Основы трансформации финансовой отчетности предприятий в формат МСФО
Трансформация - это проведение анализа финансовой отчетности, принятой российским предприятием, и внесение корректировок, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия, который в целом бы соответствовал МСФО. Отчет включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в собственном капитале, а также все раскрытия, которые требуются по МСФО для подготовки пояснительной записки. Для представления отчета любой российской компании в соответствии с МСФО нужно провести тщательный анализ политики и деятельности компании. Процесс трансформации (метод корректировки предшествующих отчетных периодов) - периодический подход, при котором информацию, сформированную по российской системе бухгалтерского учета, анализируют и вносят изменения для приведения в соответствии с МСФО. Варианты трансформации представлены в соответствии с таблицей 11.
Таблица 11 - Варианты трансформации бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с МСФО
Компания отражает информацию в соответствии с требованиями российской системы бухгалтерского учета, и только, по мере необходимости, вносятся различные корректировки финансовой отчетности таким образом, чтобы трансформированные данные соответствовали стандартами МСФО. Трансформация финансовой отчетности российских организаций в соответствии международными стандартами финансовой отчетности является первым, очень важным и обязательным шагом на пути перехода от РСБУ к МСФО. Это связано с тем, что даже при переходе к параллельному учету в соответствии с МСФО, необходимо хотя бы раз провести трансформацию отчетности для получения начального пробного баланса и форм финансовой отчетности, предусмотренных международными стандартами. Существует два основных способа подготовки отчетности по международным стандартам: - трансформация данных российского учета в соответствии с МСФО; - параллельное ведение бухгалтерского учета по российским и международным стандартам (конверсия) Процесс трансформации (метод корректировки предшествующих отчетных периодов) – периодический подход, при котором информацию, сформированную по российской системе бухгалтерского учета анализируют и вносят изменения для приведения в соответствии с МСФО. Трансформация представляет собой «перевод» российской финансовой отчетности в международную путем корректировки отдельных показателей (способы, получения которых по российским стандартам отличаются от МСФО). Обычно при применении этого способа предприятия несут меньшие материальные и временные затраты. Часто он также рассматривается в качестве временной меры при переходе на параллельный учет по международным стандартам. Компания отражает информацию в соответствии с требованиями российской системы бухгалтерского учета, и только, по мере необходимости, вносятся различные корректировки финансовой отчетности таким образом, чтобы трансформированные данные соответствовали стандартами МСФО. Процесс конверсии (метод параллельного, двойного ведения учета) - этот метод требует либо формирования бухгалтерских данных в двух системах финансовой отчетности, либо конфигурации программного обеспечения с тем, чтобы оно выдавало два типа отчетности в формате МСФО и в формате, предусмотренным российской системой бухгалтерского учета. Существующие варианты параллельного ведения учета представлены в соответствии с таблицей 12.
Таблица 12 – Варианты параллельного ведения учета
Параллельное ведение учета по международным стандартам заключается в отражении в учете по МСФО каждой хозяйственной операции. Для крупного предприятия это технически невозможно без внедрения дорогостоящей системы автоматизации. Сложные интегрированные системы учета предъявляют существенные требования к формализации и унификации бизнес-процессов на предприятии, что также приводит к перестройке самой системы бухгалтерского учета. Выбор способа составления отчетности по МСФО обычно обусловлен предполагаемыми затратами и целью внедрения международных стандартов в компании. Чем шире собирается руководство использовать информацию, подготовленную на основе МСФО (например, для целей управленческого учета и бюджетирования), тем чаще компании выбирают параллельное ведение учета. Такой способ, эффективнее, поскольку позволяет компании строить систему внутренней отчетности на тех же принципах, что и внешней. Сравнение двух вариантов перехода на МСФО - преимущество и недостатки представлены в соответствии с таблицей 13.
