Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента



2019-12-29 802 Обсуждений (0)
ТЕМА: Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)

ТВЕРСКОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Тверь 2017

Малышева Е.Н. Конспект лекций по дисциплине «Финансовый менеджмент» – Тверь, Изд.: Тверской институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета, - 2017. С.91.

 

Рассмотрено на заседании кафедры экономики Тверского института (филиала) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет» ….2016 г., протокол № .

Рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент.

 

© Тверской институт (филиал) МГЭУ, 2017

                                                      © Малышева Е.Н., 2017

ЛЕКЦИЯ №1

ТЕМА: Сущность, цели, задачи и базовые концепции
финансового менеджмента

План:

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

2. Функции финансового менеджмента.

3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента. 

 

1. Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления) 2) управляющая подсистема (субъект управления).

  Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности. Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

 3) Кругооборот капитала;

 4) Финансовые отношения.

 Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:  

1) Кадры (подготовленный персонал); 

2) Финансовые инструменты и методы;

 3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца. 

Основные задачи финансового менеджмента:

 1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

 2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

 3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия. 4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и  благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и   платежеспособности.

 

2. Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

- производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

 2). Функции субъекта управления

 - прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;

 - планирование финансовой деятельности;

- регулирование;

- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

 - анализ и оценка состояния предприятия;

- функция стимулирования;

- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

 

 3.  Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях: 1). Концепция денежного потока. 2). Концепция временной ценности денежных ресурсов. 3). Концепция компромисса между риском и доходностью. 4). Концепция цены капитала. 5). Концепция эффективности рынка капитала. 6). Концепция асимметричности информации 7). Концепция агентских отношений. 8). Концепции альтернативных затрат.

 1). Концепция денежного потока предполагает - идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без); - оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока; - выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; - оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

 2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

 Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: А) Инфляцией Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы В) Оборачиваемостью

 3). Концепция компромисса между риском и доходностью. Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

 4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия. 

5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

 - рынку свойственна множественность покупателей и продавцов; - информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

 - отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

 Существует две основных характеристики эффективного рынка:

 1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать  больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной  степени риска. 2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: - слабой - умеренной - сильной

 В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен. В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах. В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

 6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

 7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки

(участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

 8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу. 

 

ЛЕКЦИЯ №2

ТЕМА: Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента

План:

1. Системный подход ивзаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента.

2. Состав показателей информационного обеспечения финансового менеджмента.

 

1. Финансовый менеджмент тесно связан с производственным и инвестиционным менеджментом. Данные науки составляют единую систему, направленную на реализацию управленческих решений менеджерами предприятия.

Для более полного изучения взаимосвязи видов менеджмента рассмотрим сущность, цели, задачи и функции каждой науки.

Финансовый менеджмент как наука представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением, использованием и организацией оборота его денежных средств. Как практическая сфера деятельности финансовый менеджмент имеет несколько крупных областей. Общий финансовый  анализ и планирование на предприятии, управление источниками финансовых ресурсов, управление инвестиционной деятельностью, управление финансовой деятельностью, управление денежными средствами. В узком смысле финансовый менеджмент понимают как управление финансами (т.е. финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями). Финансовый  менеджмент как система управления состоит из подсистем управляющей, т.е. объекта управления(финансовые  ресурсы, их источники и финансовые отношения). Управляющие подсистемой или субъектов управления (финансовая дирекция, финансовый менеджер).

Существует система экономических целей, достижение которых служит признаком эффективного управления финансами предприятия: максимизация прибыли, занятие определенной доли рынка, рост объемов производства, избежание банкротства. Финансовый  менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

1) Формирование достаточного объема финансовых ресурсов предприятия;

2) Наиболее эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов;

3) Оптимизация денежного потока;

4) Максимизация прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;

5) Минимизация уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;

6) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.

Производственный менеджмент – система принципов и методов контроля производственных процессов организации, управление осуществлением основной деятельности предприятия с помощью координации действий и процессов. Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль).

Цель производственного менеджмента – формирование принципов эффективного функционирования системы управления производством, а также совершенствование технологии управления предприятием.

Задачами производственного менеджмента являются:

1) постоянное внедрение (освоение) в производство новых более совершенных изделий;

2) систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;

3) повышение качеств, потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;

4) снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном освоении новых изделий, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и изменение ее ассортимента.

Инвестиционный менеджмент – это совокупность методов, принципов управления инвестиционным процессом, управления движением инвестиционных ресурсов в целях получения дохода (прибыли) в будущем при минимизации затрат и издержек.

Инвестиционный менеджмент направлен на выполнение следующих задач:

• обеспечение роста экономического и производственного потенциала хозяйствующего субъекта;

• максимизация доходности инвестиционного объекта;

• минимизация рисков инвестиционной деятельности.

Инвестиционный менеджмент предполагает анализ, выбор и оценку инвестиционных объектов с учетом риска и доходности.

Цель инвестиционного менеджмента заключается в выборе такой инвестиции, которая давала бы наибольшую выгоду (доход) и сопровождалась бы с наименьшим риском. Инвестиционный менеджмент выполняет ряд функций:

• планирующая – стадия процесса управления, на которой осуществляется разработка инвестиционной стратегии и инвестиционной политики.

• организационная – для осуществления разработанных инвестиционной стратегии и политики требуется определение потребности в финансовых средствах, соотношения между собственными и привлеченными ресурсами, форм привлечения средств.

