Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимизация хозяйственной деятельности предприятия



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Оптимизация хозяйственной деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Ивахник Д.Е. и Григорьева В.З. // предлагают следующее решение задачи по оптимизации произ­водственной программы предприятия, состоящей в нахождении рационального сочетания цен и объемов реализации продукции.

“Общепринятым критерием оптимальности при формировании производ­ственной программы предприятия является максимум прибыли от реализации продукции (7, 8). Процесс определения оптимальных цен и объемов реализа­ции находит свое отражение, прежде всего, в изменении веса отдельных ви­дов продукции в общем объеме производства. Критерием изменения удельного веса отдельных видов продукции является показатель рентабельности продук­ции. При этом считается, что повышение в общем объеме реализации удель­ного веса более высокорентабельных изделий обеспечивает и наибольший размер прибыли (9).С целью определения зависимость между рентабельностью продукции и прибылью от ее реализации в качестве объекта исследования был взят выпуск этилацетата.

В ходе проведенного анализа влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия (1) для этилацетата была выявлена функция спроса вида:

                         Р = ао + а * V                                       (7)

где   Р — цена продукции, руб.;

V  — объем реализации в натуральном выражении, кг.;

 ао, а, — постоянные коэффициенты, значения которых определяются с

помощью математических методов.

С использованием метода наименьших квадратов была выявлена функция издержек вида:

                          С = bo + b * V ,                                       (8)

где С — общие затраты, руб.;

bo  — уровень постоянных затрат;

b — уровень переменных затрат на единицу продукции.

 Используя выражения (7) и (8), можно построить функцию прибыли:

 

                 П = V ( a 0 + a * V ) - bo – b * V                            (9)

и функцию рентабельности продукции:

 

R = [( V( a0 + a * V) - bo - b * V ) / (bo + b * V )] x 100%   (10)

Взяв первую производную функции прибыли (9) и приравняв ее к нулю, находим, что она достигает своего максимума при объеме реализации продук­ции, равном:

                     V п = - ( a 0  - b ) / 2 * a                                   (11)

Взяв первую производную функции рентабельности продукции (10) и приравняв ее к нулю, находим, что она достигает своего максимума при объеме реализации продукции, равном:

                  V R = [ - a bo  - √ a bo (a bo  - a0 b ) ] / a b            (12)   

 

В таблице 3.3 представлены показатели прибыли для этилацетата, выпускаемого предприятием. Расчет показателей произведен на основе выражений (7)—(11). Как видно из таблицы 3.3, наибольшему значению рентабельности продукции не соответствует максимально возможный размер прибыли. Это объясняется тем, что выражение (10) не равно выражению (11), т.е. функции прибыли и рентабельности продукции имеют максимумы при различных объемах реали­зации продукции. Данная закономерность установлена для функции спроса вида (7) и функции издержек вида (8). Однако в реальных условиях могут встречаться также зависимости, описываемые и другими видами функций. Можно доказать, что и в этом случае функция прибыли и рентабельности продукции имеют максимумы при различных объемах реализации продукции.

 

  Таблица 3.3 – Расчет показателей прибыли для этилацетата

Ежемесячный объем продаж, кг. Цена продукции, рублей Себестоимость единицы товара, рублей Себестоимость, рублей Выручка от продаж (без НДС), рублей Прибыль от реализации продукции, рублей Рентабельность продукции, %

134682

10,660

4,40

592601

1435710

843109

142,3

196602

9,860

4,30

845389

1938496

1093107

129,3

204561

9,803

4,29

878268

2005291

1127023

128,3

214564

9,680

4,28

919210

2076950

1157740

125,9

224758

9,554

4,28

960934

2147445

1186511

123,5

231654

9,470

4,27

989160

2193684

1204524

121,8

245487

9,300

4,26

1045778

2282909

1237130

118,3

254879

9,184

4,25

1084220

2340806

1256586

115,9

265478

9,054

4,25

1127601

2403537

1275936

113,2

278954

8,888

4,24

1182759

2479306

1296547

109,6

288795

8,767

4,23

1223038

2531814

1308776

107,0

293654

8,707

4,23

1242926

2556862

1313936

105,7

304785

8,570

4,23

1288485

2612051

1323566

102,7

312451

8,476

4,22

1319862

2648289

1328427

100,6

322356

8,354

4,22

1360403

2692969

1332566

98,0

329875

8,262

4,22

1391178

2725275

1334096

95,9

334311

8,207

4,22

1409335

2743682

1334347

94,7

345874

8,065

4,21

1456662

2789387

1332725

91,5

 

Выше изложенное позволяет сделать важный вывод: производственная программа предприятия, обеспечивающая максимальную прибыль от реализа­ции продукции, приводит к минимизации предпринимательского риска, свя­занного с деятельностью данного предприятия, но не обеспечивает макси­мально возможной эффективности производства.

Таким образом, в процессе оптимизации структуры выпускаемой про­дукции предприятие сталкивается с фундаментальным противоречием, ди­леммой: либо производственная программа обеспечивает максимальную прибыль, либо максимальную рентабельность продукции. В такой постанов­ке выбор оптимальной структуры выпуска носит многокритериальный ха­рактер.”/5/

Заключение

Современные условия хозяйствования, характеризующиеся поворотом экономики страны на рыночные отношения, требуют от предприятий опера­тивного реагирования на изменение спроса, подчинения производства по­требностям рынка. Возникает необходимость пересмотра стратегии и тактики предприятия как по отношению к внешней, так и внутренней среде. Макровнешняя среда влияет на ОАО “Моломский ЛХЗ” опосредовано через предприятия-пользователи продукции. Она проявляется через влияние политических, социально-экономических, правовых, научно-технических, культурных и природных факторов. Микровнешняя среда представлена поставщиками, потребителями, посредниками, конкурентами. Ее влияние заставляет искать пути увеличения конкурентоспособности предприятия.

 Оптимизация производственной программы, состоящей в нахождении рационального сочетания цен и объемов реализации продукции, занимает одно из центральных мест в системе управления производством. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия показывает, что для максимизации прибыли необходимо снизить цену, “пусть несколько десятков крупных и средних предприятий в различных отраслях подадут пример снижения цен, преследуя при этом, казалось бы, более чем меркантильную цель – увеличить объемы продаж и свою прибыль. Эффект снижения цен даже отдельными предприятиями будет аналогичен тому, который наблюдают, бросая камень в воду…так и с ценами: снижать их начинают лидеры, а последователями становятся все”./6/ Однако не всегда существует прямая зависимость между прибылью и рентабельностью, “производственная программа предприятия, обеспечивающая максимальную прибыль от реализации продукции, приводит к минимизации предпринимательского риска, но не обеспечивает максимально возможной эффективности производства”./5/. Поэтому в процессе оптимизации производственной программы, перед предприятием встает выбор: либо производственная программа обеспечивает максимальную прибыль, либо максимальную рентабельность продукции.

Приложение А

    Библиографический список

1. Басовский Л.Е. Курс лекций «Маркетинг» - Москва.:  ИНФРА-М, 2001.-219с.

2.  Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 1999. – 656 с.

3.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика.- М.: Финпресс, 1998.

4. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. Пособие с нем./ Под ред. И.С.Минко. – М.: Высшая школа, 1995.

5. Ивахник Д.Е., Григорьева В.З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений/ маркетинг в России и за рубежом, № 1, 1999, с.9.

6. Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия/ маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2003,с.18.

7. Котлер Ф. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1998.

9.  Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др./ Под ред. А.Н.Романова.- М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1995.

10. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Моломский лесохимический завод” за 2002 г.

11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. – М.:ИНФРА-М, 1997.

12.  Российский статистический ежегодник 2002: Стат. сборник/ Госкомстат России.- М., 2002.-690с.

13.  Скопина И.В. Маркетинг: Сборник практических работ. – Киров: издательство ВятГУ, 2002.-91с.

14.  Технологический регламент производства угля древесного от 26.03.82г.

15.  Технологический регламент производства этилацетата от 18.05.82г.

16.  Устав открытого акционерного общества “Моломский лесохимический завод” №2 от 28.06.96г.

17.  Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов н /Д.: Феникс, 2001.-512.

18. Финансы предприятий: Учебник/ Н.В.Колчина, Г.Б.Поляк, Л.П.Павлова и др.; Под ред. Проф. Н.В.Колчиной.- М.:Финансы,ЮНИТИ,1998.-413с.

19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.- М.: ИНФРА-М,1997.-343с.

 

 

 

 

Приложение Б



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Оптимизация хозяйственной деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимизация хозяйственной деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)