Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
В системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы, психологической помощи, КРО детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

По данным МО РФ (2000), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.[3]

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и б. По данным медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (например, в 2000 г. здоровыми были признаны лишь 15% детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей их социально-психологической адаптации к школьным нагрузкам, к социальной жизни в обществе[35]. Напряженный режим жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка[4].

В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», проходившей в г. Москве 15-16 февраля 2000 года, рекомендовано органам управления образованием рассматривать КРО детей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.[46]

Успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения вообще становится немыслимой без организации КРО, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы.

Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определенный объем ЗУМ в определенные сроки) на последовательно сменяющихся этапах образования: от дошкольного – к младшему школьному и от него – к младшему подростковому, а затем и к подростковому. Данные изменения в сфере образования связанны с новыми приоритетами социального развития общества, которые имели негативные последствия. В результате объективно положительного фактора - развития гимназий, лицеев - происходит отток наиболее способных школьников в эти учебные заведения. В то же время, наблюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в массовую школу, вследствие чего, она превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) и в психокоррекционную, оздоровительную (совершенно новые функции)[42].

Основные направления в организации образования детей с трудностями в обучении отражены в «Концепции КРО» в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО.[90]

Прежде всего, следует отметить что КРО является социально-педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков психологического развития, а также развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении.

Говоря о составе классов КРО, Концепция подчеркивает, что к категории детей с трудностями в обучении и социальной адаптации к школе относятся все варианты ЗПР детей, а, кроме того, сюда входят дети с парциальными нарушениями в развитии и с педагогической запущенностью. Те из руководителей, кто старается нивелировать индивидуальные различия между детьми классов КРО и традиционных классов, «загоняют в тупик» развертываемую систему помощи таким детям[100]. Не получая своевременной дифференцированной помощи от психологов, логопедов, дефектологов, врачей, учащиеся оказываются в гомогенной среде и при снижении требований к ним учителей-предметников не достигают серьезных результатов ни по успешности обучения, ни по уровню сохранности знаний и обученности. В этих случаях ребенок не использует всех своих резервов и часто остается в классе КРО до 9-го класса, хотя и имеет достаточные потенциальные возможности для обучения по традиционной системе.

Основной целью общеобразовательного учреждения с классами КРО является «…осуществление индивидуально - ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ успешность обучения»[24]. Повышение степени обучаемости и качества знаний учащихся классов КРО доказывают, что при правильном комплектовании, соответствующем рекомендациям по отбору детей в классы КРО, при необходимом внимании к повышению квалификации учителей, работающих с указанной категорией детей, значительная часть учащихся может быть подготовлена к успешному обучению в 5-9 классах.

Диагноз ЗПР появляется чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении[]. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут также улучшить условия обучения детей с ЗПР в системе КРО. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами[13]. Из этого следует, что одним из основных направлений КРО является профилактика ЗПР. Зная возрастные показатели нормы, родители могут следить за психомоторным развитием ребенка (конечно, не исключая посещение специалистов). В Интернете (в настоящее время Интернет дает возможность воспользоваться услугами online-консультанта, который сможет дать квалифицированные рекомендации) и различных печатных изданиях можно найти множество описаний и таблиц, где подробно показано, что должны уметь дети в том или ином возрасте. Не отклоняется в данном случае и тесное сотрудничество родителей с образовательными учреждениями, совет которых может предоставить консультацию с квалифицированными специалистами в сфере ЗПР. 

Успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекциионно - развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных методических формах деятельности. Одной из таких форм Концепции КРО является мотивация учебной деятельности детей с ЗПР. Мотивация к учебной деятельности – сложное образование. Она включает в себя системы мотивов: широкие социальные мотивы учения, нравственные мотивы, престижные мотивы, тесно связанные с самооценкой и уровнем притязаний, максимально влияющие на мотивацию избегания неудач и мотивацию благополучия. Каждый мотив предполагает наличие определенной потребности и соответствующего предмета ее удовлетворения. Мотивационная сфера строго иерархизированна. Отношение ребенка к учебной деятельности обусловлено иерархией мотивов, доминирующими мотивами, имеющими определенную эмоциональную окраску, часто неоднозначную.[24]

При отсутствии мотивирующей направленности в классах КРО выравнивания для учащихся с ЗПР в общеобразовательной школе неизбежна их низкая успеваемость, отрицательное отношение к учебной деятельности, сниженная самооценка.

 Исследования Л. И. Божович доказывают, что наличие одной социальной мотивации без непосредственного интереса к учебной деятельности недостаточно для овладения программным материалом[46]. Отсутствие непосредственной мотивации, идущей от учебной деятельности, ведет к приобретению знаний, которые мало влияют на психическое развитие и на формирование учебной деятельности. Данные, полученные по результатам исследований в классах КРО, свидетельствуют о том, что при отсутствии мотивации знания формальны. Отсутствие мотивации снижает качество знаний, обедняет кругозор ребенка и снижает успеваемость.

Для адаптации учащихся с ЗПР в обществе, для успешного включения в трудовую деятельность в школьном коллективе важны не только общеобразовательные знания, умения и навыки рабочих  операций. Большое значение имеют также личностные особенности ученика и, в частности, наличие у него коллективных мотивов деятельности, необходимых для участия в совместной работе с другими людьми. Ведь «…именно коллективная деятельность, - по утверждению Л. С. Выготского, - создает возможность для формирования у ребенка положительных, социально значимых черт личности»[42]. Структура мотивационной деятельности детей с ЗПР имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными[21]. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…», говорит А. С. Макаренко[24]. Интеллектуальная задача, непривлекательная сама по себе, под действием игрового мотива становится интересной для школьников с ЗПР. При этом каждый этап игры имеет самостоятельное значение для данной категории учащихся, для них важен конечный результат – выигрыш.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – значительный компонент в структуре дефекта, который    тормозит обучение и развитие учащихся[4]. Нормализация деятельности должна осуществляться в ходе уроков и во внеурочное время. В учебной деятельности классов КРО у школьников формируется умение управлять психическими процессами и организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Понимание учеником учебных задач делает учебную деятельность осознанной, мотивированной.

Исследования ученых показывают, что большинство детей с ЗПР обладает значительными возможностями к развитию мотивационной сферы и, как следствие, повышению интереса к учебной деятельности. Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ЗПР является формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, а также устойчивость мотивации[4].

В зависимости от структуры дефекта необходимо использовать разную помощь. Иногда необходимо лишь изменить условия работы ученика. Часто отмечались случаи, когда ребенок самостоятельно не может справиться с заданием, но если вызвать его к доске и записать содержание задания, рассуждая при этом вслух, то это же задание он выполняет успешно. Такие действия являются стимулирующими для детей с ЗПР и повышают их активность.

В последние годы особое внимание отечественных и зарубежных специалистов в области КРО детей с ЗПР обращено на сформированность связной речи. Как показал анализ научной литературы, в основе овладения пересказом лежит сформированность когнитивных предпосылок и всех сторон речевой системы (лексической, грамматической, синтаксической). На современном этапе выделяют высшие психические функции, которые составляют психологическую базу речи. К ним относят внимание, восприятие, память и мышление. Это предполагает адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно формулировать свои суждения. Пересказ как результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление и передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания.

Также специалистами было выявлено, что дети с ЗПР не только хуже воспроизводят словесный материал, но и тратят на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключается не столько в неодинаковой продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться более полного припоминания и редко применяют для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходит, зачастую наблюдается подмена цели действия.

В исследованиях Н. Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у детей с ЗПР [21]. Н. Г. Поддубная отмечает, что «…наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой»[34]. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении, а также при закреплении других навыков. Сформированность связной речи - это еще одно направление системы КРО.

