Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизм функционирования рынка труда



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Механизм функционирования рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок




В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений.

Во-первых, это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. На практике общее или структурное равновесие на рабочую силу и ее предложение трудно достижимо.

Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе - источника средств существования. Предложение труда определяется прежде всего демографическими факторами (уровнем рождаемости и вообще темпами прироста населения, долей трудоспособного населения и показателями его прироста, его половозрастной структурой). Также предложение труда определяется степенью экономической активности различных демографических групп трудоспособного населения; уровнем заработной платы (при низких ставках возникает «добровольная безработица»); культурным уровнем населения, а также догматами религии (например, в мусульманских странах невысоко предложение женской рабочей силы); силой организованного рабочего движения (так, завоевания в области социальных гарантий стимулирует желание людей заниматься трудом); числом потенциально незанятых людей; государственной поддержкой занятости.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Спрос на труд является главным показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест. Спрос на труд определяется размерами заработной платы; характером профессии (высок спрос на носителей так называемых современных профессий); уровнем квалификации, опытом работы по специальности; характеристиками рабочего места, в особенности условиями труда, его интенсивностью; конкурентоспособностью новой техники, ее способностью заменить живой труд; сложившейся экономической конъюнктурой и общими перспективами хозяйственного роста предприятия, отрасли, включая структурные сдвиги; государственной поддержкой предпринимательства.

Во-вторых, место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций.

В-третьих, с позиций предприятий - поле взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Система отношений на рынке труда складывается из трех компонентов:

-отношения между наемными работниками и работодателями;

-отношения между субъектами рынка труда и представителями
(профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

-отношения между субъектами рынка труда и государства.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.

Рынок труда выполняет ряд функций:

-организация встречи работодателей и наемных работников;

-обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками;

-установление равновесных ставок заработной платы;

-решение вопросов занятости населения;

- осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечение работой незанятого населения.


Структура рынка труда

Исходя из данного выше определения рынка труда, установим составные части или элементы рынка труда. Ими будут:

- субъекты рынка труда - работодатели и наемные работники;

- правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

- конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

- инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы, службы занятости населения (центры трудоустройства, биржи труда, кадровые агентства и другое);

- система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

- альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:

- организация встречи продавцов и покупателей труда;

- обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

- установление равновесных ставок заработной платы;

- помощь в решении вопросов занятости населения;

- осуществление социальной поддержки безработных.

Как уже отмечалось, на рынке труда продают труд. Работник оказывается производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На рынке труда существует несколько групп трудоспособных людей:

- те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица, впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе);

- те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы;

- занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому ищущие другое место работы.

Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда.

Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила, которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь в сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя [46].



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Механизм функционирования рынка труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизм функционирования рынка труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)