Таблица 13 – Сравнение вариантов перехода на МСФО
Практический план подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО на основе российской системы бухгалтерского учета должен осуществляться последовательно и включает следующие этапы: 1. Планирование. 2. Осуществление процесса трансформации. 3. Составление финансовой отчетности и примечаний. Перед тем, как приступить непосредственно к процессу трансформации необходимо: - получить информацию об основных видах деятельности и корпоративной структуре компании (перечень представлен в приложении Б) - получить документальную информацию о существующей системе бухгалтерского учета, а также методы и процедуры учетной практики, регулирующие учет хозяйственных операций; - оценить объем работы и разработать график осуществления процесса трансформации и согласовать его с руководством компании; - получить отчетность организации, составленную в соответствии с действующей российской системой бухгалтерского учета. При проведении процесса трансформации большую часть необходимой для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО информации можно получить, анализируя счета бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом все счета бухгалтерского учета можно условно разделить на постоянные счета (их данные отражаются в бухгалтерском балансе) и временные счета (их данные отражаются в отчете о прибылях и убытках). Общая стратегия осуществления процесса трансформации включает: - проведение анализа применяемой учетной политики и состояния бухгалтерского учета в организации; - анализ счетов оборотно-сальдового баланса; - составление пробного (преобразованного) баланса на отчетную дату; - подготовку рабочих таблиц для составления отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО; - подготовку информации и рабочих таблиц для составления отчета о движении денежных средств; - подготовку форм финансовой отчетности и раскрытия к ним. В методике трансформации можно выделить стадии основные этапы, отражающие суть перекладки отчетности российских организаций в соответствии с МСФО. Этапы трансформации предварены моделью группировки международных стандартов финансовой отчетности в зависимости от отражения в них основных показателей: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, сводной отчетности и влияния на отчетность. Первый этап - это анализ счетов для составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др., а также состояния бухгалтерского учета организации и учетной политики. Анализ счетов для составления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках даны в приложениях В и Г. На втором этапе формируются оборотно-сальдовые ведомости в российской системе счетов бухгалтерского учета, подготавливаются рабочие документы (рабочие таблицы), в которых наиболее емко представляются различия в отражении хозяйственных операций по их экономическому содержанию в российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО. И не просто представляются, а на основании рабочих документов выявляются эти различия с целью доведения количественных и качественных характеристик каждого счета до требований МСФО. Третий, наиболее значимый, этап заключается в составлении корректирующих записей, позволяющих довести значение каждого счета по своему экономическому содержанию до уровня требований международных стандартов финансовой отчетности. По результатам осуществления корректирующих записей формируются новые пробные балансы и отчеты, как правило, по российскому плану счетов, но по экономическому содержанию и хозяйственному назначению в новой системе отчетности. Этап осуществления корректирующих записей является наиболее сложным и трудоемким с точки зрения формирования верных профессиональных суждений на предмет ведения и корректировки счетов, а также с точки зрения сопоставления основных различий в оценке и учете между российской системой бухгалтерского учета и отчетности и МСФО. Другими словами, на основе данных отчетности, подготовленной по отечественным стандартам и в результате изменения признания и оценки соответствующих показателей, а в случае необходимости - подготовки новой классификации и переклассификации счетов, осуществляется доведение их значений по своим количественным и качественным характеристикам и параметрам до уровня требований МСФО. Как уже отмечалось, на первом этапе трансформации отчетности российских организаций в отчетность, составляемую на основе МСФО, наряду с анализом счетов бухгалтерского учета проводится анализ учетной политики организации. Эти же требования содержатся и в IFRS 1 «Применение МСФО впервые»1, в том числе в части предъявления дополнительных требований к раскрытию информации, в соответствии с которыми необходимо объяснить, каким образом переход от национальных правил учета к МСФО повлиял на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности. С этой целью надо проанализировать основные положения учетной политики организации и аналогичные положения учетной политики, разработанной в соответствии с требованиями МСФО[32]. Сравнительный анализ положений учетной политики и требований МСФО представлен в приложении Д. Четвертый этап трансформации - это решение в значительной степени технической задачи, а именно реклассификации отечественных счетов в счета МСФО. Реклассификационные записи, действительно, представляют собой решение технической задачи в отличие от предыдущего этапа, где корректирующие записи по своему содержанию отвечали основополагающим допущениям, принципам, признакам и ограничениям МСФО. На последующих этапах составляются пробные балансы, а затем окончательные - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале и пояснения к ним в соответствии с МСФО на основе разработанных нами схем составления этих отчетов. Для приведения показателей российской отчетности в соответствие с МСФО сгруппируем основные подготовительные этапы, в соответствии с таблицей 14
