Рекомендации по организации бюджетирования на ЗАО «Северодонецкое объединение Азот»
Также, в дипломной работе, на основе выявленных недостатков управления эффективностью деятельности предприятия, за счет неадекватного управления ресурсами и источниками их финансирования, приводящих к снижению результативности деятельности, предлагается: 1. Внедрить систему бюджетирования, которая обеспечит процесс управления прибылью необходимой информацией. 2. Привести в соответствие объемы товароматериальных запасов в соответствие с объемами производства и реализации продукции. 3. Оптимизировать остатки денежных средств на счетах предприятия. 1. Оптимизировать процесс финансирования финансово-эксплуатационных потребностей предприятия. Внедрение данных мероприятий позволит повысить эффективность управления прибыль предприятия посредством решения задачи минимизации издержек и, соответственно максимизации прибыли, за счет оптимизации имущественных пропорций. Финансовая структура предприятия будет представлять собой перечень объектов бюджетирования, которые, в зависимости от степени ответственности и полномочий, будут делегироваться структурным подразделениям и их менеджерам. Они будут подразделяться на: •центры финансовой ответственности (ЦФО) — несут ответственность за все расходы и финансовые результаты (доходы, прибыли и убытки); •центры финансового учета (ЦФУ) — несут ответственность за отдельные финансовые показатели (например, отдел сбыта — за доход); •места возникновения затрат (МВЗ) — несут ответственность за регулируемые расходы, экономию которых руководство подразделения может обеспечить самостоятельно (например, бухгалтерия). Для ЦФО будут составляться операционные, вспомогательные и основные бюджеты; для ЦФУ — операционные, вспомогательные и отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов — БДиР); для МВЗ — отдельные операционные бюджеты. Такой подход дисциплинирует руководителей среднего звена После того как набор объектов бюджетирования будет определён, необходимо определить прочие организационные параметры бюджетного процесса. Для этой цели необходимо разработать специальную нормативную базу — бюджетный регламент. По сути, это набор инструкций, отражающих финансовую структуру предприятия, распределение прав, обязанностей и ответственности исполнителей. Именно жесткая регламентация отличает бюджетирование от "обычного" финансового планирования. В бюджетном регламенте будет определяться шаг бюджетирования, т.е. периодичность разработки бюджетов. Традиционно год разбивается на 12 месяцев, и составляются все бюджетные таблицы для каждого месяца в отдельности. Кроме того, могут быть использованы "скользящие" бюджеты, например, если по итогам прошедшего месяца происходит "сдвиг" планового горизонта на один месяц. Формирование бюджетов будет начинаться с первичной заявки руководителей ЦФО на бюджетное финансирование. Поданные заявки должны будут обобщаться в планово-экономическом отделе, на их основании будут рассчитываться прогнозные финансовые результаты, которые затем поступят на утверждение председателю правления ЗАО. Основным документом бюджетирования является финансовый план работы предприятия, который до 30-го числа предыдущего месяца должен быть доведён до руководителей ЦФО. Для обеспечения нормального выполнения необходимых процедур, должен разрабатываться график документооборота. В нем должен быть четко описан порядок информационного обмена между подразделениями, в процессе которого будут создаваться различные бюджеты. Для контроля за исполнением бюджетного регламента необходимо создание специального бюджетного комитета, который возглавит директор по экономике и финансам. Комитет будет представлять собой постоянно действующую группу менеджеров (руководителей структурных подразделений компании), которые будут осуществлять тестирование бюджетов на реалистичность, заниматься разрешением финансовых конфликтов между отделами и при необходимости инициировать корректировку бюджета. Ежедневный контроль исполнения бюджетов необходимо проводить по данным финансовой службы. Посредством этого будут оперативно доведены сведения до руководителя предприятия о фактическом финансовом состоянии на текущую дату. Для обеспечения согласования деятельности всех подразделений предлагается выделение в бюджетах всех видов вырабатываемой и реализуемой продукции ЗАО «Северодонецкое объединение Азот». При составлении бюджетов следует также применять документы, по форме и структуре приближённые к документам финансовой отчётности, что позволит значительно облегчить составление бюджетов и упростить сравнение плановых и фактических данных.
