Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии



2019-12-29 488 Обсуждений (0)
Развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




«Музыка обладает магической силой

и может усмирить дикаря,

смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.»[]

 У. Конгрив, британский драматург, XVIII в.

 

Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чтобы научить детей стать чувствительнее к ритмам своего организма.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка - это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе[13].

Терапия – в переводе с греческого значит «лечение»[3]. Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Одно самых первых упорядоченных применений музыки для лечения принадлежит доктору Келлогу, американскому исследователю, энтузиасту, директору первого курорта на минеральных источниках. В его «Детском Доме Отдыха» в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки.

За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В 1998 году НАМТ и ААМТ слились в единую организацию – АМТА[1]. Знания и ценности терапевтического воздействия музыки распространяются среди широких кругов американцев. В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах, восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских домах, тюрьмах, школах и т.д.[13]. Более половины из них работают с психическими больными, умственно отсталыми, и престарелыми. 70 колледжей и университетов в США готовят специалистов в области музыкальной терапии[46].

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма[65]. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в развивающих, лечебных и оздоровительных целях. Например, «…в 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа «Здравствуй» (программа формирования здоровья и развития детей с ЗПР)»[75], в которой музыке отводится центральное место, так как именно в ней заложен колоссальный потенциал для развивающего и оздоравливающего эффекта. 

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. «Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа»[13], подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая[53]. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка с ЗПР[13].

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка с ЗПР чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет выйти за пределы своих личных проблем. 

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма ребенка с ЗПР. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки[96]. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения[53].

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание. Например, «…радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх –60 вдохов, гнев – 40 вдохов»[13]. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка с ЗПР.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребенка, и он чаще болеет. Специально подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребенка с ЗПР и повышает уровень имунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости[63].

Музыку можно использовать и в реабилитации детей с ЗПР вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.

Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней[13]. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а развивающие занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект в развитии ребенка с ЗПР.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно, у детей с ЗПР также в процессе музыкального занятия выявляются свои любимые мелодии. Следует иметь в виду, что в рамках каждого музыкального жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

- В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

- Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

- Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать чувства.

- Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, напоминающие сновидения.

- Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

- Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

- Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

- Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

- Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить, повысить активность.

- Религиозная и обрядовая музыка может успокоить и привести в состояние умиротворенности.

Задачи, которые стоят перед каждым музыкальным терапевтом, или специалистов в области музыкотерапии – безболезненное введение детей с ЗПР в мир музыки, приобщение их к искусству, расширение духовной сферы, воспитание чувств требуют в нынешнее время не только серьезных знаний о предмете, но и ориентации в области психологии. В современной образовательной ситуации проблема музыкального воспитания детей с ЗПР приобретает все большее значение[86].

Ребенок с ЗПР, как и любой ребенок, осваивает действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженных в музыкальных произведениях[1].

Гуманистические ценности, усвоенные через музыку детьми, активизируют чувства, эмоции, их переживания, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущения собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Посредством музыки формируются и нравственно-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка с ЗПР к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с ЗПР особенно с проблемами в развитии, и выступают тем ключевым моментом, который определяет значение музыки в его гуманистическом воспитании[45].

Одна из основных особенностью музыкального развития детей с ЗПР является свобода детского творчества, признание самобытности. Успешное, эффективное обучение способствует организации нормального педагогического процесса без травмирующего организм и психику детей с ЗПР физического и психического развития. Таким образом, происходит переориентация ценностных устремлений детей с ЗПР от влечений патологической направленности к социально значимым нормам[21].

Для успешной коррекционно-педагогической и социальной работы имеет значение причины и характер отклонений. Как отмечают Н. Л. Белопольская, К. С.Лебединская, В. В.Лебединский, «с медицинской точки зрения ЗПР у детей выражается в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы либо другими хроническими соматическими заболеваниями»[35].

Ребенок с ЗПР имеет потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности[63].

По мнению Г. Шанских, особое внимание в этой связи заслуживает проблема адаптации детей с ЗПР. Нарушение соответствия ребенка требованиям социальной среды, отсутствие эмоциональной адекватности в контактах с окружающим миром можно рассматривать как эмоциональную дезадаптацию[34].

Существуют некоторые особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии. Необходимо учесть важных требования к работе с детьми с ЗПР в группах КРО:

- индивидуализации обучения и воспитания учащихся с учетом реального уровня их развития;

- дифференциации педагогической деятельности, так как профессиональный психолого-медико-педагогический подход классифицирует четыре вида задержки психического развития: соматического, психогенного, конституционального, церебрально-органического происхождения;

- синхронизация индивидуальных и групповых занятий в связи с тем, что дети с ЗПР церебрально-органиченского происхождения могут отставать от остальной группы;

- комплексного характера педагогической деятельности, при которой музыкотерапевт активно опирается на помощь психолога, медика, воспитателя, а также при необходимости – дефектолога;

- постоянного взаимодействия специалиста с родителями. Дети с ЗПР особо нуждаются в родительской поддержке и благоприятной семейной обстановке.

Детям с ЗПР необходимо пролонгированное наблюдение в возрастной динамике. Мониторинг должен отличаться адресностью, конкретностью. Для проведения диагностирования индивидуальных музыкальных способностей ребенка с ЗПР нами предлагаются следующие методики.                                                               

Таблица 1. Диагностические методики музыкальных способностей ребенка с ЗПР.

Музыкальные способности. Диагностические методики.
1.Ладовое чувство. 2.Ритмический слух. 3.Музыкально-слуховые представления 4.Мелодический слух.                            5. Динамический слух. 6. Тембровый слух. а) Внимание ребенка; б) эмоциональная отзывчивость на музыку; в) эмоционально-поведенческие проявления: мимическая реакция ребенка (выражает эмоции в соответствии с характером произведения); пантомимические реакции (соответствие эмоциональной окраски движения и характера музыки); г) узнавание знакомой мелодии; д) высказывание о характере музыки; е) интерес ребенка к занятию. а) Выделение сильной доли в попевках; б) воспроизведение ритмического рисунка; в) соответствие ритма движения ритму музыки. а) Пение знакомой и малознакомой мелодии с сопровождением; б) пение знакомой мелодии без сопровождения. а) Определить на слух восходящее, нисходящее движение мелодии; б) волнообразное, скачкообразное движение мелодии. а) Исполнение попевки тихо, громко, крещендо, диминуэндо; различить на слух тихую и громкую музыку, крещендо и диминуэндо. а) Восприятие на слух звучание тембров различных инструментов.

 

Систематическая диагностика и мониторинг исследований в области музыкотерапии позволят проследить динамику развития у детей с ЗПР музыкальных способностей, что, в свою очередь, приводит к естественности, свободе и культуре поведения и общения, желанию творить. Все это жизненно необходимо ребенку с ЗПР для самовыражения и понимания социального окружения.

Таким образом, на наш взгляд, музыкотерапия позволяет компенсировать недостатки в развитии детей с ЗПР, влияет на их эмоционально-личностную сферу, которая во многом определяют психофизиологическое состояние ребенка, систему ценностей, формирует их мировоззрение. 

 

 



2019-12-29 488 Обсуждений (0)
Развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)