Таблица 14 – Основные этапы трансформации отчетности в соответствии с МСФО
Несмотря на то, что описанные выше этапы составления отчетности по МСФО кажутся очевидными, каждый из них связан с определенными трудностями. Успешное их преодоление в немалой степени зависит от того, насколько хорошо руководители компании понимают, что переход на МСФО затрагивает не только бухгалтерию предприятия, но и многие бизнес-процессы, в первую очередь связанные с процессом управления предприятием в целом. Поэтому мало просто пожелать вписаться в международную систему отчетности, необходимо рассматривать переход на МСФО как сложный проект, требующий контроля и координации со стороны высшего руководства в течение всего срока его осуществления [9]. Наиболее значимым с методологической точки зрения, но и достаточно проблематичным представляется этап, связанный с осуществлением корректировок, в результате которого система показателей финансово-хозяйственной деятельности отечественных организаций по своей сути доводится до уровня требований МСФО. С этой целью были разработаны основы специальной сравнительной методики анализа соответствия основных положений учетной политики российской организации основным положениям учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Например, в методике фиксируется, что в РСБУ по учету основных средств по объектам жилищного фонда амортизация не начисляется (так называемого, Еmр1оуее Ноusing). В частности, в отечественной системе, как жилищный фонд, так и его амортизация учитываются на забалансовых счетах, а согласно правилам МСФО - по мере того, как экономические выгоды, связанные с применением основных средств, используются организацией, балансовая стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации, т.е. в соответствии с определениями МСФО жилищный фонд, если он используется непосредственно сотрудниками организации, должен рассматриваться и учитываться как актив, приносящий в будущем экономические выгоды. Именно в результате применения сравнительного анализа соответствия основных положений учетной политики организаций положениям МСФО не просто выявляются различия, но и формируются рабочие документы, позволяющие практически вплотную подойти к осуществлению корректирующих записей в строгом соответствии с МСФО. В положении учетной политики, касающемся учета нематериальных активов, фиксируется порядок отражения так называемых организационных расходов, которые согласно требованиям МСФО должны быть выведены из состава нематериальных активов. При оценке незавершенного производства и готовой продукции в отчетности российских организаций, как правило, учитываются все затраты, включая общие и административные расходы. Обычно в практике бухгалтерского учета остатки по счету 26 «Общехозяйственные расходы» списываются на 20 «Основное производство» и другие счета, однако в МСФО общие и административные расходы признаются в качестве расходов периода в момент их возникновения, и их необходимо вывести из состава незавершенного производства и готовой продукции. Начисление процентов по полученным кредитам, как правило, производится в момент оплаты, в то время как согласно принципу соответствия расходы по процентам признаются в том периоде, в котором они произведены, независимо от момента оплаты. В отчетности российских организаций довольно часто дебиторская задолженность может оцениваться без создания резерва по сомнительным долгам, а при переходе из категории сомнительной дебиторской задолженности в разряд безнадежной дебиторская задолженность без образования резерва долгое время может не списываться. В соответствии с МСФО необходимо создать резерв под сомнительную дебиторскую задолженность, а безнадежную дебиторскую задолженность – списать на расходы соответствующего периода. Выявление названных и других несоответствий основных положений учетной политики отечественных организаций положениям МСФО - это своего рода сердцевина методики сравнительного анализа, позволяющей с экономической точки зрения грамотно сформировать весь пакет рабочих документов по трансформации отчетности и осуществлению корректирующих записей. При этом данная методика в принципиальном отношении вполне адаптируется к различного типа организациям и предприятиям многих отраслей национальной экономики. Для проведения трансформации разработаны специальные формы (таблицы) рабочих документов, определяющие основные направления коррекции счетов (приведены методика составления корректирующих записей на конкретном примере отечественной организации, и ре классификация счетов с примером разработки плана счетов согласно МСФО), а также определена сквозная задача трансформации отчетности - вплоть до составления всего свода финансовой отчетности по
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |