Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система содействия трудоустройству выпускников в АлтГТУ



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Система содействия трудоустройству выпускников в АлтГТУ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Алтайском государственном техническом университете имени И.И. Ползунова создана система содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников, осуществляющая комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие занятости и трудоустройству студентов и выпускников университета.

Эта система позволяет повысить уровень социально-полезной отдачи выпускников АлтГТУ, создает условия для реструктуризации кадрового состава предприятий и организаций, профессионального и социального развития молодых специалистов, снижает уровень социальной напряженности на рынке труда. Она позволяет интегрировать интересы работодателей, университета и выпускников в вопросах трудоустройства. Основным элементом этой системы является отдел маркетинговых исследований (ОМИ) [4].

ОМИ создан в качестве структурного подразделения АлтГТУ. В состав ОМИ входит бюро содействия занятости и трудоустройству выпускников АлтГТУ. Структурные подразделения университета, входящие в область применения СМК совместно с потребителями-работодателями ведут научно-исследовательскую и учебно-методическую работу в области исследования проблем трудоустройства и адаптации к рынку труда молодых специалистов.

Одной из основных целей деятельности подразделений университета является содействие занятости, профессиональной ориентации и социальной адаптации выпускников университета [26].

Очевидна взаимосвязь и зависимость конкурентоспособности выпускников и конкурентоспособности учебного заведения.

На рынке образовательных услуг имеет место конкуренция учебных заведений. На рынке труда – конкуренция выпускников. Чем выше конкурентоспособность учебного заведения, тем выше она у выпускников, так как среди компонентов, составляющих ее, – не только репутация учебного заведения в преподавательских и студенческих кругах, но и успехи выпускников в получении должности по окончании вуза, степень признания работодателем диплома и даже средняя заработная плата выпускника.

Трудоустройство – главный критерий конкурентоспособности выпускников.

Трудоустройство зависит в первую очередь от специальности. Среди множества специальностей и специализаций АлтГТУ есть профессии, обеспечивающие гарантию трудоустройства «не ниже среднего».

Сейчас, в условиях жесткой конкуренции необходимо управление процессами взаимоотношений с потребителями – заказчиками кадров, для повышения конкурентоспособности выпускников [21].

Одним из важнейших направлений в работе вуза является адаптация учебных планов и программ к требованиям рынка труда. Реальности сегодняшнего дня таковы, что оценка качества подготовки специалиста переместилась за пределы учебного заведения, то есть в большей степени ее дает работодатель.

По каждой специальности существуют государственные требования к уровню подготовки выпускника, содержащие:

- федеральный компонент;

- региональный компонент;

- требования учебного заведения.

В государственном образовании стандарт создается с учетом требований потребителей кадров, возможно, даже с опережением, однако часто на основании этих требований сложно представить себе модель специалиста, то есть ответить на вопрос, какого специалиста готовить, и уж совсем не ясно, для кого. Для этого необходимо более глубокое изучение рынка труда.

Согласно принятой АлтГТУ системе менеджмента качества, владельцем процесса «Трудоустройство и адаптация к рынку труда выпускников» является профилирующая (выпускающая) кафедра, в лице заведующего, который работает во взаимодействии с поставщиками, потребителями и участниками процесса.

В роли поставщика процесса выступают все структурные подразделения университета (ректорат, управления, отделы, деканаты, кафедры), участвующие в организации и реализации образовательного процесса, результатом которого является выпускник – молодой специалист.

Потребителями процесса являются работодатели – предприятия, учреждения, организации и другие организационные структуры реализующие различные виды профессиональной деятельности (например, проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая и др.) и предоставляющие вакансии и рабочие места для трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников АлтГТУ.

Целями маркетинговой деятельности кафедры являются:

- трудоустройство и адаптация к рынку труда выпускников;

- приведение в соответствие с рынком труда региона объема, номенклатуры и качества подготовки выпускаемых специалистов;

- прогнозирование спроса на специалистов – выпускников кафедры;

- временная занятость студентов;

- стажировки и практики, предусмотренные ГОС ВПО и рабочими учебными планами;

- работы со студентами по вопросам их адаптации на рабочем месте;

- маркетинговые исследования рынков труда и образовательных услуг.