3.3 Составление финансового плана предприятия
В дипломной работе разработана система бюджетов по одиннадцати основным продуктам предприятия, для которых ниже даётся прогноз объёмов их реализации в планируемом периоде. · Аммиак жидкий – планируемый объём реализации составит 277 тыс. т из них на экспорт 249 тыс.т. Ожидается снижение объёмов продаж в третьем квартале. · Карбамид – планируется реализовать 298 тыс. тонн в год. Спрос на карбамид не стабилен. · Аммиачная селитра – планируемый объём реализации составит около 374 тыс. тонн ожидается сезонное увеличение спроса в период посевной компании. На экспорт планируется отгрузить около 187 тыс. тонн амселитры при стабилизации мировых цен. · Формалин – планируемый объём реализации 40 тыс. тонн в год из них для экспорта около 2 тыс. тонн. Ожидается, что спрос на формалин будет устойчивым и постоянным. Это обусловлено стабильной работой деревообрабатывающей промышленности Украины. Также ожидается сезонный всплеск спроса в III квартале планируемого года в период переработки сахарной свеклы. · Смола КФ-МТ-15 – ожидаемый объём реализации 28 тыс. тонн, весь объём планируется реализовать на территории Украины. Ожидаемый спрос превышает объём производства смолы КФ-МТ-15 на ЗАО "Северодонецкое объединение Азот", однако увеличение объёмов производства смолы КФ-МТ-15 не планируется, что связано с недостаточным количеством производимого формалина необходимого для производства смолы, производство которого в свою очередь ограничено производственными мощностями метанола. · Дисперсия ПВА – планируется реализовать в планируемом году около 7 тыс. тонн из них на экспорт 4000 тонн. Прогнозируемый спрос стабилен с постоянным увеличением доли экспорта в Российскую Федерацию к концу года. · Калиевая селитра – планируемый объём реализации 2 тыс. тонн в год, · Натриевая селитра – планируемый объём реализации до 4000 тонн в год. Спрос на калиевую селитру не стабилен и подвержен сезонным колебаниям, что планируется компенсировать реализацией натриевой селитры. Ожидается, что спрос на натриевую селитру будет устойчивым. Реализация калиевой и натриевой селитры будет происходить в основном на территории Украины. · Соли углеаммонийные технические – планируемый объём реализации до 5 тыс. тонн в год, из них для экспорта до 2000 тонн. · Метанол – планируется реализовать до 96 тыс. тонн. · Уксусная кислота – объём реализации по плану – 91 тыс. тонн. Кроме вышеперечисленных продуктов также в плановом году планируется реализовать ацетилена на 930 тыс. грн., кислорода на 460 тыс. грн., азота жидкого на 43 тыс. грн., углекислоты на 800 тыс. грн., кирпича на 860 тыс. грн. Ожидаемая реализация товаров народного потребления в планируемом периоде составит около 6 млн. гривен. Бюджет реализации продукции в помесячной разбивке будет включать в себя две части, так как предприятие планирует реализовывать продукцию не только на внутренний рынок, но и на внешний. Первая часть будет отражать реализацию продукции на внутренний рынок, а вторая – на экспорт (приложение Б и В). При этом отдельно должны быть использованы цены реализации на внутренний рынок и цены, предназначенные для реализации на экспорт. Цены взяты согласно прайс-листам за 2004 год. Эти данные в дальнейшем будут учтены при определении суммы налогового обязательства, возникающего при реализации продукции. На основании бюджета продаж рассчитываются ожидаемые поступления денежных средств от реализации продукции (приложение Г). Предполагается, что из остатка дебиторской задолженности на конец отчетного года (92,6 млн. грн.) ожидается к получению 27,8 млн. грн. в январе и 16,7 млн. грн. в феврале. На основании опыта, имеющегося на предприятии, в планируемом периоде предусмотрено, что 50% продаж будут оплачиваться в том же месяце, 30% и 18% продаж оплачиваются в последующих месяцах соответственно, оставшиеся 2% представляют безнадёжные к взысканию долги. Планируемые расходы, связанные со сбытом продукции объединения находят своё отражение в приложении Д. Учитывается, что к затратам не текущего периода относятся расходы, оплаченные ранее или предстоящие к оплате в будущих периодах. Исходя из запланированных объёмов продаж, составляется бюджет производства (приложение Е). Для соответствия требованиям установленных нормативов запас готовой продукции на конец периода принят равным 7% от продаж следующего месяца. Соответственно запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. Исходя из количества тонн продукции, подлежащих изготовлению определяются прямые затраты на материалы (приложение Ж) и прямые затраты на оплату труда (приложение З). Данные прямых материалов, прямого труда на единицу продукции взяты из калькуляции себестоимости продукции, с учётом ожидаемой инфляции (1,5% в квартал). В бюджете прямых затрат на материалы, при определении суммы затрат на закупку материалов, учитывается имеющийся запас материалов на начало периода и необходимый на конец периода. Для соответствия нормативам, рассчитанным на предприятии, предполагается, что запас материалов на конец периода составит 17% от потребности в материалах на следующий месяц. На основании выше полученных данных и аналогично проведенному расчёту ожидаемых денежных средств от реализации продукции составляется график оплаты за приобретённые материалы (приложение И) и график погашения задолженности по заработной плате (приложение К). Суммы остатка кредиторской задолженности за материалы, по оплате труда на конец периода взяты из баланса предприятия на конец отчетного периода. Планируется погашение 34,5 млн. грн. (из 166,7 тыс. грн.) кредиторской задолженности за материалы в январе планируемого года. Исходя из установившихся правил на предприятии, предполагается, что 30% приобретённых материалов будет оплачено в том же месяце, а остальные 70% в последующем. Погашение задолженности по заработной плате осуществляется в полном объёме, но на месяц позже. При этом задолженность на конец периода исчисляется как сумма задолженности на начало периода и начислений, произведённых в данном периоде. Бюджет общепроизводственных накладных расходов представлен в приложении Л. Он отражает все затраты основных производств и цехов предприятия. Планируемые административные затраты включают в себя управленческий бюджет и бюджет общехозяйственных затрат (приложение М и приложение Н). Планирование бюджета административных и коммерческих расходов выполнено исходя из фактических данных этих видов расходов за отчетный год и с учётом планируемых изменений в прогнозируемом периоде. Заполнению прогнозного отчёта о прибылях и убытках (приложение О) предшествует расчёт себестоимости реализованной продукции. Формирование финансовых результатов предприятия на плановый период приведено в табл. 3.1. Таблица 3.1. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
Ухудшение показателя прибыльности объясняется тем, что для расчёта себестоимости продукции были приняты данные отчетного года с учётом ожидаемого уровня инфляции в прогнозируемом периоде, а объёмы производства продукции – с учётом роста объёмов производства в связи с планируемым повышением спроса на продукцию и с учётом цен, сложившихся на конец отчетного года. Наблюдается снижение рентабельности производства из-за высокого уровня себестоимости продукции. Данные поступлений денежных средств от основной деятельности, т.е. от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и все ожидаемые выплаты за прямой труд и материалы, общепроизводственные, коммерческие и управленческие расходы сводятся в прогноз отчёта о движении денежных средств по основной деятельности (приложение П). В итоге рассчитывается сальдо денежных средств. Анализируя полученные данные можно сказать, что в течение прогнозируемого периода предприятие не будет испытывать дефицит в денежных средствах, и ему не нужно будет искать дополнительные источники финансирования (например, краткосрочные кредиты банка). В связи с тем, что в летний период прогнозируется снижение объёмов реализации продукции, то и величина остатка денежных средств так же снизится, но это не принесёт особых трудностей предприятию. Необходимо отметить, что на протяжении всего прогнозируемого периода значение НДС будет отрицательным. Это связано с тем, что сумма налогового обязательства, возникающего при реализации продукции, будет меньше суммы налогового кредита, возникающего при закупке материалов, так как на протяжении прогнозируемого периода предприятие собирается реализовать большие объёмы продукции на экспорт (при экспорте продукции ставка НДС равна нулю).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |