10
| 100
|
45
| Пресс-подбор. ПРФ-145
| 1997
| 10
| 100
|
46
| Пресс-подбор. ПРФ-145
| 1995
| 12
| 100
|
47
| Пресс-подборщик К-454
| 1986
| 21
| 100
|
48
| Пресс-подборщик К-454
| 1986
| 21
| 100
|
49
| Прицеп 2ПТС-4
| 1987
| 20
| 100
|
50
| Прицеп 2ПТС-4
| 1989
| 18
| 100
|
51
| Прицеп 2ПТС-4
| 1990
| 17
| 100
|
52
| Прицеп 2ПТС-4
| 1988
| 19
| 100
|
53
| Прицеп 2ПТС-4
| 1987
| 20
| 100
|
54
| Прицеп 2ПТС-4
| 1991
| 16
| 100
|
55
| Прицеп 2ПТС-4
| 1986
| 21
| 100
|
56
| Прицеп 2ПТС-4
| 1995
| 12
| 100
|
57
| Прицеп 2ПТС-4
| 1993
| 14
| 100
|
58
| Разбрасыватель МВУ-8
| 1988
| 19
| 100
|
59
| Разбрасыватель МЖТ-10
| 1995
| 12
| 100
|
60
| Разбрасыватель ПРТ-10
| 1994
| 13
| 100
|
61
| Разбрасыватель ПРТ-10
| 1992
| 15
| 100
|
62
| Разбрасыватель ПРТ-10
| 1996
| 11
| 100
|
63
| Разбрасыватель РОУ-6
| 1985
| 22
| 100
|
64
| Разбрасыватель РОУ-6
| 1988
| 19
| 100
|
65
| Разбрасыватель РОУ-6
| 1990
| 17
| 100
|
66
| Сеялка SV-260
| 1989
| 18
| 100
|
67
| Сеялка ручн.
| 1990
| 17
| 100
|
68
| Сеялка СЗТ-3,6
| 1989
| 18
| 100
|
69
| Сеялка Туме-300
| 1997
| 10
| 100
|
Итого
|
| 14,3
| 98,7
|
Таблица 1.7. - Уборочная техника и др.
№ п/п
| Марка комбайна
| Год выпуска
| Срок службы
| % амортизации
|
1
| Марал-123
| 1994
| 13
| 100
|
2
| Е-281
| 1993
| 14
| 100
|
3
| Е-281
| 1991
| 17
| 100
|
4
| Е-281
| 1992
| 15
| 100
|
5
| Е-281
| 1994
| 13
| 100
|
6
| Е-303
| 1994
| 13
| 100
|
7
| Е-303
| 1991
| 16
| 100
|
8
| Е-303
| 1992
| 15
| 100
|
9
| Е-301
| 1993
| 15
| 100
|
Итого
|
| 15,3
| 100,0
|
Основной организационной формой машиноиспользования в ОАО «Агрокомплекс им. В. М. Зайцева» являются бригады. Они составляются из машинистов - трактористов и водителей.
Кадровый состав подразделяется на водителей в количестве 34 человек (данные по 2006 г.), в том числе первого класса - 12 человек, второго - 10 человек, третьего -двенадцать человек. Трактористы-машинисты - 25 человек, из них первого класса - 9 человек, второго - 11 человек, и третьего - 5 человек.
Бригады разделяются по виду выполняемых работ. Среди водителей фургонов сформирована группа которая постоянно задействована на обслуживании молочного комбината г.Петрозаводска. При заготовке силоса в хозяйстве формируется бригада, состоящая из нескольких механизаторов, которые работали на комбайнах Е - 281.
Если говорить в целом об условиях труда и быта работников, то можно сказать что они удовлетворительны. Есть столовая платная, в которой в принципе можно, легко перекусить, в ней в основном питаются городские работники.