В психолого-педагогических исследованиях системы КРО убедительно показана ведущая роль общения детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками в формировании основных психических функций, обеспечении эмоциональной устойчивости, интеллектуального и речевого развития детей на разных возрастных этапах[43].

Зарождение и становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка. Исследования М. И. Лисиной, показали, что в этот период общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности[12].

«Развитие общения детей с окружающими людьми рассматривается как смена своеобразных его форм. Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт, характеризующаяся по нескольким параметрам»[34], - утверждает исследователь М. И. Лисина.

 Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере –  для детей с ЗПР[45].

В исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности детей с ЗПР от возрастной нормы[32]. Ученые отмечают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой коммуникативного развития детей с ЗПР  является, по мнению ученых, незрелость мотивационно-потребностной сферы.

В то же время, целенаправленная коррекционная работа с детьми с ЗПР в дошкольном возрасте оптимизирует взаимоотношения ребенка со взрослым, позволяет успешно решать проблемы включения ребенка в окружающую среду[13].

Как показывает анализ программ, реализующихся в дошкольных учреждениях для детей 6–7 лет с ЗПР, задачами коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей данной категории в период подготовки их к школе являются формирование диалогической и монологической форм речи, а также развитие социально-коммуникативных навыков.

Развитие социально-коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социально-коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом, воспитателем. Однако в режиме дня не выделено время для формирования коммуникативных умений и навыков (специальные занятия, тренинги, театрально-игровая деятельность).

Таким образом, анализ программ воспитания и обучения дошкольников с ЗПР показывает, что в них не предусмотрена организация специальной коррекционно-педагогической работы по развитию социально-коммуникативных навыков в дошкольном учреждении компенсирующего и комбинированного видов.

В то же время результаты опубликованных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у данной категории детей развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников. Следовательно, необходимо создание в дошкольном учреждении специальных психолого-педагогических условий для развития социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР.

Следует выделить еще один из аспектов КРО детей с ЗПР, где огромное значение в развитии личности ребенка играет искусство. В связи с этим представляют интерес работы, где отмечается, что приобщение ребенка к миру прекрасного, миру музыки, погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает и раскрывает его творческий потенциал[13].

Эстетическое чувство формируется у ребенка не только путем созерцания и восприятия прекрасного. Оно развивается в условиях театрализованной, художественно-речевой, музыкальной деятельности. В процессе этих видов деятельности создаются благоприятные условия для коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка с проблемами развития.

Доказано, что у детей с ЗПР в процессе коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в музыкальной деятельности.

Однако, специализированная музыкальная деятельность детей с ЗПР, по мнению многих исследователей (Е. Б. Аксенова, Л. И. Плаксина, О. С. Никольская, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения со взрослыми препятствуют появлению необходимых предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию. Именно поэтому возникает необходимость в новой методике специальной коррекционной работе, способствующей формированию различной деятельности, расширяющей возможности проблемного ребенка в приобретении навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Анализ исследований по изучаемой проблеме показал, что они касаются в большей мере психологических компонентов общения, а не педагогических аспектов проблемы. Методические разработки в области формирования коммуникативных умений и навыков у детей с ЗПР в специальной литературе представлены недостаточно. В ходе исследований КРО детей с ЗПР мы разработали экспериментальную педагогическую модель развития детей с ЗПР, основанную непосредственно на музыкальном развитии, у исследуемого контингента учащихся. Полученные результаты формирующего эксперимента убедительно доказали эффективность предпринятых мероприятий, что в конечном счете позволило достигнуть результатов исследования. Данное исследование описано ниже.

Подытоживая выше сказанное, можно закончить следующим, «КРО – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе, к социальному окружению»[45]. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов КРО. Последние позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье, позволяют использование новейших методов и программ для более непосредственного и безболезненного развития детей с ЗПР. Именно в специализированных классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

 



2019-12-29 224 Обсуждений (0)
В системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)