Цели кафедры в области маркетинга выполняются совместно с отделом маркетинговых исследований [25].

Результатами маркетинговой деятельности кафедры являются:

- содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников;

- информация о текущем и перспективном трудоустройстве выпускников, их карьерном росте, потребностях работодателей региона в сфере высшего профессионального образования;

- систематически актуализируемая база данных выпускников;

- временная занятость студентов;

- стажировки и практики, предусмотренные учебным планом;

- информация о спросе и предложении на рынке труда;

- ярмарки вакансий, презентаций профессий, долговременные программы сотрудничества;

- результаты маркетинговых исследований рынков труда и образовательных услуг;

- предложения по корректировке учебных планов, номенклатуре специальностей и структуре выпуска в соответствии с текущими и планируемыми потребностями экономики региона.

Согласно принципу ориентации на потребителя (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) важным и необходимым элементом в управлении качеством образования являются требования всех заинтересованных сторон, и в первую очередь работодателей, к уровню подготовки специалистов в вузе [13, 17]. Эти требования, прежде всего, представляют собой набор профессиональных характеристик, которыми должен обладать специалист в области своей профессиональной деятельности, чтобы наиболее точно соответствовать специальности и успешно выполнять профессиональные обязанности. Требования (характеристики) выражаются, как правило, в нечетких понятиях, например, в таких как "организаторские способности", "знание компьютерной техники" и др.. Кроме того, работодателей интересуют не только профессиональные характеристики, но и уровень (минимально допустимый или оптимальный) обладания специалистом теми или иными качествами из перечня. Таким образом, появляется необходимость количественного измерения (определения) уровня обладания специалистом требуемыми качествами.

Непосредственно измерить уровень обладания характеристиками затруднительно, поэтому вместо измерения лучше вести речь об оценке либо о вычислении показателей качества с использованием косвенных показателей. Для того чтобы сделать вывод о качестве услуги или продукции, необходимо иметь нормы качества, которые формируются на основе анализа потребностей заинтересованных сторон и накопленной статистики по данному показателю качества.

Полученные в процессе обучения с помощью специальных методик профессиональные характеристики каждого студента, сформированные с учетом требований заинтересованных сторон и выраженные в терминах образовательного процесса или образовательной программы, отражают действительный уровень обладания конкретным студентом этими характеристиками. Все характеристики, входящие в набор, могут иметь различную важность с точки зрения работодателей, что находит отражение в весовых коэффициентах соответствующих показателей [17].

В общем случае выпускник характеризуется рядом факторов, которые можно разбить на две группы:

- профессиональные знания, умения и навыки, которые непосредственно характеризуют выпускника как специалиста в профессиональной области (для научной сферы и сферы высшего образования это могут быть также характеристики научной составляющей подготовки);

- личностные качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно-психологические характеристики – моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности; характеристики здоровья и физической подготовки; характеристики культурного развития) [32, 37].

Все сказанное выше можно представить в виде модели профессионального портрета специалиста, имеющей инвариантную для всех специальностей часть и специфичную для групп специальностей (см. рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 - Модель выпускника кафедры

 

Образовательный процесс кафедры, основой которого является учебная и воспитательная работа со студентами, оказывает значительное влияние на формирование выпускника как личности и как специалиста, обладающего необходимым набором профессиональных качеств и навыков.

Составление максимально достоверного «портрета» выпускника является необходимой задачей с точки зрения обеспечения качественного трудоустройства, подбора кадров оптимально подходящих под требования организаций.

При этом применимы методы анкетирования и тестирования выпускников по различным аспектам и критериям.

Естественно, соотношение между составляющими модели выпускника для каждой специальности различны.

В процессе трудоустройства выпускника возникает также фактор качества полученного образования, которое можно оценить с помощью рейтинговой оценки. Чем выше рейтинг, тем более конкурентоспособны выпускники данной кафедры на фоне других кафедр-конкурентов.

С другой стороны рейтинг кафедры напрямую зависит от востребованности выпускников рынком труда. Таким образом, эти факторы являются взаимозависимыми: чем выше рейтинг специальности, тем выше не нее спрос, и чем больше спрос, тем более высокий рейтинг.

Высокая оценка качества деятельности кафедры улучшает положение кафедры на основном для нее рынке – рынке образовательных услуг, так как ее выпускники более конкурентоспособны, чем выпускники аналогичных кафедр [18].

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что залогом успеха в дальнейшем развитии кафедры является улучшение качества ее услуг, которое можно определить с помощью рейтинговой оценки.

 

Кафедра вуза

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением факультета (университета), осуществляющим учебную, методическую и научно–исследовательскую работу по одному или нескольким родственным направлениям или специальностям, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Кафедра также может вести другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Уставом АлтГТУ, виды хозяйственной деятельности, направленные на выполнение вузовских уставных целей, повышение квалификации и благосостояния её работников.

Главная цель кафедры – удовлетворение потребностей в обучении или повышении квалификации с использованием новых образовательных технологий и качественного обеспечения учебного процесса.

Эффективная реализация образовательных технологий подготовки специалистов возможна лишь при создании соответствующих организационных, кадровых и материальных условий.

В связи с этим можно выделить основные задачи кафедры:

- проведение по всем формам обучения лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами, на высоком теоретическом и научном уровне;

- руководство учебной, производственной и преддипломной практикой, курсовым и дипломным проектированием, курсовыми и дипломными проектами (работами), а также самостоятельной работой студентов по изучению дисциплин кафедры;

- проведение курсовых экзаменов и зачетов;

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

- удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно–педагогических кадрах высшей квалификации;

- разработка, представление на утверждение в установленном порядке и внедрение учебных планов и вузовских образовательных стандартов по направлениям и специальностям подготовки, образовательных стандартов по учебным дисциплинам кафедры, а также подготовка заключений по учебным программам, составленным другими кафедрами;

- подготовка учебников, учебных и методических пособий, в том числе с грифами УМО, Минобразования РФ, Сибирского учебно–методического центра высшего профессионального образования (СибРУМЦ), монографий и научных публикаций, а также составление заключений по поручению ректората на учебники, учебные пособия и учебно–методическую литературу;

- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ в соответствии с утвержденными планами, в том числе по проблемам образования;

- руководство научно–исследовательской работой студентов;

- обсуждение законченных научно–исследовательских работ, внедрение результатов этих работ в производство; рекомендации для опубликования законченных научных работ;

- проведение мероприятий по организации воспитательной работы среди студентов;

- рассмотрение индивидуальных планов учебно–воспитательной, научной, методической и другой работы сотрудников кафедры;

- изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей;

- оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;

- разработка и осуществление мероприятий по использованию при проведении учебных занятий современных информационных и компьютерных технологий, аудио–, видеотехники и других технических средств;

- подготовка научно–педагогических кадров, рассмотрение диссертаций, представляемых к защите сотрудниками кафедры или по поручению ректората и диссертационных советов факультета другими соискателями;

- оказание практической помощи в трудоустройстве молодых специалистов и организация систематической связи с выпускниками кафедры и руководством предприятий, учреждений и организация, на которых они работают;

- установление связи с предприятиями, учреждениями и организациями в целях обобщения и распространения передового опыта, оказания им научно–технической помощи;

- проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры, просвещения и здравоохранения;

- организация участия преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов кафедры в конкурсах, конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.;

- участие в наборе абитуриентов;

- обеспечение сохранности закрепленных за кафедрой лабораторий, помещений, а также оборудования, приборов и других материальных ценностей;

- обеспечение внутренней и внешней аттестации кафедры в соответствии с решением учёного совета университета.

