Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА: Методы экономической диагностики эффективности управления финансами



2019-12-29 916 Обсуждений (0)
ТЕМА: Методы экономической диагностики эффективности управления финансами 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Методы экономической диагностики эффективности управления финансами.

2. Анализ финансового состояния, цели и задачи финансового анализа предприятия.

3. Методы оценки и инструментарий финансового анализа эффективности управления финансами.

1. Экономическая диагностика предприятия – это анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия неотложных важных решений, например, о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии и т.п.

В диагностике предприятия существуют два основных объекта анализа:

- результаты деятельности предприятия за период и его состояние на текущий момент времени

- основные бизнес-процессы предприятия.

Таким образом, формулируется первое положение диагностики, которое определяет две сферы приложения (см. рис.1).

Рисунок 1- Объекты диагностики предприятия

Основные объекты диагностики, увязывают финансовую диагностику с общим диагностическим процессом.

Представляется очевидным второе положениео том, что нельзя ограничить инструментарий диагностики расчетом только финансовых показателей. Финансовые показатели должны появляться на конечной стадии диагностики.

Следует не забывать, что диагностика не делается сама по себе – она служит целям управления. А управлять предприятием с помощью только финансовых коэффициентов – это не вникать и понимать причины «финансового нездоровья». Анализировать следует не только бизнес-процессы обеспечивающие «финансовую функцию» предприятия, но и все основные бизнес-процессы, связанные с деятельностью предприятия.

Рассмотрим структуру диагностики:

1) диагностика результатов деятельности и состояния предприятия.

Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов.

Представляется целесообразным следующее третье положение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования методов финансового анализа. Суть принципа – для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений. Практическая полезность данного принципа очевидна, учитывая то обстоятельство, что на многих предприятиях используется зачастую большое количество финансовых коэффициентов, перечень которых определяет финансовый директор.

Рисунок 2 - Инструментарий финансовой диагностики

Охарактеризуем содержание каждой из составляющих.

Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным шагом, финансовой диагностики.

Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует четвертое положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с каким-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

- показатели данного предприятия за предшествующие периоды времени,

- аналогичные показатели других предприятий, принадлежащих той же отрасли, (обычно предприятий-конкурентов).

Данное положение символизирует прагматическую простоту основной цели диагностики – по результатам диагностики следует сделать по возможности два вывода:

Как изменилось состояние предприятия по сравнению с предшествующими периодами – ухудшилось или улучшилось?

Насколько успешно наше предприятие работает по сравнению с конкурентами.

Третий инструментарий (см. рис. 2) финансовой диагностики – это традиционный набор финансовых коэффициентов.

Целесообразным упорядочить финансовые показатели по признаку операционной деятельности как главного фокуса предприятия с учет рыночной ориентации (рис. 3.) Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности предприятия признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). В самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой «маржей продаж» и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент предприятия от излишнего увеличения оборачиваемости. «Помни об угрозе банкротства» - говорят эти показатели. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

Рисунок 3- Структура финансовых показателей предприятия

В том случае, когда предприятие является акционерным обществом открытого типа и когда существует развитый рынок ценных бумаг, имеет смысл анализировать так называемые «рыночные показатели» типа прибыль на одну акцию, коэффициент дивидендных выплат и т.п.

После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику предприятия. Данное положение может быть характеризовано с помощью принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика предприятия должна производится согласно определенному временному регламенту.

Последняя процедура носит название «мониторинга» деятельности предприятия. В процессе мониторинга осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысл вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке).

В качестве последнего положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

S (Strengths) – сильные стороны деятельности предприятия,

W (Weaknesses) – слабые стороны деятельности предприятия,

O (Opportunities) – возможности предприятия, позволяющие ему улучшит свое положение,

T(Threats) – угрозы (опасности), с которыми может столкнуться предприятие на пути улучшения своей деятельности.

На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджер предприятия должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.

Основные положения финансовой диагностики:

Положение 1. Содержание диагностики составляют а) анализ результатов деятельности предприятия и б) анализ основных бизнес-процессов предприятия.

Положение 2. Финансовые показатели должны анализироваться в комплексе с остальными «нефинансовыми» показателями.

Положение 3. Принцип разумной достаточности: Для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.

Положение 4. Принцип сравнимости: Финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики.

Положение 5. Принцип временной согласованности: Финансовая диагностика должна производиться в соответствии с конкретным временным регламентом, например, раз в году производится крупномасштабная диагностика, а раз в месяц осуществляется мониторинг выборочных финансовых показателей.

Положение 6. Диагностика должна оканчиваться лаконичным представлением основных выводов, например, в формате SWOT-анализа.

Этим принципам должен следовать любой финансовый аналитик. В противном случае результаты диагностики будут бесполезными с точки зрения последующих управленческих решений, направленных на улучшение деятельности компании.

Таким образом, экономическая диагностика эффективности управления финансами предприятия располагает определенными методами, инструментами, такими как анализ его финансового состояния, оценка финансового потенциала и возможных перспектив его развития.

 

2. Одним из важнейших условий успешного управления предприятием является анализ и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.+

Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для ее нормального функционирования, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.+

Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений организации, и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.+

Первым признаком неудовлетворительного финансового состояния является: наличие непокрытого убытка; чистого убытка отчетного и предыдущего года; устойчивое снижение валюты баланса; просроченная кредиторская задолженность; непогашенные в срок займы и кредиты.+

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деятельности организации, оно определяет его технико-экономический потенциал и конкурентоспособность, а также служит гарантом эффективной реализации экономических интересов, как всех членов организации, так и его партнеров. Финансовое состояние выражается в соотношение средств организации и их источников.+

В современных экономических условиях деятельности каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания широкого круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования.+

Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность, перспективы развития.+

Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния организации и выявление возможностей его улучшения с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовое состояние организации – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств.+

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состоянии организации на основе его бухгалтерской отчетности.+

Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.+

Одним из способов снижения финансовых и операционных рисков считается постоянный качественный анализ финансового состояния организации.+

Именно финансовый анализ позволяет определить оптимальную структуру и состава активов, выбор источников финансирования и оптимизировать структуру капитала, управлять финансовыми потоками для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости.

Принято выделять два вида финансового анализа (рис. 1):+

Внутренний финансовый анализ – составная часть управления деятельностью организации, обеспечивает руководство информацией о текущем финансовом состоянии. Его цель состоит в обосновании управленческих решений инвестиционно – финансового характера в рамках разработанной и принятой стратегии развития организации.

Внутренний финансовый анализ проводится финансовыми менеджерами организации или собственниками его имущества с использованием всей совокупности имеющихся информационных показателей финансового и нефинансового характера.

Внутренний финансовый анализ позволяет оценить:

· имущественное состояние организации;

· обеспеченность финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;

· уровень ликвидности и платежеспособности организации;

· возможность погашения краткосрочных и долгосрочных обязательств;

· степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;

· достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

· потребность в дополнительных источниках финансирования;

· способность к наращиванию капитала;

· рациональность привлечения заемных средств;

· обоснованность политики распределения прибыли;

· деловую активность организации;

· вероятность банкротства и др.

Внешний финансовый анализ – составная часть управления финансами, обеспечивает информацией о финансовом состоянии организации внешних пользователей и является формой публичной финансовой отчетности.

Внешний финансовый анализ осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании, являющимися посторонними лицами для предприятия и поэтому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия, с целью изучения правильности, отражения финансовых результатов деятельности организации, его финансовой устойчивости и кредитоспособности.+

Внешний анализ менее детализирован и более формализован.+

Проведение финансового анализа включает следующие этапы:

· сбор необходимой информации;

· обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности);

· расчет показателей изменения статей финансовых отчетов;

· расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности (финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность);

· сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми);

· анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения);

· подготовку заключения о финансовом состоянии организации на основе интерпретации обработанных данных.

Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансово – хозяйственной деятельности организации.

Прежде всего — это связано с растущим влиянием внешней среды на работу организаций.+

В частности, усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно – правовых форм функционирования.+

Цель проведения финансового анализа – получение информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Главная задача финансовой деятельности организации сводится к наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке.+

Для этого оно должно постоянно поддерживать уровень платежеспособности и рентабельности, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.+

Все собственники бизнеса и подавляющее количество топ — менеджеров и ключевых специалистов заинтересованы в том, чтобы предприятие, в которое они вложили свои средства, силы и знания, успешно развивалось и приносило прибыль.+

Чтобы достичь этой цели, необходимо иметь экономически обоснованное управление деятельностью компании, которое базируется на всестороннем финансовом анализе.+

С этой целью необходимо решать следующие задачи:+

1. На основе установления и изучения взаимосвязи между разными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации оценивать выполнение плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию для улучшения финансового состояния организации.

2. Построить модели оценки и диагностики финансового состояния, провести факторный анализ, определив влияние различных факторов на изменение финансового состояния организации.

3. Спрогнозировать возможные финансовые результаты, исходя из экономического потенциала организации, при различных вариантах использования ресурсов.

4. Разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния, должна составить бухгалтерская отчетность.+

Безусловно, в анализе может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.+

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность.+

Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета).+

Тем не менее, чаще всего годовая отчетность является единственным источником внешнего финансового анализа.+

 

3. Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:+

1) Анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
2) Анализ финансового состояния предприятия;
3) Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.+

В результате финансового анализа определяется как текущее финансовое состояние предприятия, так и ожидаемые в перспективе параметры финансового состояния.

Задачи финансового анализа предприятия, прежде всего, подразумевают оценку информации, содержащейся в отчетности, которая послужит основой для принятия взвешенных управленческих решений в области развития компании, усиления конкурентоспособности, привлечения инвестиций и заемных средств, оценки партнеров, а также определения эффективности использования материальных, трудовых и производственных ресурсов.

Задачи, которые решаются с помощью финансового анализа:+

· определение финансового состояния компании на текущий момент;

· выявление тенденций и закономерностей в ее развитии за исследуемый период;

· установление факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние;

· выявление резервов, которые компания может использовать для улучшения своего финансового состояния;

· выработка рекомендаций, направленных на улучшение ее финансового состояния;

· оценка имущественного состояния организации (стоимость, структура и источники формирования имущества);

· определение показателей финансовой устойчивости и автономности организации;

· оценка платежеспособности.

Решить эти задачи можно только в случае одновременного выполнения двух условий: достаточная степень детализации аналитического учета, и наличие гибких механизмов для получения отчетов и запросов, позволяющих группировать и представлять учетную информацию в требуемой для пользователя форме.+

Для детального рассмотрения данных задач необходимо разработать методики анализа по каждому из перечисленных направлений.+

Наиболее перспективно проведение работ по каждому направлению раздельно (блочно) с объединением конечных результатов анализа в итоговых отчетных формах.+

Это позволяет определить, какие из основных задач финансового анализа, и в какой степени, а также в какой очередности следует решать аудитору при выполнении комплексного анализа.+

Однако не следует забывать о хозяйствующем субъекте как о целостной системе.+

Процесс разработки программы проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта — наиболее трудоемкий и сложный, так как именно на данном этапе необходимо отобрать из множества существующих наиболее приемлемые для данного субъекта методы исследований и оценок (критериев) его финансового состояния и финансово-хозяйственной деятельности.+

В настоящее время не существует идеальных методик исследований и оценок, применяемых на практике. Все они либо повторяют друг друга, либо находятся на стадии разработки, либо имеют существенные недостатки и недоработки, т.е. не позволяют однозначно решать поставленные задачи.+

Программа должна включать подробный перечень процедур, показателей и оценок, необходимых для решения поставленных задач.+

Финансовое состояние организации характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ее финансовых ресурсов.+

Расчет и анализ таких показателей осуществляется по данным баланса организации в определенной последовательности.+

Обобщающие показатели складываются под воздействием определенных экономических и других факторов. Различие понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка, и наоборот.+

Для целей анализа важное значение имеет классификация факторов на внутренние и внешние.+

Внутренними называются факторы, определяющие результаты работы организации. Внутренние не основные факторы, хотя и определяют работу производственного коллектива, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины.

Внешние факторы — это факторы, не зависящие от деятельности производственного коллектива, но количественно определяющие уровень использования производственных и финансовых ресурсов данной организации.

Социальные факторы могут быть зависимы от деятельности производственного коллектива, поскольку они входят в орбиту планирования социального развития организации.+

То же касается природных и финансово-экономических условий.+

Для решения конкретных задач финансового анализа применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия.+

В финансовой практике в зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов.+

Трендовый (горизонтальный) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.+

В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд).+

Наибольшее распространение получили следующие формы трендового (горизонтального) анализа:+

1) сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);
2) сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Эта форма анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности;
3) сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.+

Структурный (вертикальный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей.+

В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы структурного (вертикального) анализа: анализ активов, капитала, денежных потоков.+

1) структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются соотношение (удельные веса) оборотных и внеоборотных активов, состав используемых оборотных активов, состав используемых внеоборотных активов, состав активов предприятия по степени их ликвидности, состав инвестиционного портфеля и другие;
    2) структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес собственного и заемного капиталов, состав используемого собственного капитала, состав используемого заемного капитала по видам, состав используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату) и другие;

3) структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной (производственной) деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. Каждый из этих видов денежных потоков в свою очередь может быть глубоко структурирован по отдельным составляющим его элементам.+

Результаты структурного (вертикального) анализа также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной диаграммы структуры показателя.+

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.+

Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа: анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей, анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов, анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:+

1) сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности;+

2) сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции;+

3) сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится в разрезе сформированных на предприятии центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности;+

4) сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.+

Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой.+

В процессе осуществления этого анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности.+

Наибольшее распространение получили следующие аспекты такого анализа: финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов и рентабельности.+

Таким образом, важно тщательно и обоснованно определить задачи, выбрать методы исследований, параметры и оценки (критерии), позволяющие в полном объеме раскрыть финансовое состояние и особенности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта с целью решения управленческих задач.

ЛЕКЦИЯ № 5



2019-12-29 916 Обсуждений (0)
ТЕМА: Методы экономической диагностики эффективности управления финансами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА: Методы экономической диагностики эффективности управления финансами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)