• координирующая – для получения эффективного результата от инвестиционной деятельности необходимо на каждом этапе инвестиционного процесса осуществлять мониторинг и координацию всех действий и мероприятий, направленных на достижение предусмотренных инвестиционной политикой целей и задач, корректировку принятых решений в связи с изменением конъюнктуры на инвестиционном рынке.

Исходя из изучения сущности, целей и задач финансового, производственного и инвестиционного менеджмента, можно сделать вывод, что при анализе данных дисциплин используют определенный научный инструментарий и понятийный аппарат. Все научные дисциплины пользуются такими понятиями, как риск, доходность, процент, инвестиции и т.д.

Каждая из наук преследует задачу минимизации затрат или риска при максимизации доходности или прибыли предприятия, но используя при этом свои инструменты и методы.

Любое решение, принимаемое в рамках системы управления в целом, непосредственно влияет на формирование и использование финансовых ресурсов и движение денежных потоков предприятия, затрагивая производственную сферу. Например, принятие решения о реализации крупного инвестиционного проекта может вызвать значительный отток денежных средств из текущей деятельности в форме изъятия нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений.

В процессе принятия финансовых, производственных и инвестиционных решений учитывают фактор неопределенности и риска, характерный для рыночной экономики. Как экономическая категория риск выражает вероятную опасность потерь прибыли, дохода и капитала, а также потенциальную возможность получения большей прибыли на вложенный капитал.

 

2. Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от информационного обеспечения. От качества информации, используемой для принятия управленческих решений в значительной мере зависит объем расходования финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и имеющихся финансовых инструментов и другие показатели, которые характеризуют уровень благосостояния собственников и персонала, темпы развития предприятия и т.д.

Система информационного обеспечения (информационная система) финансового менеджмента представляет собой непрерывный и целенаправленный отбор соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия.

Информационная система финансового менеджмента предназначена обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей. Основными пользователями финансовой информации являются внутренние и внешние пользователи.

Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Большая часть этой информации сосредоточена в финансовой отчетности, которая предоставляется предприятием.

Внутренние пользователи кроме вышеназванной используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, которая является коммерческой тайной.

Высокая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений обусловливает высокие требования к ее качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента, среди которых выделяют требования к ее значимости, полноты, своевременности, достоверности, понятности, сопоставимости, эффективности.

1. Значимость определяет, на сколько привлечена информация влияет на результаты финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.

2. Полнота характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

3. Достоверность определяет, на сколько информация, которая формируется, адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей.

4. Своевременность характеризует соответствие формируемой информации в ее потребности за период ее использования.

5. Понятность определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания теми категориями пользователей, для которых она предназначена.

6. Сопоставимость определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п.

7. Эффективность означает, что затраты на привлечение отдельных информативных показателей не должны превышать эффект, который будет получен в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.

Состав системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий.

Конкретные показатели системы информационного обеспечения формируются за счет внутренних и внешних источников информации. В разрезе каждой из этих групп источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового менеджмента подлежит предварительной классификации.

А. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников. Делится на четыре группы:

1. Показатели, характеризующие общее экономическое развитие страны, которые в свою очередь делятся на:

а) показатели макроэкономического развития;

б) показатели отраслевого развития.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка, а именно:

а) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка ценных бумаг (рынка фондовых инструментов);

б) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов, среди которых выделяют следующие группы:

а) банки; б) страховые компании; в) поставщики продукции; г) покупатели продукции; д) конкуренты.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Показатели этой группы формируются, как правило, в разрезе следующих блоков:

а) нормативно-регулирующие показатели по различным направлениям финансовой деятельности предприятия;

б) нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка.

Б. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников. Делится на три группы:

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по предприятию в целом. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. Формирование системы показателей этой группы основано на данных финансового учета предприятия.

Преимуществами показателей этой группы является их унифицированность, потому что они базируются на общепринятых стандартизированных принципах учета (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным аспектам формирования и распределения финансовых ресурсов, а также сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями).

В то же время, информационная база, которая формируется на основе финансового учета, имеет и отдельные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по определению в целом (что не позволяет использовать ее при принятии управленческих решений по отдельным сферам финансовой деятельности); низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, или в год); использование только стоимостных показателей (это затрудняет анализ влияния изменения цен на формирование финансовых ресурсов).

В состав этой группы показателей входят:

а) показатели, которые обязательно отражаются в балансе предприятия;

б) показатели, которые отражаются в отчете о финансовых результатах;

в) показатели, которые отражаются в отчете о собственном капитале и отчете о движении денежных средств.

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Формирование системы показателей этой группы строится на данных управленческого учета, который должен быть организован на предприятии.

Этот вид учета получил развитие в связи с переходом предприятий нашей страны к общепринятой в международной практике системы бухгалтерского учета, который позволяет существенно дополнить финансовый учет. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений и планирования деятельности предприятия в следующем периоде.

В сравнении с финансовым, управленческий учет имеет следующие преимущества: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а потому и тенденции изменений цен на сырье, продукцию); периодичность предоставления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.

Показатели группируются по следующим признакам:

а) по сфере деятельности предприятия (операционная, инвестиционная, финансовая);

б) по центрам ответственности;

в) по географическому расположению;

г) по виду конечной продукции и т.д.

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Использование всех представленных показателей, происходящих из внешних и внутренних источников позволяет создать на предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансами предприятия.

ЛЕКЦИЯ №3



2019-12-29 802 Обсуждений (0)
ТЕМА: Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА: Взаимосвязь финансового, производственного, инвестиционного менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)