В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели (преподаватели), ассистенты, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты, докторанты и учебно-вспомогательный персонал: заведующие лабораториями, инженеры, инженеры-программисты, учебные мастера и другие категории специалистов.

На рисунке 1.2 изображёна организационная структура кафедры (на примере кафедры Информационных систем в экономике АлтГТУ).

 

Рисунок 1.2 - Организационная структура кафедры

 

Кафедра образуется при наличии не менее пяти научных работников, из которых не менее двух должны иметь ученые степени или звания.

В отдельных случаях, при наличии крупных ученых или особой важности и специфики проводимой учебной или научной работы, кафедра может быть организована, в порядке исключения, и при меньшем числе работников.

В составе кафедры могут создаваться отделения, группы и т.п. для организации работы по отдельным формам обучения (очном, очно-заочном, заочном, дистанционном) или по отдельным специальностям (направлениям).

В состав кафедры могут входить научные, учебные, научно–учебные и производственные подразделения: филиалы, лаборатории, центры по повышению квалификации и переподготовке специалистов, которые создаются по предложению кафедры, факультета или ректората по решению ученого совета университета.

Вопросы деятельности кафедры рассматриваются, принимаются и утверждаются на заседаниях кафедры, на которых присутствуют все научно-педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал кафедры.

На заседания кафедры могут быть приглашены работники других высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, предприятий, организаций и учреждений.

Коллектив кафедры отвечает за организацию и постановку учебной, научной, методической, воспитательной работы и выполнение своих обязанностей.

За систематическое невыполнение коллективом кафедры своих обязанностей кафедра может быть подвержена административным взысканиям.

Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, избираемый на ученом совете университета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющий, как правило, ученое звание профессора и/или ученую степень доктора наук.

Заведующий кафедрой является научно-педагогическим работником и должностным лицом, выполняющим административные функции на кафедре и отвечающим за состояние учебной, научной, методической и воспитательной работы на кафедре.

Заведующий кафедрой непосредственно подчиняется декану факультета.

Для управления кафедрой заведующий кафедрой наделяется всеми необходимыми для этого полномочиями и ресурсами, определяемыми федеральными и вузовскими нормативно-правовыми актами.

В пределах своих полномочий заведующий кафедрой издает распоряжения по кафедре, обязательные для всех её преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов.

Можно выделить ряд функций управления деятельностью кафедры (см. рисунок 1.3). Ответственность за выполнение этих функций (процессов) возложена на заведующего кафедрой [26].

В функции кафедра входит также подготовка будущих специалистов, в совершенстве владеющих своей специальностью и обладающих высокими нравственно-этическими качествами, потребностью и способностью к творчеству и самосовершенствованию.

В какой-то степени кафедру можно интерпретировать как некую производственную единицу, производительная сила которой – преподаватели и научные сотрудники, а выпускаемая продукция – дипломированные специалисты и научные разработки.

 

Рисунок 1.3 – Дерево функции кафедры

В общем случае модель полного цикла оказания образовательных услуг кафедрой можно представить в следующем виде – рисунок 1.4.

 

Рисунок 1.4– Этапы жизненного цикла образовательного продукта кафедры

 

На рисунке 1.4 ключевым элементом является качество образовательных услуг кафедры. Именно от него, в конечном счете, зависит дальнейшее успешное развитие подразделения. На качество образования оказывают влияние все этапы жизненного цикла. Но наибольший вес здесь имеет фактор трудоустройства выпускников, определяющий насколько результаты образовательных услуг кафедры востребованы рынком труда. Очевидна прямая зависимость, если потребность в специалистах кафедры велика, то и спрос на специальность тоже будет значителен. Однако в конкурентной борьбе с другими аналогичными учебными учреждениями немало важным фактором является качество учебного и воспитательного процессов, в результате которых формируется конечный продукт образовательной услуги – выпускник [33].

 



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Система содействия трудоустройству выпускников в АлтГТУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система содействия трудоустройству выпускников в АлтГТУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)