Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс «Коррекционно-педагогическое развитие детей с ЗПР средствами музыкотерапии в системе среднего профессионального образования» относится к дисциплинам по выбору блока дисциплин специализации. Необходимость разработки данного курса обусловлена как запросом практики, так и ее социальной актуальностью. С появлением психологов в общеобразовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, специализированных и социальной защиты наметилась тенденция к изменению парадигмы традиционного, авторитарного обучения к гуманистической, личностно-ориентированной. В то же время с уровнем профессиональной подготовки и повышения квалификации специалиста, овладением им профессиональной деятельностью и профессиональным мастерством связано становление и развитие профессионального самосознания. Этому посвящен значительный раздел программы. Ухудшающаяся экологическая обстановка, увеличивающаяся психологическая напряженность в обществе приводят к нарушениям в соматическом здоровье и отклонениям в развитии детей. Эти дети нуждаются в специальном подходе в обучении и воспитании, которые не могут осуществиться педагогами без специальных знаний, что требует увеличения количества подготовленных специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Улучшение качества их подготовки может быть осуществлено в многоступенчатой, но объединенной общими рамками и задачами системе подготовки специалистов. Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает музыкотерапия - метод лечения, основанный на использовании музыкального творчества[34]. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно не достаточно. Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в академических кругах пока оставляет желать лучшего. Стремление к наиболее полному и всестороннему анализу музыкотерапии как метода с характерными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия музыки и положительной динамикой привело к созданию данной программы. На современном этапе развития музыкотерапии для нее характерно признание многообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных моделях культурного и профессионального дискурса. Считается возможным достижение положительных эффектов музыкотерапии прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса музыкального творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Отмечается, что «музыкальное творчество является средством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому ребенок с ЗПР может выбирать, варьировать и воспроизводить заново по своему желанию разные виды опыта. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счете, разрешаются»[73]. Известно, что каждый ребенок обладает богатым спектром ощущений; его возможности жить и чувствовать - колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношение другим людям. Однако у многих людей издержки воспитания, сложности взросления и переживаемые стрессы постепенно приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще негативных, разрушительных или неуместных), к утрате глубины переживаний, к оскудению диапазона эмоций (или к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности). Эмоционально значимые переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем. Тело, запечатлевая маски и роли, избранные как способ защиты от тяжелых переживаний, обретает «мышечный панцирь», узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. Данные виды техники телесной музыкотерапии являются мощными психотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме ребенка, страдающего ЗПР, в его чувствах и психике в целом. Музыкотерапия показана самым разным людям. Цели и задачи данного исследования (собственно телесно-ориентированной музыкотерапии, танцевально-двигательной музыкотерапии, ритмо-двигательной музыкотерапии, образной музыкотерапии) соответствуют общим задачам, объединяющим различные по направлению и содержанию психотерапевтические методы. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен уметь: - знать основные понятия, положения и законы, характеризующие содержание предмета; - иметь четкое представление об исторических этапах становления и развития музыкотерапии, а также о роли ее каждого составного элемента; - применять теоретические знания и навыки индивидуального подбора музыкальных произведений на практике в области музыкотерапии; - ориентироваться в многообразных проявлениях музыкотерапии, анализировать и сознательно выбирать те или иные приемы для своей профессиональной деятельности. - проводить исследование психологических проблем детей с ЗПР и оказывать им помощь в их решении с помощью средств музыкотерапии; - улучшать субъективное самочувствие детей с ЗПР и укреплять их психическое здоровье используя возможности музыкотерапии; - развивать самосознание детей с ЗПР для коррекции и предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений с помощью средств музыкотерапии; - содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального ощущения внутреннего комфорта, уровня жизнедеятельности используя возможности музыкотерапии.
Содержание курса
1. Темы и краткое содержание курса. Тематический план составлен для студентов дневного отделения. Курс состоит из шести разделов. 1) Психология как научная основа музыкотерапии. 2) Общие и специфические особенности развития детей с ЗПР. 3) Развитие высших психических функций у детей с ЗПР средствами музыкотерапии. 4) Коррекция психофизического развития на занятиях танцевально-двигательной музыкотерапии и ритмо-двигательной музыкотерапии. 5) Развитие речи с помощью вокалотерапии. 6) Развитие творческого потенциала ребенка с помощью образной музыкотерапии.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |